Отличия мечей РЮ БИ Японии

Медленно движущийся меч
не заслуживает названия техники бу-дзюцу.

  • Часть 1. Японские мечи – правда и вымысел.
  • Часть 2. Владение мечом.
  • Часть 3. Иай-дзюцу – практический меч.
  • Часть 4. Боккэн.
  • Часть 5. Резюме.
  • Часть 6. О взаимосвязи мечей Китая, Кореи, Японии и Айнов.
  • Часть 6.1. Историческая справка.
  • Часть 6.2. Катана и Айны.
  • Часть 6.3. Разновидность мечей.
  • Часть 7. Формы японского меча.
  • Часть 7.1. Прогиб.
  • Часть 7.2. Геометрия.
  • Часть 7.3. Традиции.

ЯПОНСКИЕ МЕЧИ – ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ.

Сомнительная исключительность самураев и японских мечей.

Любители восточных единоборств и холодного оружия любят вдоволь поговорить на тему исключительного качества японских клинков. Мол, рубят эти мечи и камень и железо, и при этом не тупятся и не ломаются.

Еще бы! Если судить по дешевым фильмам о ниндзя, то и куются такие супермечи из любого железа за одну ночь, где-нибудь на задворкам Бронкса.

Однако реальность намного сложнее и, как бы точнее выразиться, прозаичнее: Как ни старайся, а законы природы пока не удалось никому изменить. Не может острый как бритва клинок разрубить железный доспех, а уж тем более камень, без повреждения.

Даже сделанное из победита острие зубила при ударе о камень притупляется!

Японские мечи считаются одними из лучших в мире. Велик соблазн обсудить этот вопрос с пристрастием.

Думаю, что без эпатирующей славы самураев, многократно воспетой и изуродованной Голливудом и Гон-Конгом, все могло быть иначе.

Я считаю, что булатные клинки Индии и забавы кшатриев, на спор одним ударом вгонявших мечи в землю, а также кодекс чести тех же кшатриев и их благоговейное отношение к мечам могли бы быть воспеты не менее помпезно.

А чем хуже русские казаки, мадьяры: Я отвлекся, но, будучи сам увлечен японскими мечами, вижу распространенное наивное превознесение суровой средневековой японской действительности и японского оружия.

Большая группа иллюзий в отношении японского меча вызвана катастрофическим недостатком знаний, их фрагментарностью и поверхностным изучением восточных единоборств. …

Хочу заявить, что среди японских мечей большая часть – вещи совершенно утилитарные, не блещущие ни красотой линий, ни качеством закалки, ни общей сохранностью. Такого количества сколов лезвия, как у японских мечей, я не видел ни у ятаганов, ни у шашек, ни у прочего холодного оружия.

Есть клинки откровенно гнутые и затем выпрямленные, есть бездарно сбалансированные. Я был рад прочитать в одной японской книге, что оружие во времена гражданских войн было очень простое, изнашивалось быстро, и его не жалели. …

Ковать надо столько, сколько нужно, лишь бы без ошибок. А мастер потому мастер, что ошибок не допускает. От кузнеца Масамунэ из Сагами (14 в.) сохранилось 59 клинков. Если бы он ковал по одну клинку в год, это уже много.

На самом деле клинок куется за одну-две недели, и нечего здесь мудрить. А если начались активные боевые действия и оружия требуется много, то клинки можно делать и по два в день, лишь бы молотобойцев было больше, да помощников всяких. …

Это как боксер – на кулаках дерется, но кирпичи ломать – узкая специализация. Значит, не все мечи и не в руках любого, даже хорошего фехтовальщика, выдержат подобные испытания.

Кстати, твердость японских мечей 57-60 единиц по шкале Роквелла, то есть они лишь чуть мягче напильника (вот почему у них так много сколов закаленного лезвия), а булатные клинки из индо-мусульманского региона нередко тверже их на пять единиц и это не сопровождается потерей прочности. …

Теперь поговорим о ниндзя. Уже наряд этого средневекового спецназовца вызывает кривую ухмылку. Раствориться в толпе этому горе-шпиону не удастся. А что делать с его прямым мечем с квадратной цуба?

Очевидно, самураи были слабы на голову, раз использовали изогнутые клинки, а не прямые, как ниндзя. Ведь ниндзя все делали лучше. А еще у ниндзя были свои военные базы в горах и свои кузнецы.

С трудом представляю, что воинственные феодалы терпели на своих территориях опасные объединения спецназовцев, не подчинявшихся им, а еще труднее представить, что вопреки всем препонам местных правителей ниндзя удавалось подвозить в необходимом количестве руду и древесный уголь для ковки.

Это не Шербурский лес и не Сибирь, в Японии земли мало и люди издревле жили кучно. Ни разу я не видел, даже на рисованных иллюстрациях в средневековых японских книгах о мечах, не говоря об экспозициях музеев или оружейных аукционов, хоть один типичный меч ниндзя. Лично для меня это приведение – все говорят, но никто не подтвердил, что это есть. …

Японские мечи очень разные, но чаще всего у них удар секущий, а не рубящий, так что центр тяжести ближе к рукояти. …

Что есть сабля, что есть меч?

Англичане все английское оружие называют мечами, даже сабли офицеров военно-морского флота.

Чужое оружие они могут назвать саблей или мечем, а свое только мечем. Такова их традиция. Нечто подобное есть и испанцев, и других народов.

Мы, называем, мечем прямой обоюдоострый клинок, саблей – однолезвийный изогнутый. Так что для нас японские клинки – сабли, но мешает мировая традиция и мы, следуем за ней, называя их мечами. …

Источник: http://bladeist.ru, Автор: Олег Масков.

Часть 2. Владение мечом.

Культ меча возник в Японии на рубеже нашей эры. Меч обожествлялся японцами как “тело” или “облик” бога (синтай). С глубокой древности меч рассматривался как священное оружие – подарок “солнечной богини” своему внуку, которого она послала править на земле и вершить с помощью этого меча дело справедливости, искоренять зло и утверждать добро. Именно поэтому меч стал принадлежностью синтоистского культа, он украшал храмы и священные места. Приносимый верующими в качестве пожертвования богам, он сам являлся святыней, в честь которой воздвигались храмы. В литературных источниках упоминается, что в VIII веке священники синто сами принимали участие в производстве мечей.

Древнейшей системой фехтования на мечах, связанной с храмом Касима, считается Касима-но Синдэн – “Божественная традиция Касима”, или “Касима-но тати” – “Меч Касима”.

Катори Синто рю.

Позднее, как и «положено», случилась трансформация нескольких стилей в «новую ветвь», связанную у храма Катори как всегда с изотерическими видениями, чуть позднее оформившиеся в почитаемую сегодня школу — Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, сумевшую пройти жернова истории практически неизменной.

Её основателем был Иидзаса Тёисай Иэнао (1387-1488), обучавшемуся, в свою очередь, у некоего Кабуто Осакабэ Сёхо – госи (зажиточного крестьянина, землевладельца), из деревни Оно уезда Касима, изучавшего боевые искусства традиции Касима у Мацуоки Хёгоносукэ. В молодости Иидзаса за короткое время пребывания в столице также изучал легендарную традицию бу-дзюцу Нэн-рю, созданную ДЗЭНСКИМ монахом Дзионом (основанную в 1368 году Сома Сиро Ёсимото), и школу ёрои-кумиути (борьба в доспехах) Мусо Тёкудэн-рю (основанную еще в XIII веке легендарным буддийским монахом Икэйбо Тёхэн). По-видимому, какое-то время Тёисай провёл во владениях своего господина Тиба в провинции Ига, где познакомился с искусством нин-дзюцу госи (землевладельца) из Ига.

Удивительная стабильность Катори Синто рю обусловлена двумя принципиальными особенностями этой школы:

1) школа никогда не связывала свою судьбу с конкретными правителями (то есть не являлась клановой),

2) принимала в свои ряды всех желающих, вне зависимости от социального положения.

3) а также использовала прямолинейные силовые методы, понятные в простой армейской среде.

Изучение огромного количества ТАЙНЫХ свитков, посвященных военной стратегии-хэйхо, многие из которых по сей день хранятся у главы семьи Иидзаса, показывают, что Иэнао прошел невероятный по сложности путь воинской и духовной тренировки. Мастер Иидзаса Тёисай Иэнао умер в необычайно позднем возрасте 102 лет. Его посмертное буддийское имя – Тайганиндэн Тайра-но Асон Ига-но Ками Райодо Хондайкодзи, а посмертное имя его жены – Когакуин-дэн

Касима Синто рю.

Школа Касима-но Синдэн, по легенде, была создана Кунинацу-но Мабито, потомком одного из важнейших божеств синтоизма Амэ-но коянэ-но микото. По традиционной хронологии, произошло это при императоре Нинтоку (правил в313 – 399 гг.). В то время Кунинацу-но Мабито воздвиг синтоистский алтарь на холме Такама-га хара в Касима и предавался молениям божеству Такэми-кадзути-но микото, которое, якобы, поделилось с ним своими знаниями в области фехтования. В результате появилась система боя мечом, которую сам Кунинацу-но Мабито назвал “Симмё-кэн” – “Чудесный меч”.

Позже эта система разделилась на древнейшую школу Касима (Касима Дзёко-рю) и школу Касима средней древности (Касима Тюко-рю). Практиковали их четыре жреческих рода из Касима-дзингу: Мацумото, Ёсикава, Огано и Нукага.

Наследие Касима отлилось трудами Цукахара Бокудэна в звонкую монету отчетливой школы позже, в XVI веке, получив имя Касима Синто-рю. Несмотря на кажущуюся молодость, её истинные корни глубоки, а боевая эффективность по понятным причинам значительно превышает эффективностью многих школ.

Различия в техниках школ видны невооруженным глазом.

Например, Катори использует прямолинейные силовые методы, простые и надежные, чем обусловлена её популярность в армейской среде. Она никогда не была закрытой школой, и подобная демократичность сыграла роль спасательного круга в смутные времена застоя, пучины которого поглотили немало прекрасных стилей.

Касима же представляется некоей антитезой, поскольку практиковалась в рядах всевозможных духовных личностей, странников и – высшей знати. Приемы округлы, мягки, движения хитроумные, точно выверенные, акцент смещен в сторону мастерства, а не пробивной мощи.

В целом можно сказать, что Катори ориентирована на закованных в латы солдат, тогда как Касима – на ловких виртуозов в обычной одежде. Отсюда же берут начало многие удары, характерные именно для Катори: по кистям рук, предплечьям, локтям, в горло, колено и так далее, то есть в слабо защищенные броней места.

Но не следует забывать об общих эзотерических корнях, и иаи-дзюцу, предназначенной для тренировки ниндзя, которые не имели привычки отягощать себя латами.

Итак, начальными элементами во владении самурайским мечом являются: приемы обнажения клинка, вкладывания его в ножны, а также различные исходные позиции, чаще именуемые стойками. Всевозможные блоки и удары следуют потом, хотя именно с их помощью мы крадемся между жизнью и смертью. Каждый сантиметр движения и каждый градус поворота обязаны своим появлением той или иной школе, а отсутствие таковой приводит к беспорядочной трате времени. Даже великий Мусаси , будучи самоучкой, постоянно сетовал на этот прискорбный факт биографии. Его спасла гениальность, позволив к финалу пути не только сохранить голову, но и переплавить ассорти личных находок в оригинальный стиль.

В наши дни стало модно ссылаться на Миямото Мусаси как на последнюю инстанцию в рассуждениях об искусстве фехтования японским мечом. Это справедливо, но лишь применительно к тактическим и духовным моментам, потому что сегодня никто не может знать, как действовал Мусаси в реальном бою. Здесь его приоритет заключается в том, что именно он стал активно использовать второй меч (неважно, малый или большой) одновременно с главным, разработав принципы школы Двух Небес (“Нитэн-рю”), которая по эффективности не лучше и не хуже остальных. Важнее другое – на склоне лет он успел замечательно просто и четко сформулировать базовые установки, характерные для искусства меча вообще.

Примерно с XV столетия ведут родословную такие направления, как Айсу-Кугэ (Айсу Исо), школы Тюго Нагахидэ, Фукида Бунгуро, Итто-рю, СинКагэ-рю, Ягю-рю и некоторые другие. Уже на стыке XVI – XVII веков и далее возникает добрый десяток великолепных стилей, дошедших до нас в “приемлемом” виде.

По материалам thefts.ru

Часть 3. ИАЙ-ДЗЮЦУ И ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕЧ.

Если фехтовальщик не может наносить удар мечом одной рукой направо и налево или, иными словами, в любом направлении, его техника становится чересчур медленной. Меч должен иметь такой вес, чтобы его можно было использовать с такой же легкостью, как кончик собственного пальца.

Но очень важно, чтобы фехтовальщик, прежде чем он перейдет к быстрому выполнению техники (хаявадза), знал свои технические возможности. Мечи, которые использовал Ягю Тосиканэ (Рэнъясай), прекрасный фехтовальщик школы Ягю Синкагэ (Бисю)-рю, имели короткие лезвия. Длинный меч имел лезвие в 1 сяку 9 сунов 8 6у (около 55 см.), а короткий – 1 сяку, 3 суна, 3 6у (около 38 см.). В течение столетия в период Сэнгоку-дзидай (1467 — 1573) было выковано немало мечей с клинками длиной в 2 сяку (около 60 см). Большинство из этих мечей были произведениями в стиле Бидзэн и были рассчитаны на использование одной рукой для неожиданной атаки противника (кататэ нуки-ути-ё).

Поэтому некоторые мечи, выкованные в традициях Сосю и Осака Синто известны своей слабостью. Чем меньше кончик меча (киссаки), тем лучше. Эта часть — одна из важнейших особенностей клинка. Большой кончик, может быть, дает некоторое преимущество, когда укол выполняется против кожаных доспехов, но он легко ломается и, более того, очень неудобен при обнажении и вкладывании меча в ножны. Ямаура Санэо из провинции Синано (ныне префектура Нагано) был братом Ямауры Киёмаро, который был знаменитым кузнецом-оружейником в конце периода Эдо (1600 — 1868). Санэо в своей книге “Ои-но нэдзамэ” (“Просыпающийся старик”) пишет:

“Может быть у других это и не так, но я больше всего забочусь о примере. Когда вы носите меч, желательно носить его также естественно, как животные носят свои рога, и ощущать его присутствие так, как вы ощущаете часть своего тела. Идеальный меч наделяет отвагой своего владельца-мастера, и безразлично как далеко ему нужно идти, даже по крутой тропинке, меч не должен утомлять его или причинять ранения бедру. Меч с небольшим изгибом клинка (сори) менее удобен для ношения и быстрого выхватывания для вступления в бой, чем меч с более изогнутым лезвием. Меч с прямым клинком плохо рубит объект. Кроме того он ставит владельца в худшее положение, поскольку он очень чувствителен к хира-ути — контратаке, которая наносится, по его прямой и плоской поверхности. Можно посоветовать фехтовальщику тщательно обдумать все достоинства и недостатки меча, прежде чем использовать его.”

Такие серьезные замечания, упомянутые Санэо в его книге, нужно всегда держать в голове. Санэо был учеником Наканиси Тюбэя из школы Итто-рю.

Идеальный меч для использования в Иай-дзюцу японцем среднего роста должен иметь размер приблизительно в 2 сяку 3 суна 5 6у (около 68 см), быть умеренно изогнутым (изгиб составляет около 6 6у). У него также не должно быть слишком длинного кончика. Большое значение имеет также и хороший баланс.

По материалам katori.narod.ru

Часть 4. Боккэн.

Боккэн (в русском языке часто произносится как бокен — деревянный макет меча, используемый в различных японских боевых искусствах для тренировок.

Другое название бокуто – «деревянный меч».

Грамотно нанесённый боккэном удар по человеку может привести к смерти. Великий японский фехтовальщик Миямото Мусаси (1584—1645) часто использовал боккэн в реальных поединках, в большинстве случаев убивая своих противников. Наиболее опасен кончик острия клинка при нанесении рубящих ударов.

В Японии к боккэнам относятся с большим уважением, практически как к настоящему оружию. Скажем, при провозе боккэна в самолёте пассажир обязан сдать его в багаж. А ношение его без специального чехла, самими японцами приравнивается к ношению холодного оружия.

Разные школы используют для тренировок различные виды боккэнов:

Катори Синто Рю, принято использование боккэна с меньшим изгибом, иногда и вовсе без него. Более толстый и тяжелый с большим корпусом, с тупым остриём.

Ивама Рю используют такие же как боккэны, используемые в Айки-до, в отличии от предыдущего имеет более изящную форму и более выраженный изгиб.

Касима Син Рю используют более изогнутый боккэн с заостренным концом, в отличии от двух предыдущих имеет самое близкое по форме, балансировке и ощущениям при работе сходство с настоящей катаной.

Джики Син Кагэ Рю используют прямой боккэн и намного тяжелее обычного.

Син Кагэ Рю используют более изогнутый боккэн, имеющий близкое по форме, балансировке и ощущениям при работе сходство с настоящей катаной.

Мы в Син Кагэ Муто рю используем в основном боккэн с незначительным изгибом, тупым остриём и длинной рукояткой, намного тяжелее обычного с большим корпусом, имеющий близкое по балансировке и ощущениям при работе сходство с катаной, которая у нас имеет больший изгиб. А также фукуро-синай (см. далее).

bokken

Разные школы используют для тренировок различные виды боккэнов:
Сверху – Ивама Рю изогнутый с обычной рукояткой.
Середина – Син Кагэ стиль (Андреич) изогнутый с удлиненной рукояткой.
Внизу – Син Кагэ Муто рю с удлиненной рукояткой.

kage_ryu_ken

Тати, катана, вакидзаси Кагэ-рю.

В додзё Ягю рю новичкам не разрешали пользоваться деревянными мечами. Тренировались на палицах – фукуро-синаях, специально изготовленных для овладения техникой Син Кагэ стиля. Это был длинный, тонкий кожаный рукав (мешок), набитый бамбуковой щепой, по сути дела, кожаная дубинка без рукоятки и гарды. Дубинка была безопаснее деревянного меча, но могла оторвать ухо или превратить нос в перезрелый гранат. Удары позволялось наносить по любой части тела. Разрешалось сбивать с ног противника ударом в горизонтальной плоскости и бить лежачего.

И еще!

При выборе меча и боккэна обязательно нужно учитывать Стиль школы, влияющий на присутствие или отсутствие блоков и парирований, а также технику удара: кто-то «рубит» плечами, кто-то подключает запястья, кто-то – бедра, кто-то – к себе, а кто-то от себя. Это важно. Примеров “плохой рубки» в сети полно, хорошей – единицы.

А также, при выборе тренировочного “оружия” следует учитывать ИНДИВИДУАЛЬНОЕ телосложение человека: длину рук, ног, туловища, и не ориентироваться на предлагаемые шопинговые таблицы, в часности памятуя о том, что японцы значительно ниже европейцев.

Хотя,… работать (управлять) надо уметь любым оружием, а для быстрейшего обучения необходима… устная традиция или “секрет” преподавания.

По материалам традиционных школ, статей А.Гаршина и др., сайтов: tozando.com, talks.guns.ru, bokken.com.ua, thefts.ru, bladeist.ru и др., а также собственных знаний и опыта.

Часть 5. Резюме.

В Японии не так уж и много Традиционных Школ БИ доживших до современности … и имеющих следующие основные отличия:

Катори Синто рю – простой атакующий стиль с практикой «всевозможных» видов оружия для умения владеть ими при необходимости: тати, бо, нагината (фехтованием его назвать затруднительно – ушел с линиии атаки и подрезал).

Итто-рю – жесткий стиль с нанесением скрытого первого удара, решающего исход боя (ближе к самообороне, чем к открытому фехтованию).

Син Кагэ рю – выжидательный стиль с крепкими нервами и фехтовальной техникой.

Касима Синто рю – изощренный стиль для истинных ценителей фехтования.

Нитэн-рю – стиль двух мечей, по эффективности не хуже остальных и оставшийся в памяти предков с именем Миямото Мусаси.

В Китае аналогичная история… с Традиционными Школами БИ дожившими до современности.

Тайцзи-цюань Чэнь – стиль, выросший из старинной армейской техники боя на копьях, мечах и голыми руками.

Тайцзи Чэнь – единственная из немногих Школ БИ развившаяся и усовершенствовавшая технику до истинных ценителей рукопашного боя и фехтования на основе, которой были созданы известные китайские стили Ян, У, Хэ, Сунь.

«Китайский меч – просто сказочно и … практично!».


Видеоролик изготовления и тестирования китайского меча Дзянь.

Часть 6. О взаимосвязи мечей Китая, Кореи, Японии и Айнов.

Часть 6.1. Историческая справка.

Когда чем-то рассекают воздух,
его никогда не поздно остановить!

Историческая справка о Японии.

Ранняя история период до начала VIII в.

Нара (Nara) период с 710 по 794 г.

Хэйан (Heian) период с 794 по 1185 г.

Камакура (Kamakura) период с 1185 по 1333 г.

Намбоку-тё (Nambokucho) период с 1333 по 1392 г.

Муромати (Muromachi) период с 1392 по 1573 г.

Момояма (Momoyama) период с 1573 по 1603 г.

Эдо (Edo) периоде 1603 по 1868 г.

В 712 годом появляется один из первых письменных памятников Японии — «Кодзики» («Записки о делах древности»). Всё существовавшее до нашей эры и по IV век включительно относят к «ранней культуре», безвозвратно канувшей в омут времен. Период в шесть сотен лет (с 334 г. до н. э. по 300 г. н. э.) именуется «культурой Яо», и только.

Именно с этих пор берет начало короткая эпоха использования прямого обоюдоострого меча. Подобная форма – классика оружия данного типа, и, услыхав о мече, мы тут же рисует в уме нечто похожее. В точности так выглядел знаменитый скандинавский меч, ставший родоначальником вооружения крестоносцев и старорусских витязей. Разумеется, конкретная геометрия, вес и баланс отличались национальными и прочими особенностями, но идея воспроизводилась почти без изменений.

В Японии данное оружие называли цуруги (Tsurugi), или кэн (Ken), причем «кэн» и «цуруги» являются лишь различным прочтением одного и того же китайского иероглифа, звучащего у себя на родине как «цзянь» (некоторые исследователи выделяют также архаичный тёкуто (Chokuto) в качестве прародителя изогнутых мечей). В наши дни термином «кэн» принято обозначать прямой меч с односторонней заточкой {синоби-кэн), тогда как его криволинейный аналог именуется «то» (Nihon То).

На старинных японских картинках приблизительно в IV века обращают на себя внимание, по меньшей мере, три существенные детали:

1. Рукоятки мечей, которыми рубятся герои, значительно длиннее традиционных китайских, скорее напоминая японскую цука. Они также лишены расширения в центре, то есть прямые. Соответственно техника удержания, выполнения удара и защиты чисто японская, двуручная.

2. Сам клинок немного отличается от классического цзяня — он широк, и ширина его не уменьшается по мере приближения к острию.

3. Вместо привычной китайской гарды в форме волн, рожек или завитков, руки воинов защищены чем-то наподобие маленьких цуб.

Своего рода переходным вариантом между обоюдоострым мечом китайского типа и изогнутым корейским стал кофун-то — прямой меч с односторонней заточкой. Такое оружие в странах Европы называлось палашом.

Историческая справка о мечах:

Chokuto (Tsurugi) древний прямой меч, предшественник Nihon-To.

Koto «старые мечи», изготовленные до 1596 г.

Suo-koto мечи, изготовленные в период с 1500 по 1595 г.

Shinto «новые мечи», изготовленные в период с 1595 по 1790 г.

Keicho Shinto ранние сан-то, изготовленные с 1595 по 1615 г.

Kanbun Shinto мечи, изготовленные с 1661 по 1673 г. (или позднее), с очень небольшим изгибом.

Shin-Shinto «новейшие мечи», изготовленные с 1790 по 1876 г.

Bakumatsu мечи, изготовленные в последние годы токугавского Бакуфу, с 1853 по 1868 г.

Gendaito современные мечи, изготовленные после 1876 г.

Meiji-To мечи, изготовленные в период реставрации Мэйдзи, с 1868 по 1912 г.

Taisho-To мечи, изготовленные в период Тайсё, с 1912 по 1925 г.

Gunto «армейские мечи», изготовленные для японской армии в период с 1876 по 1945 г.

Kai-Gunto мечи личного состава военно-морских сил периода второй мировой войны, смонтированные как тати, в деревянных лаковых ножнах.

Kyo-Gunto ранние гун-то, смонтированные в европейском стиле (с сабельной гардой и рукоятью) в металлических ножнах.

Shin-Gunto армейские мечи периода второй мировой войны, смонтированные как тати.

Showa-To мечи эпохи Сева, с 1925 по 1989 г.

Shinsaku-To «новейшие» мечи, изготовленные после 1955 г.

Часть 6.2. Катана и Айны.

Айны первые люди населяющие современные японские острова и Курилы.

Историки до конца не выяснили и вопрос о том, когда именно была образована страна под названием «Япония», ввиду того, что в древние времена передвижение между островами и континентом было свободным.

В эру Джомон народ айнов изготавливал мечи и распространял их по всей Японии. В первую стадию эры Кофун (III-IV в.в.) в Японии пользовались чужеземными прямыми мечами, сделанными методом «шоко-хо». Оба эти метода изготовления мечей применялись на Корейском полуострове.

Считается, что в VII в. было заложено святилище Касима, однако …оно существовало и раньше, поскольку древние земли Ямато населял народ айну, у которого был дворец «Шикономия», предположительно разрушенный вторгшимися корейцами (народами Когуре, принадлежавшими к кочевой культуре), позже основавшими императорскую линию Ямато. Итак, после VII столетия прямые мечи начали изготавливаться в Японии уже из японских металлов.

Меч варабитэ-то был создан в Северо-Восточной Японии в процессе слияния северной и южных культур. С юга пришла китайско-корейская-скифская технология изготовления длинных мечей. Северная культура обладала короткими кривыми мечами народов айну и севера Сибири (монголов и тунгусов). Из слияния этих культур возник и стал совершенствоваться японских кривой меч. Изначально он назывался Охшу-то(Охшу – северо-восточная область). Среди Охшу-то различаются Могуса-то в префектуре Иватэ и мечи Гассан в префектуре Ямагата.

Изначально существовало 3 основных стиля вараби-то, их использовали народы айну и емиши: Осю (Тохоку), Дзё-син (Ниигата и Нагано) и Кинаи (Кансаи). Они делались под влиянием даосизма и шаманизма. На Гассан оказала своё влияние религия «Сэгендо», располагавшая многими технологиями для усовершенствования японского кривого меча, переданными в другие горные регионы, такие, как Катори (храм Нарита-сан-Шиншоджи) и район Кюсю (Бузен и Бунго), выходцами оттуда были кузнецы Бизенто.

Гокадэн – пять традиций изготовления мечей в Японии. Гокадэн включает в себя Сосю-дэн, Ямато-дэн, Бизэн-дэн, Ямасиро-дэн, Мино-дэн.

Пять самых известных школ (или традиций):

– Бизэн-дэн пользовалась популярностью в период Хэйан (794-1185 гг.).

– Ямасиро-дэн была самой крупной. С конца периода Хэйан (794-1185 гг.) и до конца периода Камакура (1185-1333 гг.)

– Ямато-дэн старейшая из школ. Она переживала возрождение в период Камакура (1185-1333 гг.).

– Сосю-дэн (Сагами) сформировалась в период Камакура (1185-1333 гг.). К ней принадлежат одни из самых прославленных кузнецов Юкимицу и Масамунэ.

– Мино-дэн самая молодая школа. С конца периода Камакура до конца периода Муромачи (1333 – 1573 гг.)

Взаимоотношение между кайдо (пути-маршруты) и кузнецами следующие:

1. Кинай (5 династий): Ямасиро, Ямато,…

2. Сайо-до (8 династий): Бизен (префектура Окаяма),…

3. Сасин-до (8 династий): Ивама (префектура Шимане),…

4. Нанкаи-до (6 династий):

5. Токаи-до (15 ): Ига (Мие, Вакаяма),… Хитачи (Ибараки).

6. Тосан-до (13): …

7. Хокурику-до (7): …

8. Сейкаи-до (9): …

По материалам книг Tetsutaka Sugavara

Часть 6.3. Разновидность японских мечей.

 

То – изогнутый меч (имеющий Sori).

Ken – прямой меч (не имеющий Sori).

Nihon-To – японский меч (общее название).

Daito – длинный меч с клинком более 70 см.

Tachi – длинный, обычно сильно изогнутый меч, носимый знатными самураями на поясе лезвием вниз при доспехах, либо как церемониальный в торжественной обстановке.

Katana – длинный меч с клинком около 70-75 см, носимый за поясом лезвием вверх пешими самураями низкого ранга, а также знатными буси при повседневной (не военной) одежде, вне доспехов.

Wakizashi – малый меч с клинком менее 60 см и полуторной рукоятью, носимый за поясом лезвием вверх. Дословно: «воткнутый сбоку».

Tanto нож с длиной клинка от 20 до 40 см, смонтированный аналогично Wakizashi, с небольшой цубой.

Способы удержания меча:

Te-no-Uchi – хват рукояти, когда пальцы давят как бы внутрь кисти.

Shibori – скрутка кистей вовнутрь при ударе (как выжить тряпку).

Hasuji – остроугольный удар, при котором клинок резко меняет траекторию, образуя угол вместо плавными линиями.

Kiri Те — «режущая рука», хват, позволяющий совершать режущие, тянущие движения клинком.

Seme Те – «толкающая рука», хват, позволяющий совершать давящие, отталкивающие движения клинком.

Mamori Те – аналогичен Seme Те для защищиты руки.

Shini Те – «мертвая рука», хват, не позволяющий делать режущих движений.

Tome Те – остановка руки, одна из защит.

Nobi Те – хват, аналогичный Shini Те.

Kata Те – хват одной рукой.

Мого Те – обычный хват двумя руками.

Soe Те – «поддерживающая рука», когда одна из рук опирается на обух клинка.

По материалам различных источников.

Часть 7. Формы японского меча.

Часть 7.1. Прогиб.

Хвастовство молодого самурая
Позабавило мастера, который заметил,
Что единственная особенность меча –
Прямой и длинный клинок…
(Эйдзи Ёсикава. “Десять меченосцев”).

Сори (Sori) — прогиб клинка. Данный параметр имеет количественную и качественную составляющие. Иными словами, мы должны определить как величину прогиба, так и расположения точки его максимума относительно середины полосы.

Традиционно клинки тати имеют больший изгиб, нежели катана, но из всякого правила есть исключения. Если же говорить о некоей среднестатистической тенденции, то прогиб катана равен ширине клинка (около 30-35 мм), тогда как для тати это значение составит две ширины или более.

Выделяется группа изделий, вовсе не имеющая кривизны. Их именуют«му-зори» (Ми Zori) , что в дословном переводе значит «без прогиба». Иногда встречается термин «тюкан-зори» (Chukan Zori) . «Тюкан» переводится как «середина» и указывает на промежуточное положение таких клинков между обыкновенными и имеющими обратную (ятаганную) кривизну. Подобную форму придавали некоторым ножам, а также скрытым разновидностям мечей, Клинки, которых прятались в палках, посохах и так далее. Правда это или нет, но кинематограф убедил нас в том, будто ниндзя пользовались исключительно такими штуковинами.

По характеру кривизны клинок может быть отнесен к одной из трех категорий — в зависимости от расположения точки максимального прогиба.Традиционные школы придерживались определенного стиля, поэтому так важно сразу обратить внимание на данный фактор.

Вот эти категории:

Коси-зори (Koshi Zori)

Слово «коси» означает «талия», или «самая узкая часть чего-то». Точка максимального прогиба расположена около порожков мати (Machi), примерно на одной трети общей длины от среза хвостовика. Иногда эту форму именуют бизен-зори (Bizen Zori), поскольку множество школ данной провинции пользовались ею на протяжении веков:

Тории-зори (Torii Zori)

Название формы произошло от сходства со слегка изогнутой верхней перекладиной ритуальных синтоистских ворот («тории»). Известно и другое имя — к-зори (Kio Zori). К — второе наименование провинции Ямасиро, где изготавливалось большое количество подобных мечей:

Саки -зори (Saki Zori)

«Саки» означает «острие, вершина». Центр прогиба сдвинут в направлении острия. Эта форма была наиболее популярна в период Муромати, но чаще всего она применяется в клинках нагинаты:

Несколько особняком стоит редкая форма учи-зори, или ути-дзори (Uchi Zori) , именуемая также такэноко-зори (Takenoko Zori). Слово «учи» (или, если угодно, «ути») переводится как «внутренний» и означает вогнутую форму клинка. «Такэноко» — росток бамбука. Иногда применялась для танто, но никогда — для мечей:

По материалам книг В.Хорева.

Часть 7. Формы японского меча.

Часть 7.2. Геометрия.

Следующим фундаментальным критерием оценки меча служит его общая геометрия, куда входит форма поперечного сечения клинка и её изменения по всей длине.

Следующие три формы применялись при изготовлении длинных мечей — тати, катана и вакизаси. До нашего времени дошла только одна — самая функциональная и гармоничная:

Синоги-зукури (Shinogi Zukuri)

Наиболее часто встречающаяся форма во все периоды после Хэйан. Названа так из-за ребра синоги, протянувшегося вдоль всей полосы, от накаго до киссаки. Благодаря ребру клинок сочетает жесткость и сравнительно малый вес, позволяющий лихо орудовать как обеими, так и одной рукой:

Сбу-зукури (Shobu Zukuri)

Форма, аналогичная предыдущей, но без котэ. Наиболее часто использовалась в период Муромати, но лишь для танто и вакизаси. Это легко объяснить — истонченный передний конец клинка, во-первых, смещал баланс к рукоятке, уменьшая тем самым силу рубящего удара, а во- вторых — был склонен к переломам ввиду той же ослабленности. Хотя колоть таким мечом удобнее, стиль не прижился:

Киссаки моро-ха-зукури (Kissaki Мого На Zukuri)

Название переводится как «форма с обоюдоострым острием». Чрезвычайно древняя форма, имевшая переменное сечение до одной трети длины. Возникла в конце периода Нара (710- 794), вероятно, как попытка совместить преимущества рубящего и колющего оружия. Нечто похожее мы встречаем сегодня в клинках казачьих шашек донского типа (весьма отдаленно). Своим вторым названием — «Когарасу-мару зукури» (Kogarasu Maru Zukuri) — обязана знаменитому мечу «Когарасу» («Вороненок») работы мастера Амакуни:

По материалам книг В.Хорева

Часть 7.3. Традиции.

Го-кадэн – пять традиций изготовления мечей в Японии.

Сошу-дэн (Soshu Den)

Катана и тати данной школы были длинными, широкими и тяжелыми. Примерно с конца XIII века входят в широкое употребление большие ножи танто. Прогиб клинков — плавный «тории-зори». Структура хада отменная и плотная, точно волокна древесины, когда е строгают «против шерсти» («итамэ-хада»). Хамон разнообразный, но чаще неравномерный («мидарэ» или «тдзи-мидарэ»), иногда с включениями тоби-яки. Ниэ, как правило, «ара-ниэ», притом зерна настолько обильны, что образуют характерный узор хитацура (Hitatsura). Хвостовик обычно исполнен в стиле «танаго-бара», так как напоминает брюшко рыбы «танаго», которая водится в реках провинции Сошу. Срез хвостовика — в стиле «кэнг» (Kengyo):

Бизэн-дэн (Bizen Den)

Отличительные черты — клинок изящный, грациозный, ширина и толщина средние. Прогиб почти всегда в стиле «коси-зори» (центр смещен к рукоятке), что принято считать фирменным знаком школы. При этом старые мечи имеют внушительный изгиб «коси», но отдельные дома (например, Осафунэ) не гнушались легкого «тории-зори». Узор хада стиля мокумэ включает мелкие, средние и крупные элементы, также часто присутствует уцури (Utsuri). Хамон большей частью мидарэ-ба, тдзи-мидарэ в разных вариациях и гуномэ-мидарэ, реже — сугу-ха. Ниэ среднего размера, особенно обильны вдоль линии ниои, но встречаются и дзи-ниэ.

Хвостовики старых экземпляров имеют тенденцию быть длинными, стройными и очень пропорциональными, обычно в стиле нику-но-хира («смягченный хира»). Однако с течением времени они постепенно становятся толстыми и короткими, с параллельными гранями, а после времени Оэй (1394-1428) делаются настолько малыми, что выглядят неуравновешенно. Задний срез в стиле кури («каштан»):

Мино-дэн (Mino Den)

Отличительные черты клинки тяжелые и широкие с прогибом неглубоким саки-зори (центр сдвинут к острию), но старые экземпляры чаще имеют тории-зори.

Узор хада обычно масамэ и ко-мокумэ с масамэ вблизи K_спинки. Из хамон наиболее популярен санбон-суги (Sanbon Sugi), дословно — «три кипариса». Время от времени попадается также сугу-ха. Следует отметить, что где-нибудь вдоль спинки непременно видна маленькая мидарэ (нерегулярность рисунка). Хвостовики средней длины, заостренные, срез в стиле кэнг. Насечка ясури — хигаки (Higaki), сюдзикай (Sujikai) или кири (Kiri):

Ямасиро-дэн (Yamashiro Den)

Клинки узкие и грациозные, прогиб в стиле тории-зори. Хада — ко-мокумэ превосходной структуры. Мелкое зерно говорит о многократном складывании и проковке полосы во время е изготовления, что в свою очередь обуславливает высокую прочность и твердость металла. Такое плотное строение с большим количеством поверхностных ниэ (Ji Nie) дает после полировки узор насидзи (Nashiji) — «кожицу груши», являясь показательным также для школы Ямато-дэн. Хамон чаще всего в стиле сугу-ха, но встречается и тдзи-мидарэ с россыпями кристаллов ниэ ниже ребра синоги. Хвостовики длинные и заостренные. Задний срез различен: в клинках, изготовленных 700 лет назад и ранее — кури («каштан»), в более поздних — смесь кури и кэнг:

Ямато-дэн (Yamato Den)

Клинки узкие и изящные, но шире, чем в Ямасиро-дэн. Ребро несколько приподнято.

Прогиб стиля тории-зори. Хада почти такой же, как в предыдущей школе, и лишь некоторые полосы имеют смесь ко-мокумэ с масамэ. Хамон — чаще всего сугу-ха с несколькими маленькими аси-ири (Ashi-iri). Хвостовик срезан «каштаном».

Основные школы направления Ямато: Сэндзюин (Senjuin), Таэма (Таета), Сиккагэ (Shikkage), Сизу (Shizu) и Тэгай (Tegai):

Разумеется, о каждом аспекте можно говорить очень долго и подробно, но такое исследование будет слишком частным и специальным. Хотелось бы подчеркнуть одно — каждая из описанных больших и малых составляющих входит как абсолютно категоричный, обязательный элемент в общую картину классического меча, а потому любая попытка изменить (добавить, убрать) форму приведет либо к уничтожению ценного раритета, либо к изготовлению никчемной фантазии на собственную тему.

Часть 7.4. Тестирование меча.

Дом Ямада, многие представители, которого служили государственными испытателями мечей, пользовался восемнадцатью основными траекториями рубки тела, большинство из которых совпадают с направлениями стандартных боевых ударов. Каждое сечение именуется по-своему (второе название — устаревшее):

1. Ко-кэса (Ko-kesa)

2. Кэса (Kesa) или О-кэса (O-kesa)

3. Содэсури (Sodesuri)

4. Хидзи-тати (Hiji Tachi)

5. Тати-вари (Tachiwari) или Ками-тативари (Kami Tachiwari)

6. Таи-таи (Tai Tai) или Сурицукэ (Suritsuke)

7. Кариганэ (Karigane) или Вакигэ (Wakige)

8. Tu-вapu (Chiwari) или Иши-но до (Ichi-no Do)

9. Вакигэ (Wakige) или Ни-но до (Ni-no Do)

10. Сурицукэ -(Suritsuke) или Сан-но до (San-no Do)

11. Иши-но до (Ichi-no Do) или Хон-до (Hondo)

12. Ни-но до (Ni-no Do) или Xamu-май мэ (Hachimaime)

13. Сан-но до (San-no Do) или Курумасаки (Kurumasaki)

14. Курумасаки (Kurumasaki) или Аи-но курума (Ai-no Kuruma)

15. Рё-курума (Rio Kuruma)

16. Симопгатэ-вapu (Shimotatewari)

17. Хиза-тати (Hiza Tachi)

18. Таби-гата (Tabigata)

Самым сложным считалось направление поперек живота на уровне таза (№ 15, «рё-курума»), а самым популярным в бою — от плеча к пояснице (№ 2, «кэса»). Если рубить справа налево (считая от себя), то можно было выхватить обнажившуюся печень и тут же съесть её, истекающую теплой кровью. Это прибавляло храбрости, а назывался красивый обычай «кимо-тори». Многие самураи практиковали его в стародавние романтические времена.

По материалам книг В.Хорева.

 

Каковы Ваши три ЖЕЛАНИЯ?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Вернуться наверх