История тайдзюцу
Рукопашный бой
В России Джиу-джитсу широко известно со времен русско-японской войны 1904—1905 гг. Написание и произношение в форме «джиу-джитсу» следуют тогдашнему обычаю передачи японских слов через посредство английского языка и давно стали традиционными, хотя более поздняя система кириллической транскрипции непосредственно с японского (для которой недавно предложили название «киридзи») воспроизвела бы это слово как «дзю-дзюцу» — сравните с позже заимствованным словом «дзюдо». Последнее также первоначально именовалось в России и СССР «джиу-до», позже «дзюу-до» и «дзюудо» и считалось просто более новым вариантом старого джиу-джитсу. В конце 1930-х японские системы борьбы были в СССР в своем исходном виде практически запрещены и сведены в единственную «идеологически верную» борьбу самбо; при этом было забыто самое имя борьбы дзюдо. Когда же в 1964 году она вошла в программу Олимпийских игр, то потребовалось создать советскую сборную; для этого в срочном порядке переучили самбистов и заново заимствовали название «дзюдо», уже в новой транскрипции. А слово «джиу-джитсу» сумело (несмотря на тот же запрет) закрепиться в художественной литературе, остаться на слуху и полного забвения избежать, так что сохранило свой первоначальный, хотя и далекий от японского произношения вид. Интересно, что выжила дореволюционная форма названия, а более поздняя (середины 1930-х) «дзюу-дзицу» исчезла.
Дзю-дзюцу (в переводе «мягкое искусство») — японское искусство борьбы без применения оружия, использовалось самураями при отсутствие оружия. Также практиковалось в низших слоях населения, которым ношение оружия было запрещено. Основные приемы — удары в наиболее уязвимые части тела, выкручивание суставов (с бросками) и др. Возник в XIII в. как вид физической и боевой подготовки самураев. До эпохи Эдо входило в состав школ (рю), где обучались не только борьбе без оружия (как без доспехов, так и в доспехах), но также фехтованию, включая кен-дзюцу; в некоторых рю также верховой езде, стрельбе из лука, плаванию и т.д..
Айки дзю-дзюцу – японское искусство борьбы без оружия, разновидность дзю-дзюцу выполняемое с использованием внутренней энергии Ки/Ци;
Айки-дзюцу – сокращенный термин от айки-дзю-дзюцу.
Тайцзицюань – буквально Великий предел кулака, или кулак Великого Предела, китайское мягкое боевое искусство, один из видов ушу. Популярно как оздоровительная гимнастика.
К главным особенностям ТайЦзиЦюань относятся мягкий, перекатывающийся шаг с плавными и непрерывными движениями и «толкающие руки» (туй-шоу). Мягкий, перекатывающийся шаг позволяет сохранять равновесие при всех передвижениях, кроме прыжков, а «толкающие руки» (туй-шоу), известные также и как «липкие руки» (чи-сао на кантонском наречии) в винчун (юнчунь), способствуют наработке умения чувствовать и предугадывать движения противника по прикосновению и умения мгновенно переходить от защиты к атаке, одновременно сковывая движения нападающего. Это создаёт неудобства для противника, привыкшего только бить и не привыкшего к тому, что удары вязнут в защите. «Липкие/толкающие руки» (какиэ) известны также и в двух школах каратэ — в го-дзю-рю и уэчи-рю. Плавность и непрерывность движений, обычно нарабатываемая медленным выполнением комплексов, позволяет тщательно отработать технику движений и добиться большей скорости в бою, за счёт правильности техники и рациональности движений (разумеется, чтобы скорость действительно была высокой, помимо оттачивания техники, требуется ещё и отработка скорости, чему специально посвящён описываемый ниже комплекс пао-чуй).
Туй-шоу – (в переводе «толкающие руки») китайское искусство, комплекс парных упражнений – принципиально новый вид тренировки рукопашного боя созданный Чэнь Вантином (армейским офицером династии Мин, XVII век), вырабатывающий чувствование направления усилия противника и умение использовать его в своих интересах с применением «липких рук» в основе которого лежит баллистический метод работы мышц в сочетании с внутренней энергией Ки/Ци..
Тай-дзюцу – (в переводе «искусство тела») японское искусство ближнего боя без оружия. Одни исследователи считают, что этим термином назывались методы физической подготовки фехтовальщиков, другие – что это упрощенное дзю-дзюцу, лишенное ударов по уязвимым точкам и болевых приемов, и практикуемое в народе, третьи полагают, что это особые методы борьбы без оружия, использовавшиеся шпионами и разведчиками ниндзя, четвертые вообще считают, что “тай-дзюцу” – это синоним “дзю-дзюцу” и/или «тайцзи-цюань».
Система тай-дзюцу включает в себя практически все известные группы техник: удары руками и ногами, болевые выкручивания, броски, удушения и т. д., воплощает в себе традиции более чем тысячелетней истории развития японского искусства воинов-теней и, по всей вероятности, одна из немногих, которые еще считают своей главной задачей развитие сознания, духа воина через изучение реальной боевой техники и психофизической практики.
Об истинном лице Тай-дзюцу Вы узнаете, ознакомившись с данной серией статей «Тай-дзюцу».
Единоборства
Единоборства — виды спорта или боевые искусства, предполагающие, что участники состязаются вдвоём, один на один, без применения огнестрельного оружия. Цель единоборства — действуя в рамках оговоренных правил, проводить приемы, которые могут причинить сопернику максимальный физический ущерб либо поставить соперника в невыгодное положение, а также, соответственно, защититься от аналогичных приемов соперника.
Классификация единоборств. Единоборства подразделяются на спортивные и боевые.
Спортивные единоборства. В этом случае действуют более жесткие правила и ограничения (с целью минимизировать травматизм). Используются также разнообразные защитные приспособления (перчатки, капа в боксе и карате, шлемы; маски в фехтовании и др.).
Боевые единоборства. При обучении боевым единоборствам в программу входят приёмы, призванные помочь защите от нескольких противников, а также способы применения разнообразных подручных средств, полезные в реальной боевой ситуации.
Бои без правил. Это один из видов единоборств, практикуемых преимущественно в качестве шоу, в которых, в большинстве случаев, всё же действуют определённые правила.
Другие разновидности единоборств. В зависимости от арсенала используемых материальных средств единоборства могут проходить с применением оружия (палки, колющее или рубящее холодное оружие, нунчаки и т. п.) или без.
Единоборства также различаются по доминирующей технике, в качестве которой могут, в частности, выступать удары, толчки, захваты, броски, болевые приёмы, удушения и т. п.
Традиционные и современные школы
Традиционными школами считаются те школы, которые в течение 200 лет существенно не изменялись (не меняли принципы и методы преподавания). Обучение базируется на комплексе формальных упражнений (ката) и различных формах их реализации (рандори). Изучается как борьба без оружия, так и против вооруженного противника, фехтование в доспехах (экипировке) и без них, борьба в доспехах (затрудняется возможность привычных захватов).
Современные школы создавались на базе Традиционных Школ.
Цели изменений:
- создание специализированных направлений (например, для полицейских);
- приспособление к желаниям адептов и/или уменьшению травматизма в целях бизнеса;
- создание спортивных направлений.
В ХI в. японский врач Акаяма Сиробей систематизировал все известные ему приемы борьбы Японии и Китая для создания единой системы со своими принципами и методами. Гибкость ветки ивы под тяжестью снега помогла мастеру сформулировать легендарный принцип — «Мягкость управляет силой» и создать новую школу Ёсин-рю дзюдзюцу (буквально: «Направление мягкого искусства Сердца Ивы»).
Традиционное и современное Дзю-дзюцу легло в основу Кодо-кан дзюдо(мастер Дзигоро Кано) и айкидо (мастер Морихей Уэсиба).
Cовременные школы. Современные школы нередко сильно отличаются от исходных и формируются по принципу «дзюдо + каратэ» и в отличие от Традиционных Школ в современных не уделяется внимание работе с оружием. Ученики таких школ обычно не умеют противостоять вооруженному ножом противнику, обнаруживая, что тот бьется вовсе не так, как было принято во время тренировок без оружия.
Традиционные школы. О них Вы узнаете из следующей серии статей «Традиционные Школы».