Урок №05. Кэндзюцу
Урок №05
04 Раздел “Кобудзюцу — фехтовальная техника”. Урок 02. Кэндзюцу — “фехтование катаной”
Уровень обучения — ОМОТЭ. Омотэ – первая (открытая) часть обучения в Рю.
Многие считают, что на среднем и высоком уровнях обучения преподают “секреты”. Однако главное в Катори — самые первые начальные формы (ката). Все остальное — в основном дополнение, позволяющее повысить уровень мастерства. Поэтому на отработку первых 4-х форм с мечами тратится больше всего времени:
1. Ицуцу-но тачи -– меч пяти форм
2. Нанацу-но тачи -– меч семи форм
3. Касуми-но тачи -– меч собрания богов
4. Хакка-но тачи -– меч восьми богов
Базовые позиции — камаэ.
В Позициях (камаэ) находятся кратковременно. Переход из одного положения в другое – молниеносный. Не пытайтесь двигаться в камаэ. Передвигайтесь естественно, как в обычной жизни.
1. Камаэ-то — выведение меча из ножен и принятие позиции
2. Ното — вкладывание меча в ножны
3. Сэйган-но Камаэ — “боевая позиция правильного глаза”
4. Миги-гэдан-но Камаэ — “правосторонняя боевая позиция с мечом, опущенным в нижний уровень”
5. Хидари-гэдан-но Камаэ — “левосторонняя боевая позиция с мечом, опущенным в нижний уровень”
6. Сувари-гэдан-но Камаэ — “боевая позиция с мечом на нижнем уровне, сидя на левом колене”
7. Миги-дзёдан-но Камаэ — “правосторонняя боевая позиция с мечом на верхнем уровне”
8. Хидари-дзёдан-но Камаэ — “левосторонняя боевая позиция с мечом на верхнем уровне”
9. Ваки-тори-но Камаэ — “боевая позиция с мечом с боку от туловища”
10. Син-но Камаэ — “боевая позиция Истины”
11. Ся-но Камаэ — “решительная позиция”, “позиция самоотверженности”
12. Ин-но Камаэ — “боевая позиция Инь (темного начала Вселенной)”
13. Тэура-гасуми-но Камаэ — “боевая позиция-защита с отходом по диагонали влево”
14. Ко-гасуми-но Камаэ — “боевая позиция-защита с отходом по диагонали вправо”
15. О-гасуми — “удар мечом снизу по кисти противника”
16. Маки-учи-мэн — “кручёный удар в голову”
17. Ёкомэн-учи — “удар в голову сбоку”
18. До-учи — “удар по туловищу”
19. Сунэ-учи — “удар по голени”
Камаэ Катори Синто стиля.
Камаэ Катори Синто стиля. На видео — ученик Школы Сугино-сэнсэй. Япония.
Особенности техники
В Катори Синто Рю стойки имеют огромное значение. С них начинают обучение и к ним возвращаются снова и снова по мере роста уровня. Многие из них по мере роста уровня начинают воприниматься не как статические положения, а как положения переходные или завершающие удар. Основные стойки (за исключением ин-но камае) достаточно широкие и низкие. Положение должно быть удобным, спина – прямой, плечи – не напряженными. На начальном уровне отрабатывают переходы из основной стойки, которая называется сейган (правосторонняя полуразвернутая позиция, меч на среднем уровне) в каждую из других с возвращением обратно. Затем последовательную смену нескольких стоек просто и в сочетании с ударами.
Основной базовый удар мечом называется маки-учи-мен и выполняется с “замахом” на левое плечо. Отдельная стадия замаха как правило отсутствует, паузы на замахе нет.
Боковые удары могут выполняться на верхнем, среднем и нижнем уровне. Для них характерно отсутствие замаха по кругу — кончик меча двигается почти по прямой и почти не отводится назад. Кроме того, используют различные удары по рукам, как правило небольшой амплитуды, широкие удары по диагонали как сверху вниз, так и снизу вверх, и некоторые другие. В дополнение используют колющие удары и удары рукоятью меча.
Блоки мечом обязательно дополняются уходом с линии атаки, при этом сначала уходят корпусом, только потом подставляют меч – такое движение легко потом перевести из ухода-блока в уход-контрудар.
Этих позиций вполне достаточно для изучения данного раздела кен-дзюцу.