Восемь уровней тренинга с оружием
В кобудо, как и в любом другом боевом искусстве существуют восемь составляющих. Это последовательно сменяющие друг друга ступени совершенствования, поэтому их можно назвать уровнями. В каждом из стилей единоборств существует своя техника, но все они используют единые методы и базовую концепцию.
Все эти уровни важны именно в своей последовательности, любое «перепрыгивание» через ступень, форсирование событий может оказаться причиной травмы и затормозить развитие мастерства.
1. Кихон
«Кихон» означает «основы», «базовая техника», «база». И что же он представляет собой? Это основание, на нём строится вся техника кобудо. В себя кихон включает различные варианты поклонов, положение «ки-о-цукэ» («внимание») сидя и стоя, упражнения разминки, специальные методы по укреплению организма, упражнения на координацию, растяжку, способы удержания оружия и складывания «ги» (тренировочной одежды) и т.п. Если пропустить этот уровень или даже просто плохо проработать «базу», то ничего хорошего в дальнейшем не получится, вся техника останется некачественной, Ваше умение напрямую зависит от степени усвоения основ. Тот, например, кто «коряво» кланяется, тот показывает своё недостаточное внимание и несоответствующее отношение к предмету, а следовательно и плохое умение сражаться.
2. Ходзё-ундо
«Ходзё-ундо» означает «вспомогательные упражнения». Это простейшие движения из ката, основные действия с оружием и своим телом, которые включают в себя: стойки (по-японски тати-ката), удары (кихон-ути) и блоки (кихон-укэ). Ходзё-ундо – вторая ступень мастерства, не менее важная, чем первая.
3. Ходзё-ундо-бункай
«Бункай» переводится в данном случае как «анализ движений», то есть выполнение приёмов в паре с партнёром. Таким образом, занимающийся может усвоить принципы, по которым работают техники в реальной ситуации, и учится вовремя реагировать на атаку, своевременно отвечать и чувствовать дистанцию (маай).
4. Ката
В переводе означает «форма». Это связки защит и контратак в передвижении, скомпонованные в строгой последовательности. Это позволяет твёрдо усвоить несколько отдельных наиболее важных выходов из той или иной ситуации.
5. Ката-бункай
Несколько более сложная вещь, чем ходзё-ундо-бункай, так как содержит более сложные и разнообразные комбинации. Ката-бункай может выполняться и против нескольких противников, поэтому занимающийся развивает не только чувство своевременности и дистанции, но и широту охвата пространства, и тактику преодоления нападения нескольких.
6. Якусоку-кумитэ
«Якусоку» означает «оговорённый», а «кумитэ» – спарринг. Это подготовительный бой, в котором занимающиеся знают, кто атакует, а кто защищается, какой удар наносит нападающий. Защищающийся имеет право выбора контратаки. Якусоку-кумитэ может быть и иппон-кумитэ (то есть на один шаг, одну атаку), нихон (два шага), самбон (три) или более. Укэтэ (защищающийся) использует весь свой арсенал, полученный при изучении ходзё-ундо, кихон и ката.
7. Дзию-кумитэ
«Дзию» переводится как «свободный», но это не означает, что в данном случае партнёры вольны делать всё, что хотят. Нет, это далеко не так, так как существует ещё множество ограничений. Это только один шаг вперёд по сравнению с якусоку-кумитэ. Защищающийся не знает, каким приёмом будет атаковать сэмэтэ («нападающий»). Это – главное условие. Данный вид редко практикуют из-за высокого риска пораниться.
8. Дзиссэн
А это уже – реальный бой, каким бы он ни был: уличный или на поле боя. Это высшая стадия проявления мастерства в кобудо. Это своеобразный экзамен для каждого занимающегося, тренировавшегося, фактически, в «тепличных» условиях спортивного зала. Конечно, никогда нельзя знать заранее, придётся ли когда-либо использовать свои навыки на деле, но всё же… Мы должны заниматься серьёзно, ведь когда-нибудь Вам придётся отстаивать свои жизнь и честь, а также жизни своих близких.
Чем выше уровень тренировок, тем выше риск травмироваться. Ограничения, существующие на каждом этапе, для того и существуют, чтобы предотвратить эту опасность. Разница между седьмым и восьмым уровнями очень велика. Последний уровень – ситуация реального боя, а человек может не быть к ней готов…
Мэри Болдз, публикация в журнале “Bugeisha”