Бубиси 9
Бубиси. Статья 9.
Раскрытие [секрета соотношения действия] жизненно-важных точек с 12 периодами [суток]
Шичэнь | Название точки | Номер точки |
---|---|---|
Крыса (23ч.-1ч.) | жи-юэ | GB 24 |
Бык (1ч.-3ч.) | ци-мэнь | LIV 14 |
Тигр (3ч.-5ч.) | чжун-фу | LU 1 |
Заяц (5ч.-7ч.) | шоу-сань-ли | LI 10 |
Дракон (7ч.-9ч.) | тянь-шу | ST 25 |
Змея (9ч.-11ч.) | фу-цзе | SP 14 |
Конь (11ч.-13ч.) | шао-фу | HT 8 |
Овен (13ч.-15ч.) | ци-хай | CV 6 |
Обезьяна (15ч.-17ч.) | цюй-гу | CV 2 |
Курица (17ч.-19ч.) | чжи-ши | BL 52 |
Пес (19ч.-21ч.) | цзе-инь-шу | BL 14 |
Свинья (21ч.-23ч.) | хуэй-инь | CV 1 |
(координаты точек даны по английской классификации)
Бубиси 8
Бубиси. Статья 8.
Рассуждение о поражении кровеносных сосудов и сухожилий при помощи способа жесткого кулака

Рассуждая о ценностях традиции боевого искусства, нельзя упускать из виду важность приемов “жесткого кулака”. Говорят, если сильно ударить этим секретным приемом жизненно-важную точку человека, результатом может быть смерть. С другой стороны, атака на мышцы или суставы точным ударом может парализовать человека.
Я слышал, что при помощи этой техники можно разрушить непосредственно ци человека. Если [эту технику] правильно использовать, даже [для поражения] второстепенной точки, результатом может быть смерть. Разница только в том, через какое время наступит смерть.
Время, [через которое] наступает смерть, целиком зависит от того, как и когда была поражена жизненно-важная точка. Например, тяжелая травма может убить человека мгновенно, тогда как другие, менее концентрированные атаки, как говорят, вызывают слабоумие.
Этот странный метод может показаться фантастическим, но, хотя я никогда не видел его реального применения, я не могу отрицать его существования. В действительности до сего момента я никогда не высказывал своего мнения по этому вопросу.
Изучая этот предмет, в тайных книгах о кровеносных сосудах я обнаружил [различные] теории [строения] человеческого тела и того, как Ян и Инь влияют на него. Двенадцать органов, отвечающих за функционирование нашего организма, имеют соответствующие каналы, расположенные по всему телу. По ним проходят потоки ци, восходя и опускаясь. Описывают их как “меридианы”. Вдоль каждого из этих каналов расположены особые точки, известные как “одиночные” и “парные”. Каждый из наших внутренних органов регулярно, в зависимости от времени суток, имеет [период] высокой и низкой [активности] ци. Почти также, как принципы акупунктуры используются для исцеления пациентов, вполне возможно изменить этот процесс и нарушить функцию органа поражением этих и других точек.
Возможно, что сведения об этом различаются в разных школах, [здесь я излагаю] это так, как получил сам. Я сожалею, что не могу предложить [на этот счет] более убедительного анализа.
По моему собственному опыту, самые чувствительные жизненно-важные точки человеческого тела суть следующие:
- глаза;
- мечевидный отросток (CV 15);
- центры рук (LI 10);
- на артерии в основании подмышки (HT 1);
- копчик (GV 1);
- кончик одиннадцатого ребра с обеих сторон (LIV 13);
- поясничный отдел и две стороны одиннадцатого поясничного позвонка (BL 20; пи-шу).
Рассуждая о том, какое влияние на наше тело оказывают природные явления, мы всегда должны отслеживать свой стиль жизни, чтобы быть в согласии с холодом зимы и жарой лета. Уважение к другим начинается с уважения к себе. Будь тактичен, но предусмотрителен.
Так же, как и в случае использования лечебных трав для исцеления болезней, проистекающих от нарушения работы внутренних органов, можно обеспечить наилучший целебный эффект, используя предписания в соответствующий временной период активности. Используя те же принципы, можно нанести вред какому-либо внутреннему органу, воздействуя на определенные точки в периоды их активности:
36 жизненно-важных точек (точки в таблице обозначены по английской системе) |
|||
N | Местонахождение | Обозначение | Название |
1 | венечный шов | GV 22 | син-хуэй |
2 | родничок | GV 24 | су-ляо |
3 | виски | ||
4 | глаза | ||
5 | уши | ||
6 | сосцевидный отросток | TH 17 | и-фэн |
7 | фильтрум | GV 26 | жэнь-чжун |
8 | подбородок (ямка) | GV 24 | чэн-цзян |
9 | шея (обе стороны) | SI 16 | ин-чуан |
10 | горло (гортань) | ST 9 | жэнь-ин |
11 | надгрудинная ямка (впадина) | CV 22 | тянь-ту |
12 | надключичная ямка (впадина) | ST 12 | цюе-пэнь |
13 | задняя срединная линия | GV 16 | фэн-фу |
14 | седьмой шейный позвонок | GV 14 | да-чжуй |
15 | грудная кость | CV 18 | юй-тан |
16 | мечевидный отросток | CV 15 | цзю-вэй |
17 | подмышка | HT 1 | цзи-цюань |
18 | четвертый грудной позвонок | BL 43 | гао-хуан |
19 | первый поясничный позвонок | BL 51 | хуан-мэнь |
20 | копчик | GV 1 | чан-цян |
21 | под пупком | CV 4 | гуан-юнь |
22 | яички (+нерв предстательной железы) | CV 1 | хуэй-инь |
23 | седьмое межреберное пространство | GB 24 | жи-юэ |
24 | кончик одиннадцатого ребра | LIV 13 | чжан-мэнь |
25 | паховая область | LIV 11 | инь-лянь |
26 | бицепс (сбоку) | LU 3 | тянь-фу |
27 | предплечье | LI 10 | шоу-сань-ли |
28 | сгиб запястья | HT 5 | тун-ли |
29 | сгиб запястья | LU 8 | цзин-цюй |
30 | кисть (между большим и указательным пальцами) | LI 4 | хэ-гу |
31 | кисть (между мизинцем и безымянным пальцами) | TH 4 | е-мэнь |
32 | нижняя часть бедра | GB 31 | фэн-ши |
33 | задняя сторона колена | BL 40 | вэй-чжун |
34 | лодыжка (внутренняя сторона) | KD 6 | да-чжун |
35 | лодыжка (внешняя сторона) | BL 62 | шэнь-май |
36 | стопа (сгиб между вторым и третьим плюснефаланговыми сочленениями) | LIV 3 | тай-чун |
Бубиси. Статья 9.
Раскрытие [секрета соотношения действия] жизненно-важных точек с 12 периодами [суток]
Время максимальной активности меридианов (точки в таблице обозначены по английской системе) |
|
Меридианы | Шичэнь |
Желчного пузыря | Крыса (23ч.-1ч.) |
Печени | Бык (1ч.-3ч.) |
Легких | Тигр (3ч.-5ч.) |
Толстой кишки | Заяц (5ч.-7ч.) |
Желудка | Дракон (7ч.-9ч.) |
Селезенки | Змея (9ч.-11ч.) |
Сердца | Конь (11ч.-13ч.) |
Тонкой кишки | Овен (13ч.-15ч.) |
Мочевого пузыря | Обезьяна (15ч.-17ч.) |
Почек | Курица (17ч.-19ч.) |
Перикарда | Пес (19ч.-21ч.) |
Тройного обогревателя | Свинья (21ч.-23ч.) |
Шичэнь | Название точки | Номер точки |
Крыса (23ч.-1ч.) | жи-юэ | GB 24 |
Бык (1ч.-3ч.) | ци-мэнь | LIV 14 |
Тигр (3ч.-5ч.) | чжун-фу | LU 1 |
Заяц (5ч.-7ч.) | шоу-сань-ли | LI 10 |
Дракон (7ч.-9ч.) | тянь-шу | ST 25 |
Змея (9ч.-11ч.) | фу-цзе | SP 14 |
Конь (11ч.-13ч.) | шао-фу | HT 8 |
Овен (13ч.-15ч.) | ци-хай | CV 6 |
Обезьяна (15ч.-17ч.) | цюй-гу | CV 2 |
Курица (17ч.-19ч.) | чжи-ши | BL 52 |
Пес (19ч.-21ч.) | цзе-инь-шу | BL 14 |
Свинья (21ч.-23ч.) | хуэй-инь | CV 1 |
(координаты точек даны по английской классификации)
Бубиси. Статья 17.
Семь [точек], по которым нельзя бить
Расположение | Эффект |
1.Венечный шов | Линия соединения лобной и теменной костей. Смерть вызывается тяжелой травмой головного мозга и разрушительным воздействием на черепные нервы. |
2.Третье межпозвонковое пространство | Потеря сознания вызывается тяжелой травмой головного мозга, черепных нервов и спинного мозга, ведущей к утрате сенсорной и моторной функций. |
3.Ямки позади обоих ушей | [Находятся] между сосцевидными отростками и нижней челюстью. Потеря сознания вызывается травмой черепных нервов и спинного мозга, ведущей к утрате сенсорной и моторной функций. |
4.Надгрудная ямка | Впадина на центральной поверхности шеи выше грудины. Смерть или потеря сознания вызываются травмой, ведущей к перекрытию дыхательного горла. |
5.Кончик 11 (плавающего) ребра | Потеря сознания вызывается тяжелой травмой брюшной полости и селезенки (при ударе в левый бок), ведущей к утрате нервной функции, связанной с работой легких и сердца. Тяжелая травма правой стороны живота поражает печень, в результате чего утрачивается нервная функция, связанная с работой печени и легких. |
6.Яички | Потеря сознания вызывается тяжелой травмой нервов и артерий этой чувствительной области. Яички поднимаются, утрачивается моторная функция и способность дышать. Проникающее разрушительное действие на нервы предстательной железы может вызвать смерть. |
7.Сердце | Тяжелая травма любой точки, связанной с сердцем, оказывает разрушительное воздействие на другие внутренние органы и нервную систему, что ведет к потере сознания и/или остановке дыхания. |
Бубиси. Статья 21.
Диаграммы касания отсроченной смерти, [разложенные по] 12 часам
Шичэнь | Эффект |
Крыса (23ч.-1ч.) | Смерть через 1 день может быть вывзвана тяжелым повреждением срединной части подъема между сухожилиями большого и второго пальцев на дорсальной артерии большого пальца стопы (LIV 2); сонной артерии (SI 17); височной верхнечелюстной артерии у верхней границы челюстной дуги, в ямке, которую можно ощутить костью (GB 3); точки у скуловой кости сразу под внешним углом глазной щели (SI 18). |
Бык (1ч.-3ч.) | Смерть в течении 14 дней может быть вызвана повреждением сонной артерии и подъязычного нерва, расположенного между грудной мышцей и ключичной костью (LI 17), но только в том случае, если голова запрокинута назад захватом за волосы; внешней пяточной артерии на внешней стороне лодыжки сразу под боковым выступом лодыжки (BL 62); большеберцовой артерии и глубинного маолберцового нерва (LIV 3); брюшной осевой аорты в месте нахождения пупка (CV 8); передневисочной артерии сразу под линией роста волос (GV 24). |
Тигр (3ч.-5ч.) | Смерть в течении 20 дней может быть вызвана повреждением сонной артерии и подъязычного нерва, расположенного между грудной мышцей и ключичной костью (LI 17), но только в том случае, если голова запрокинута назад захватом за волосы; внутренней грудной артерии под соском (ST 18); внешней лодыжечной артерии на лодыжке (BL 60). |
Заяц (5ч.-7ч.) | Смерть через 1 день может быть вызвана тяжелым повреждением анастомотической магны бедренной артерии в ямке, находящейся спереди от полуперепончатой и полусухожильной мышц позади среднего мыщелка большеберцовой кости (LIV 8); поперечной периниальной артерии между анусом и мошонкой у мужчины (CV 1); плечевой артерии (TH 1); черепного нерва на родничке (GV 22). |
Дракон (7ч.-9ч.) | Смерть, наступающая прежде, чем человек сможет сделать даже 7 шагов, может быть вызвана тяжелым повреждением суставной артерии у нижней границы среднего мыщелка большеберцовой кости (SP 9); большой коронарной артерии в точке нахождения фильтра (GV 26); сонной артерии или углубления позади уха в ямке между сосцевидным отростком и костью-ответвлением (TH 17). |
Змея (9ч.-11ч.) | Смерть в течение 3 лет может быть вызвана повреждением задней большеберцовой артерии (KD 3); внешней лодыжечной артерии (BL 60); венечного шва (GV 20); кончика мечевидного отростка (CV 15). |
Конь (11ч.-13ч.) | Общий паралич может быть вызван тяжелым повреждением подколенной вены точно между сухожилиями двуглавой мышцы бедра и полусухожильной мышцей (BL 40); нижней внешней суставной артерии в углублении над боковым надмыщелком бедренной кости (GB 33); венечного шва (GV 22). |
Овен (13ч.-15ч.) | Смерть в течение 1 года может быть вызвана тяжелым повреждением локтевой артерии (HT 3); брюшной артерии, проходящей сбоку от пупка (KD 16/ CV 8); венечного шва (GV 21). |
Обезьяна (15ч.-17ч.) | Смерть в течение 2 недель может быть вызвана тяжелым повреждением нижней бедренной артерии и нерва, находящегося сбоку от срединной границы сращения тазовых костей (SP 12). |
Курица (17ч.-19ч.) | Смерть в течение 2 дней может быть вызвана тяжелым повреждением левой безымянной вены в третьем межреберном пространстве (KD 24) при одновременном нажатии на глубинную локтевую артерию в центре ладони между третьей и четвертой пястными костями (PC 8). |
Пес (19ч.-21ч.) | Смерть в течение 3 дней может быть вызвана тяжелым повреждением печеночной артерии, находящейся сбоку от срединной линии на уровне точки CV 7 и на 1 цунь ниже пупка (ST 26); внешней пяточной артерии на внешней стороне лодыжки прямо под боковым выступом лодыжки (BL 62); подошвенной артерии в углублении спереди от среднего ребра стопы на отдаленной от центра нижней границе ладьевидной кости. |
Свинья (21ч.-23ч.) | Смерть в течение 1 недели может быть вызвана тяжелым одновременным повреждением парных точек, находящихся над сосками в третьем межреберном пространстве. |

По материалам статьи «Рукопашка по-окинавски»
Автор и переводчик ГОРБЫЛЁВ Алексей Михайлович
Бубиси
Окинавский трактат «Бубиси» (кит. «Убэйчжи«) — «Книга о военной подготовке».
Китайская книга, называемая “Бубиши” (это японское произношение, и у этой книги нет никакой связи с окинавской “бубиши”) была опубликована в конце минского периода (1621 г.). В ней говорится: “Китайские классические техники владения мечём были утрачены, поэтому мы должны заимствовать карейские техники владения мечём, чтобы победить ВА КО (японские пираты — см. предыдущий выпуск газеты).”
Другая китайская книга называлась “Шинкифу” (яп.), была опубликована в 1598 г., содержала в себе зарисовки китайских солдат того времени. Удивительно, но они носили японские мечи. Случилось так, что мечи были одним из главных видов экспорта из Японии в Китай с XII века. СО — ОСЭЙ (яп.), китайский учёный того времени говорил в своей книге “ТЕНКО — КАИ БУТСУ” (яп.), опубликованной в 1637 г.: “Японские мечи очень точны и хорошо сбалансированы. Я не знаю, как они их сделали. Мы в Китае до сих пор не владеем такого рода технологией”. Даже китайские мастера боевых искусств нашего времени очень высоко хвалят японские мечи.
Генерал СЭКИ-КЕЙКО, который победил ВА-КО, в 1561 г. обнаружил японскую книгу о мечах “КАГЕ-РЮ МОКУРОКУ”, которая позволила ему научиться японским приёмам владения мечём. Когда он и его армия находились на севере Китая, чтобы отразить вторжение ДАТТАН (яп.) армии, они носили японские мечи и быстро усвоили японские приёмы. Это “КАГЕ-РЮ МОКУРОКУ” была включена в книгу “БОБИШИ” (яп.). Поскольку первоначальный текст “КАГЕ — РЮ МОКУРОКУ” больше в Японии не существовал, в составе “БОБИШИ” он был древнейшей литературой по технике владения японским мечём. КАГЕ-РЮ (школа КАГЕ) является одним из старейших стилей борьбы мечём в Японии и был основал АЙСУ — ИКОСАИ (1452 — 1538 гг.). “КАГЕ — РЮ МОКУРОКУ”, возможно, был издан сыном основателя АЙСУ-КОШИЧИРО (1519 — 1590 гг.). Одним из главных учеников АЙСУ-ИКОСАИ был КАМИ ИЗУМИ-ИСЕНОКАМИ. Он основал новый стиль, названный им ШИН-КАГЕ-РЮ (новая школа КАГЕ). Этот стиль перешёл в семью Ягью, став официальной школой для сёгуната ТОКУГАВА.
Японская версия
В «Бубиси» не только говорится о фехтовании, а также о рукопашном бое без оружия.
Версии «Бубиси»:
- перевод «Бубиcи» Джорджа Александра и Кена Пенланда более достоверен при сравнении с первоначальным текстом («Бубиси», Ямазато Паб, 1993). Перевод Маккарти приспособлен к исследованиям, сделанным этим экспертом и историком каратэ («Библия Каратэ – Бубиси», Tuttle, 1995).
- Другие важные версии «Бубиси» (на японском языке) — версия Токасики Икэн и версия Оцука Тадахико. «48 иллюстраций» в переводе Оцука были упомянуты также в книгах Роланда Хаберзетцера («Бубиси», Рd. Амфора, Париж, 1995).
- Иллюстрации «Бубиси» Мабуни те же, что и в версии Александера и Пенленда, однако порядок 28 иллюстраций в версии Мабуни иной. Версия Мабуни появилась во втором издании его книги «Госин-дзюцу Каратэ-кэмпо», Токио, октябрь 1934 (первое издание был издано в марте 1934). Эти очень важные книги не переведены.
«Бубиси» написан на старокитайском языке вэньяне. Hа его обложке не значится ни имя автора, ни время создания. Однако, подробное изложение в трактате принципов и приемов цюань-шу школ Белого журавля (Байхэ-цюань) и Архата (Лохань-цюань) позволяет предположить, что автором был выходец из южнокитайской провинции Фуцзянь. Впрочем, в самой Фуцзяни этот трактат не найден. Зато его копии в изобилии имеются на Окинаве.
«Бубиси» предположительно появился на острове в середине XIX века. Одни исследователи полагают, что «Бубиси» был привезен окинавцем, специально ездившим в Китай изучать тамошние боевые искусства. Другие считают, что его авторы — китайцы из района Кунинда крупнейшего окинавского города Hаха. Третьи придерживаются мнения, что «Бубиси» был составлен окинавцами на основе нескольких более мелких текстов по китайскому кулачному искусству. Впрочем, доказать или опровергнуть ту или иную гипотезу возможности нет.
«Бубиси» представляет собой уникальную антологию текстов. Он состоит из 32 статей, посвященных истории, принципам и технике школ Белого журавля и Архата (которые, судя по всему, оказали наибольшее влияние на развитие окинавского кэмпо), философии и этикету воинского искусства, сравнению стилей, по методам тренировки, применению приемов в самообороне, искусству поражения уязвимых точек, включая так называемый «метод отсроченной смерти» (дим мак), практике гомеопатии в боевых искусствах. Иными словами, это целая энциклопедия боевого искусства. Причем энциклопедия из разряда «секретных».
Свидетельством этому является хотя бы то, что 5 из 32 статей подробно, с иллюстрациями, рассказывают о «святая святых» дальневосточного боевого искусства — «смертельном касании». Здесь подробно излагается теория «работы по точкам», дана их локализация, указаны принципы выбора уязвимой точки в зависимости от времени суток для наиболее эффективного поражения противника. Немалую часть текста (7 статей) составляет описание применения различных лекарственных растений. Написан этот раздел очень сухо и кратко. В нем использованы старинные кодированные названия трав, бытовавшие среди фуцзяньских китайцев. Поэтому данные статьи тоже предназначались лишь посвященным.
В остальных статьях описываются приемы школ Белого журавля и Архата. Среди них выделяется статья 29: «48 рисунков, [показывающих] приемы самообороны». В ней в рисунках, изображающих сражающихся бойцов, довольно ясно показано боевое применение приемов. Это редчайшее явление в старой литературе по китайским боевым искусствам, где обычно в целях «защиты информации» изображались лишь одиночные комплексы (таолу). Причем, как правило, описание применения движений таолу отсутствовало, а все названия были шифрованы (например, «Превратиться в железного быка»), что не позволяло проникнуть в суть приема. Поэтому статья «48 рисунков, показывающих приемы самообороны» является бесценным источником по цюань-шу школы Белого журавля и окинавского кэмпо середины XIX века. В частности, патриарх школы Сёрин-р ю Hагаминэ Сёсин, считает, что «48 рисунков, показывающих приемы самообороны, в совокупности со статьями, описывающими технику поражения уязвимых точек, являются чудесным ключом к постижению боевого применения старинных ката».
Техника, показанная на 48 рисунках, весьма эффективна в реальном бою. В основном это удары пальцами по глазам и в горло, захваты половых органов, волос или то и другое вместе, приемы освобождения от захватов. К ним добавлены простые, но эффективные броски, главным образом при помощи захвата вражеской ноги и несколько болевых приемов. Уделено внимание бою в необычных условиях, например, после падения на землю, приемам маневрирования — уклонению от атаки в сторону, разрыву и сокращению дистанции.
«Бубиси» получил широкое распространение среди мастеров каратэ на Окинаве и оказал огромное влияние на формирование техники и теоретической базы окинавского боевого искусства. Именно к этому тексту обращались практически все крупные мастера острова. Значительные фрагменты «Бубиси» были использованы, правда без указания источника, отцом современного японского каратэ Фунакоси Гитином (1868-1957) в е го книге «Каратэ-до кёхан» («Наставление по каратэ-до»). Это «Восемь предписаний кэмпо», «Принципы Сунь-цзы», «Захваты и освобождения от них». Родоначальник окинавского направления Hаха-тэ Хигаонна Канрё (1853-1915) глубоко почитал этот замечательный текст, а его ближайший ученик, основатель каратэ Годзю-рю Мияги Тёдзю н (1888-1953) считал «Бубиси» «Библией каратэ» и позаимствовал из него название для своей школы. Hемалое влияние оказал этот трактат и на Симабуку Тацуо (1908-1 975), основателя школы Иссин-рю, а на крупнейшего японского мастера Годзю-рю Яма гути Гогэна (1909-1989) по прозвищу «Кот» произвел столь сильное впечатление, что он отзывался об этой книге как о «самом драгоценном тексте» каратэ.
Очень высоко ценил «Бубиси» и создатель школы Сито-рю Мабуни Кэнва (1889-1952), которого многие считали гением этого боевого искусства, поскольку он был одним из очень немногих людей, сумевших достичь мастерства в обоих основных стилях окинавского каратэ — «Сюри-тэ и Hаха-тэ. В 1934 году в своей книге «Кобо дзидзай кар атэ кэмпо» («Кэмпо каратэ, позволяющее легко нападать и обороняться») он писал: «Сделав копию с одной из китайских книг о кэмпо, которую мой уважаемый учитель Итосу Анко когда-то сам скопировал, я использовал ее в моих исследованиях и хранил в тайне». В том же году Мабуни Кэнва первым из мастеров каратэ сделал трактат «Бубиси» доступным широкой публике. Тем самым он оставил потомкам замечательное наследие, подлинную цену и значимость которого еще только предстоит оценить.
48 техник цюаньфа
Мастера Мабуни и Ямагути Гогэн придавали огромное значение наиболее хранимому учению «Бубиси» — 48 иллюстрированным техникам ката (статья №29), показанным в виде поединка. Мабуни в своей книге 1934 года издания привел только 28 приемов. Возможно, потому что понял, что эти техники наиболее важны из всех. Они закладывают основу описанной системы, а также большинства бункай старинных (корю) ката. Понимание и тренировка этих техник – есть знание, которым должны овладеть все истинные мастера каратэ.
Элементы стиля цюаньфа, являющегося основой «Бубиси», можно заметить при тщательном исследовании во всех 48 иллюстрациях.
Иллюстрации 25 (маваси-укэ тора-гути), 32 (блок с кулаком журавля тюдан сото-укэ), и 37 (блок со сжатым кулаком тюдан ути-укэ), кажется, приведены в книге только для того, чтобы показать основные блоки, используемые в описанной школе. Блок дзёдан-укэ существует на рисунках в варианте исполнения обеими руками (как двойной или как скрёстный блок). Здесь этот блок используется для защиты от удара сверху по голове и от захвата за волосы. После блока естественным образом следует прямой удар ногой в пах противника.
Удары руками, разбросанные по 48 иллюстрациям, представляют собой действия четырьмя пальцами (нукитэ), одним пальцем (иппон-нукитэ), пальцами, сложенными в кулак журавля (какусикэн), пяткой ладони (тэйсё атэ), удары кулаком (сэйкэн или хиракэн?), кулаком-молотом (кэнцуи), локтем (усиро хидзи атэ), захватами пальцами мошонки и бицепса. Тренировка пальцев, должно быть, была очень развита в этой системе. Прямой удар ноги является единственным ударом ногой, показанным в книге. На иллюстрациях боец, наносящий такой удар, всегда терпит поражение. (Иллюстрации 5, 12, 21, 26. 21-й рисунок повторяет 12-й.) Это указывает на то, что эти удары считались нехорошей техникой в школе и использовались только в качестве дополнения к другим техникам защиты.
Возможно, «Бубиси» — система, основанная на синтезе пяти больших шаолиньских стилей типа пяти предков, который был создан из этих пяти систем при использовании стиля белого журавля в качестве основы.
Окинавское «Бубиси» является синтезом, по крайней мере, четырех стилей: белого журавля, архата, белой обезьяны и тигра. Однако мы вероятно должны добавить еще один стиль, чтобы наш вывод совпал с китайской легендой о пяти мифологических отцах-основателях. Вероятно, мы должны добавить стиль пьяницы, который также описывается в тексте как очень эффективный стиль.
История не учит нас ничему, кроме того, что присутствие только Инь или только Ян делает любые боевые искусства несовершенными и полными слабых мест. Силы и мощи недостаточно, чтобы быть хорошим бойцом. Необходимо использовать движения тела, маневры, круговые движения, чтобы стать полноценным бойцом, истинным мастером боевых искусств. Эти принципы очень распространены в китайской культуре, медицине и философии. Фан Циньнян представляет собой принцип Инь, который представляет собой внутреннюю энергию. Принцип Ян (Го) — грубой внешней силы — символизируется Чжень Цишу. Инь (Дзю) — это изменения положения тела, техники маневров, то есть мягкий принцип. Ян – это сила, принцип жёсткости. Оба принципа должны быть сбалансированы в искусстве, чтобы оно стало совершенным.
В настоящее время ряд специалистов по истории каратэ и китайских ушу развернули широкие исследования “Бубиси”. Их плодом стали публикации трактата на современном японском (см. Оцука Тадахико. Окинава-дэн Бубиси. Токио, 1985) и английском языках (McCarthy, Patrick. The Bible of Karate. Rutland, – Tokyo, 1995).
Данный перевод на русский язык основывается на английском тексте Мак-Карти. Причина проста – японское издание, а тем более полный текст на вэньяне автору настоящей публикации недоступны. Безусловно, что перевод с перевода сильно снижает ценность материала, тем более, что сравнение текста МакКарти с доступными фрагментами на старокитайском вэньяне позволило мне выявить ряд ошибок и неточностей английского переводчика. Тем не менее, хочется надеяться, что для наших читателей, интересующихся историей каратэ, этот материал все же будет полезен. В этом номере мы предлагаем вашему вниманию перевод статей “Бубиси”, посвященных непосредственно искусству поединка.
Алексей Горбылёв
Стивен Сигал
Стивен Сигал (Steven Seagal)
Стивен Сигал родился в 1951 году в американском городе Детройт, рос в Чикаго, а в 9 лет переехал с родителями в Лос-Анжелес. Ещё в Чикаго, когда ему было 7 лет, отец повел сына на соревнования по каратэ. Это произвело на мальчика такое сильное впечатление, что он уже тогда, может быть, определил свой жизненный путь.
Со временем быстро обогнав по способностям и результатам всех своих американских ровесников и решив, что в Штатах ему уже нечего делать, он в 17 лет приехал в столицу Японии Токио, чтобы записаться в одну из многочисленных академий восточных видов единоборств. К нему, как представителю другой расы, отнеслись с неприязнью. Японцы издевались над ним и всячески унижали. Однако вскоре роли поменялись. Теперь отношение неприязни в сторону Стивена, было чревато неприятностями.
Удивительно, что его жизнь не оборвалась в Японии в те годы, так как Стивен побеждал не только своих коллег по школе,но и каждый вечер ходил в какой-нибудь небезопасный район Токио и затеивал драки с местными хулиганами. Он стал не только одним из известнейших токийских хулиганов, но и одним из известных городских знатоков восточных боев.
Сигал выучил все, что можно и за несколько лет стал мастером айкидо, получил черный пояс в каратэ, познал тайны дзюдо, кендо, тайчи, кунг-фу, кен-джитсу. Он стал единственным неазиатом, который открыл свою школу боевых искусств в Токио. Там же, в Токио, в 19 лет Стивен женился на Миджико Фуджитани, дочери мастера айкидо. До разрыва их отношений в 1981 году у них родилось 2 сына.
Сигалу понравилась философия айкидо, соответствовавшая его убеждениям, и он начал тренироваться под руководством жившего в Калифорнии американца японского происхождения Харри Иститака. В 1973 году он стал одним из немногих тогда неяпонцев, получивших приглашение на двухгодичную стажировку во Всемирный центр айкидо «Айкикай».
Два года спустя выпускник «Айкикай» открыл свой клуб в Осаке в районе Дзюсо (район этот пользуется дурной славой, поскольку считается излюбленным местом якудза) и назвал его «Тенсин», что в переводе означает «Божественная воля». Поступок его был неслыханным и беспрецедентным-иностранцы ни до, ни после Сигала не осмеливались преподавать японцам японские же искусства, притом на их же земле. Японские мастера, очень ревниво относящиеся к своим традициям, никогда этого не допускали, а предположить, что жители Страны Восходящего Солнца пойдут изучать свое искусство, пронизанное традиционной философией, религией и культурой, к иностранцу, было невероятной наглостью и самонадеянностью.
Однако клуб начал процветать-жесткое силовое айкидо Сигала, создавшего свой индивидуальный стиль, который уже тогда отличался от обремененного условностями и не слишком реального айкидо, а также сам Сигал, сочетавший американскую физическую мощь с японским духом самурайства и японским образом жизни, привлекал в «Тенсин» учеников.
Но Сигал был не тем человеком, который может сидеть на одном месте и довольствоваться достигнутым. Его авантюрная сущность звала в дорогу, на поиски новых приключений. Еще во время пребывания в Японии он получал предложения из Гонконга сняться в нескольких фильмах, но решительно их откинул. Стивен решает, что лучше стать международным авантюристом и наемником. Не один раз появлялись сообщения, что он работал на ЦРУ. Недаром же сейчас Сигал пользуется огромным уважением среди американских военных и спецслужб. Разной масти узколобые и твердолобые силовики видят в нем своего. Он был также охотником за головами в Азии. Или, говоря более понятными словами, был наемным убийцей. Сигал работал в особой охране шаха Ирана и африканского епископа Десмонда Туту. После 15 лет скитаний по свету Стивен возвращается в США и открывает в Калифорнии школу боевых искусств. С его опытом и знаниями он стал ведущим инструктором Америки. Практически сразу после возвращения его начали привлекать к работе в качестве телохранителя особо важных персон.
Его школу боевых искусств посещали многие актеры, например Шон Конери. Среди посетителей школы был и Майкл Овиц, один из влиятельных магнатов Голливуда. Именно он втянул Сигала в мир кинематографа. Уже первая картина Сигала «Над законом» стала большим кассовым хитом. Первые 4 фильма Сигала принесли только от проката в Штатах прибыль в размере 100 миллионов долларов. И еще столько же в других странах. Много сюжетов в его фильмах основаны на богатой приключениями личной жизни Сигала. К его чести важно сказать, что Сигал не делает халтуру. Он редко выпускает фильмы, но очень старательно готовит их, сам часто выступает в роли соавтора и сопродюссера, даже хореографа. В 1994 году актер дебютировал в качестве режисера картины «В смертельной зоне». Его фильм «Помеченный смертью» был одним из списка самых кассовых фильмов 1990 года.
Интересно, что Сигал до сих пор убежден, что «Уорнер Бразерс» испортила первый его фильм, навязав ему свои условия и заставляя делать все так, как хотелось того им. Недоволен он остался и второй своей картиной, хотя именно благодаря «Смерти вопреки» Сигал вошел в историю кино и опередил не только Чака Норриса, Дольфа Лундгрена и других коллег-конкурентов, но и покойного Брюса Ли.
Трудно поверить, но Сигал утверждает, что его идолом является мастер японского кино Акира Курасава. Он и сам в будущем хотел бы ставить серьезные фильмы. Сигал также и вполне удачливый бизнесмен. Он возглавляет личную кинопроизводственную компанию, и вместе с С.Сталлоне, А. Шварценнеггером и Б.Виллисом основал в нескольких странах рестораны «Планета Голливуд». На съемках фильма «Смерти вопреки» он познакомился с актриссою Келли Ле Брок, которая тогда была не только его партнершей на съемочной площадке, а и его пациенткой. Она посещала у Стивена сеансы акупунктуры. В последствии Келли стала его женой и матерью двоих детей. Но со временем она не выдержала этого замужества и рассталась со Стивеном. Этим браком была практически разрушена актерская карьера Келли.
Стивен активно «воспитывал» свою жену также и с помощью кулаков. Себе же он позволял иметь хоть табун любовниц. Хотя им также приходилось не сладко.
Главный секрет успеха фильмов Сигала-не в кинокомпании, не в режиссерской работе или сценарии, не в спецэффектах, которые, кстати, отсутствуют напрочь, а в личности самого Стивена. Высокий, мощный, фантастически мужественный Сигал превосходит других мастеров боевых искусств, снимающихся в кино, прежде всего чисто внешне, хотя мужественности не занимать и Норрису, а Ван Дамм и Лундгрен обладают более внушительной мускулатурой. Он крайне экстравагантно одевается-в «Смерти вопреки» Сигал расхаживает в ослепительном «лунном» жилете, о котором так мечтал Остап Бендер, и в свои годы носит оригинальную прическу, завязывая волосы в «хвост». Но главное заключается в том, что только Сигала можно смело назвать белым самураем-он излучает спокойную, но гранитно-неколебимую уверенность в себе, готовность и презрение к смерти, превосходство духа над телом, мягкость и доброту, которые при возникновении экстремальной ситуации переходят в беспощадность и жестокость.
Известно, что самурай одним своим видом внушал страх тем, кто собирался напасть на него-даже когда сидел к врагу спиной. Таков и Сигал. И можно стопроцентно утверждать, что до Сигала передать менталитет самурая на экране не удавалось никому из европейцев.
Другое коренное отличие Сигала от других кинозвезд, играющих в фильмах о боевых искусствах,-это предельная реальность поединка, отсутствие вычурности, красоты, эффектности и наличие максимальной эффективности. В его картинах не увидишь обилия головоломных трюков, которыми славится Джеки Чан, красивых высоких ударов ногами, которые так любит Ван Дамм. Здесь все достаточно прозаично, но зато сурово и сверхнадежно.
В жизни Стивен такой же, как и на экране. Как-то раз он едва не схватился с известным в прошлом каратистом Бобом Уоллом, снимавшимся вместе с Норрисом и Брюсом Ли в «Пути Дракона» и «Появлении Дракона». Уолл вступился за своего друга Чака, в чей адрес Сигал позволил себе сделать несколько не совсем корректных замечаний, и дискуссия завершилась тем, что Сигал вызвал Уолла на бой в полный контакт и без всяких правил, но последний столь заманчивое предложение не принял. А прочитав о претензиях к своим фильмам, Сигал через журнал «Блэк Белт» бросил всем желающим вызов на бой до смертельного исхода. Но, разумеется, и это любезное приглашение на казнь осталось без ответа. Хотя, говорят, были и курьезные случаи. Например, однажды на съемочной площадке, в перерыве между съемками, Сигал предложил любому желающему потягаться с ним силами в борьбе. Против него вышел пожилой каскадер и, обхватив Сигала своими ручищами, чуть приподнял его и довольно легко положил Стивена на лопатки…
Стивен Сигал актер многосторонний: он с одинаковым успехом может играть и злодеев, и благородных героев, но предпочитает роли мужественных, благородных рыцарей.