Этюд об оружии
«Мужчина с оружием – дважды мужчина» (исп.)
Реальность современной жизни строит функционирование человека по схеме «дом – работа – дом», включение в эту схему дополнительных элементов зависит от социума и личных пристрастий. Эти включения – хобби и увлечения. Зачастую они заполняют мир человека до такой степени, что он начинает существовать как бы в другой (2-ой) реальности. Человек в ней живет, мечтает, играет (играют не только дети), огорчается неудачам и радуется успехам. Эти игры взрослых людей серьезны, они могут быть опасны для человека и общества, а могут быть психотерапевтически необходимы для того, чтобы не стать оболваненным» и нравственноизуродованным «винтиком» государства и социума. Каждая 2-я реальность имеет свои специфические аксессуары, органичные в ней и чужеродные вне.
«В каждой избушке свои игрушки»
«Дом – работа – дача – дом» – лопата дачника мешает в его офисе. «Дом – работа – баня – дом» – врач с веником под мышкой, нелеп в операционной. «Дом – работа – девочки (мальчики) – дом» – презерватив не очень нужен в банке. «Дом – работа – водка («ширка») – дом» – нормальный человек воспринимает шприц в реальности своего бытия как нечто чужеродное, нежелательное и свидетельствующее о неблагополучии. Наркоман воспринимает шприц в своей реальности с точностью до наоборот, как нечто родное, желательное и свидетельствующее о его «наркоманском» благополучии. «Дом – работа – спортзал – дом» – оружие – неотъемлемая составляющая реальности боевых искусств. Насколько нелеп и подозрителен гражданин с рапирой (мечом, нагинатой, копьем, шестом и т.д.) на улице современного города, настолько он естественен в зале боевых искусств.
В гражданском обществе оружие утратило былое значение. Мечи самураев и трости джентльменов канули в Лету вместе с их носителями. Прогулка по городу с мечом за поясом закончится в отделении милиции. Там же зачастую оказываются любители камня (ножа) за пазухой. Нормальное государство обязано обеспечивать безопасность своих граждан, в том числе и методом их разоружения.
«Против лома нет приема, если нет другого лома»
Автор любит оружие. Каждый мужчина его любит, но не каждый в этом признается, даже самому себе. Генная память умной обезьяны, впервые взявшей в лапу палку, чтобы проломить голову глупой обезьяне и съесть ее банан, сидит в каждом. Инфернальный страх, возникающий при угрозе ножом, таится в той же памяти. Блеск ножа – это блеск клыков саблезубого тигра в отблесках пещерного костра. Полуобезьяны брали палки и выбивали клыки вместе с жизнью у саблезубых тигров. Тигры закончились, а обезьяны стали людьми. Развитие человечества – это путь оружия. Мир менялся, но! Милиционер берет резиновую палку и выбивает нож (вместе с зубами) из лап хулигана. Заботливый отец ремнем выбивает «дурь из мягкого места» проказника-сына. Бритоголовый монах бьет «кеси» по спине задремавшего медитатора в современном дзен-до.
Адепт боевого искусства протягивает руки и получает … не по рукам! По мозгам!
Выхолащивание боевой сути традиционных боевых искусств – в современных единоборствах проявляется в стремительном исчезновении техник с оружием. Если не принимать во внимание крайние варианты: спортивные разновидности борьбы, бокса и прочие изначально безоружные единоборства с одной стороны, и чистое фехтование (европейско-олимпийское, кендо, нагината-до, арнис) с другой – получается весьма удручающая картина.
Традиционное каратэ, где все техники рук предполагали использование подручного оружия, зачахло как печальный кустик в тени «развесистой клюквы» спортивного каратэ – современных раскрученных стилей. Реально превратилось в «Путь пустой руки» – военизированную гимнастику с соревнованиями той или иной степени жесткости. Хрестоматийные нучаки, сай, тонфа сейчас интересуют только отдельных энтузиастов.
Гигантский пласт традиционного ушу в нашем регионе представлен безоружным боем и сценической хореографией. Живые носители оружейной культуры Старого Китая автору не встречались.
Традиционные комплексы парных ката Кодокан-дзюдо с оружием неизвестны не только спортсменам дзюдоистам но и их учителям.
Айкидо – созданное на двигательной базе фехтования мечом и шестом, сейчас вооружено «те-гатаной» (рукой-мечом), которой и выполняются физкультурно-мистические «модельные формы атаки» – истинный смысл которых зачастую непонятен даже уважаемым инструкторам.
Айкидоки с просветленными лицами выполняют «десять тысяч шоменов» по воздуху голой рукой, и хватают «руки-мечи» доброжелательных партнеров, годами защищаясь от секущих ударов сверху и сбоку, загадочного прямого в туловище, в суровом прошлом вполне конкретного тычка ножом. Мечи-бокены и палки-дзе в подавляющем большинстве стилей выполняют ритуально мистическую и декоративную функцию.
«Толпою унылых подруг обезличена,
Ты – злой ребенок из мелодрамы.
В моих мечтах была возвеличена
До светлого образа прекрасной дамы»
В. Есипов
Айкибудо выделяется из видов Айкидо включением в программу изучения технической базы старинной и уважаемой школы бу-дзюцу Теншин-Шоден-катори-шинто-рю. Именно это включение работы с традиционным разнообразным оружием создает из простенькой стилевой разновидности Айкидо нечто такое, что при наличии грозного суффикса «Бу» (боевой), может считаться удачной версией японского боевого искусства. Хотя и в этой системе изучение техник от оружия (Аж! 3 от ножа и 2 от палки) начинается после 1-го дана. Мастера опасаются, что их могут побить и порезать, учеников (всяких там Кю) им видимо не жаль.
Изучение стилевого оружия на высших ступенях освоения техник – постулат большинства из меньшинства боевых систем еще сопротивляющихся тотальному разоружению единоборств.
Плотно и грамотно техники защиты и нападения с использованием ножа и палки изучаются в боевых системах утилитарно-прикладного назначения, созданных для нужд силовых структур, но неизвестных широким слоям интересующихся боевыми искусствами.
«Люби книгу – источник знаний» М. Горький
Автор любит книги и любит аналогии. Если провести аналогию между видами боевых систем, использующих оружие, с литературными жанрами, то занятия спортивным фехтованием похожи на увлекательное чтение телефонного справочника. Традиционные бу(дзю)дзюцу (Ягю-Шинган-рю, Кашима-Шинто-рю, Катори .. и прочие Рю) – это чтение исторического романа. Кобудо окинавского типа и специальные техники «силовиков» – боевики. Недавно появились и «страшилки». К оружейным триллерам Автор относит системы, расплодившиеся с легкой руки А. Тараса, и рассматривающие использование в бою подручных предметов обихода, приспособлений, фрагментов бытового имущества, сельскохозяйственного инвентаря и строительного мусора. Вот уж где фантазии нет предела. Стул от ножа, пояс от палки, утюг от рэкетира, «заточка» от карманника, спица от меча, спичечный коробок от угонщика, огнетушитель от насильника, «розочка» от бутылки, трусы от Кардена …. «Черная медицина» – на обложке большими буквами: «издание только для теоретического изучения». Описано использование в т.ч. и перечисленных выше предметов для калечащего воздействия на критические точки тела. Укатайка! Представьте себе теоретическое изучение жима штанги лежа. Безусловно, в экстремальной ситуации все, что попадется под руку, этой рукой и используется. В хрестоматийном ушу, еще бессмертными даосами и реинкарнированными монахами за основу постановка базовой техники рук и ног взята работа с мечом (с кучей разновидностей) и палкой (видов поменьше, но тоже разные). После этого, чтобы ни брал в руки Мастер боя, это превращалось в смертоносную оснастку смертоносной техники. Но это в руках мастера. Теоретическое изучение боевого потенциала плюшевого мишки – это уже не триллер, а что-то про Вини-Пуха.
«Чем дальше, тем чудесатее и чудесатее»
Л. Кэрролл
Удивительно, что глупые американцы не догадались оформить бросание тортами и подскальзывание на банановой кожуре как стройную боевую систему использования кондитерских изделий в рукопашной схватке. Тогда и «медвежью болезнь» с неопрятностью мочой и калом при угрозе жизни можно трактовать как использование не подручного, а «подножного» биологического оружия в целях защиты и нападения. Можно! Но зачем важничать? «Оружие уличного бойца» (под ред. А. Тараса) – шнур от телевизора, утыканная гвоздями бейсбольная бита, опасная бритва, «пика и притыка», ложка заточенная и не очень. Самоучитель для «отморозков».
Боевая система – это система! Т.е. упорядоченное, поэтапное приобретение умений, навыков владения телом и оружием, их наработка на воздухе, предметах, партнерах и только после этого использование в бою. Представляете спарринг кирпичами? А зубочистками… ножницами… рояльной струной… вилами и граблями? Автор, в силу ограниченности воображения, не представляет. Если нет отработки и наработки, боевая система – системой, тем более боевым искусством не является.