Отличия мечей РЮ БИ Японии
Медленно движущийся меч
не заслуживает названия техники бу-дзюцу.
- Часть 1. Японские мечи – правда и вымысел.
- Часть 2. Владение мечом.
- Часть 3. Иай-дзюцу – практический меч.
- Часть 4. Боккэн.
- Часть 5. Резюме.
- Часть 6. О взаимосвязи мечей Китая, Кореи, Японии и Айнов.
- Часть 6.1. Историческая справка.
- Часть 6.2. Катана и Айны.
- Часть 6.3. Разновидность мечей.
- Часть 7. Формы японского меча.
- Часть 7.1. Прогиб.
- Часть 7.2. Геометрия.
- Часть 7.3. Традиции.
ЯПОНСКИЕ МЕЧИ – ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ.
Сомнительная исключительность самураев и японских мечей.
Любители восточных единоборств и холодного оружия любят вдоволь поговорить на тему исключительного качества японских клинков. Мол, рубят эти мечи и камень и железо, и при этом не тупятся и не ломаются.
Еще бы! Если судить по дешевым фильмам о ниндзя, то и куются такие супермечи из любого железа за одну ночь, где-нибудь на задворкам Бронкса.
Однако реальность намного сложнее и, как бы точнее выразиться, прозаичнее: Как ни старайся, а законы природы пока не удалось никому изменить. Не может острый как бритва клинок разрубить железный доспех, а уж тем более камень, без повреждения.
Даже сделанное из победита острие зубила при ударе о камень притупляется!
Японские мечи считаются одними из лучших в мире. Велик соблазн обсудить этот вопрос с пристрастием.
Думаю, что без эпатирующей славы самураев, многократно воспетой и изуродованной Голливудом и Гон-Конгом, все могло быть иначе.
Я считаю, что булатные клинки Индии и забавы кшатриев, на спор одним ударом вгонявших мечи в землю, а также кодекс чести тех же кшатриев и их благоговейное отношение к мечам могли бы быть воспеты не менее помпезно.
А чем хуже русские казаки, мадьяры: Я отвлекся, но, будучи сам увлечен японскими мечами, вижу распространенное наивное превознесение суровой средневековой японской действительности и японского оружия.
Большая группа иллюзий в отношении японского меча вызвана катастрофическим недостатком знаний, их фрагментарностью и поверхностным изучением восточных единоборств. …
Хочу заявить, что среди японских мечей большая часть – вещи совершенно утилитарные, не блещущие ни красотой линий, ни качеством закалки, ни общей сохранностью. Такого количества сколов лезвия, как у японских мечей, я не видел ни у ятаганов, ни у шашек, ни у прочего холодного оружия.
Есть клинки откровенно гнутые и затем выпрямленные, есть бездарно сбалансированные. Я был рад прочитать в одной японской книге, что оружие во времена гражданских войн было очень простое, изнашивалось быстро, и его не жалели. …
Ковать надо столько, сколько нужно, лишь бы без ошибок. А мастер потому мастер, что ошибок не допускает. От кузнеца Масамунэ из Сагами (14 в.) сохранилось 59 клинков. Если бы он ковал по одну клинку в год, это уже много.
На самом деле клинок куется за одну-две недели, и нечего здесь мудрить. А если начались активные боевые действия и оружия требуется много, то клинки можно делать и по два в день, лишь бы молотобойцев было больше, да помощников всяких. …
Это как боксер – на кулаках дерется, но кирпичи ломать – узкая специализация. Значит, не все мечи и не в руках любого, даже хорошего фехтовальщика, выдержат подобные испытания.
Кстати, твердость японских мечей 57-60 единиц по шкале Роквелла, то есть они лишь чуть мягче напильника (вот почему у них так много сколов закаленного лезвия), а булатные клинки из индо-мусульманского региона нередко тверже их на пять единиц и это не сопровождается потерей прочности. …
Теперь поговорим о ниндзя. Уже наряд этого средневекового спецназовца вызывает кривую ухмылку. Раствориться в толпе этому горе-шпиону не удастся. А что делать с его прямым мечем с квадратной цуба?
Очевидно, самураи были слабы на голову, раз использовали изогнутые клинки, а не прямые, как ниндзя. Ведь ниндзя все делали лучше. А еще у ниндзя были свои военные базы в горах и свои кузнецы.
С трудом представляю, что воинственные феодалы терпели на своих территориях опасные объединения спецназовцев, не подчинявшихся им, а еще труднее представить, что вопреки всем препонам местных правителей ниндзя удавалось подвозить в необходимом количестве руду и древесный уголь для ковки.
Это не Шербурский лес и не Сибирь, в Японии земли мало и люди издревле жили кучно. Ни разу я не видел, даже на рисованных иллюстрациях в средневековых японских книгах о мечах, не говоря об экспозициях музеев или оружейных аукционов, хоть один типичный меч ниндзя. Лично для меня это приведение – все говорят, но никто не подтвердил, что это есть. …
Японские мечи очень разные, но чаще всего у них удар секущий, а не рубящий, так что центр тяжести ближе к рукояти. …
Что есть сабля, что есть меч?
Англичане все английское оружие называют мечами, даже сабли офицеров военно-морского флота.
Чужое оружие они могут назвать саблей или мечем, а свое только мечем. Такова их традиция. Нечто подобное есть и испанцев, и других народов.
Мы, называем, мечем прямой обоюдоострый клинок, саблей – однолезвийный изогнутый. Так что для нас японские клинки – сабли, но мешает мировая традиция и мы, следуем за ней, называя их мечами. …
Источник: http://bladeist.ru, Автор: Олег Масков.
Часть 2. Владение мечом.
Культ меча возник в Японии на рубеже нашей эры. Меч обожествлялся японцами как “тело” или “облик” бога (синтай). С глубокой древности меч рассматривался как священное оружие – подарок “солнечной богини” своему внуку, которого она послала править на земле и вершить с помощью этого меча дело справедливости, искоренять зло и утверждать добро. Именно поэтому меч стал принадлежностью синтоистского культа, он украшал храмы и священные места. Приносимый верующими в качестве пожертвования богам, он сам являлся святыней, в честь которой воздвигались храмы. В литературных источниках упоминается, что в VIII веке священники синто сами принимали участие в производстве мечей.
Древнейшей системой фехтования на мечах, связанной с храмом Касима, считается Касима-но Синдэн – “Божественная традиция Касима”, или “Касима-но тати” – “Меч Касима”.
Катори Синто рю.
Позднее, как и «положено», случилась трансформация нескольких стилей в «новую ветвь», связанную у храма Катори как всегда с изотерическими видениями, чуть позднее оформившиеся в почитаемую сегодня школу — Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, сумевшую пройти жернова истории практически неизменной.
Её основателем был Иидзаса Тёисай Иэнао (1387-1488), обучавшемуся, в свою очередь, у некоего Кабуто Осакабэ Сёхо – госи (зажиточного крестьянина, землевладельца), из деревни Оно уезда Касима, изучавшего боевые искусства традиции Касима у Мацуоки Хёгоносукэ. В молодости Иидзаса за короткое время пребывания в столице также изучал легендарную традицию бу-дзюцу Нэн-рю, созданную ДЗЭНСКИМ монахом Дзионом (основанную в 1368 году Сома Сиро Ёсимото), и школу ёрои-кумиути (борьба в доспехах) Мусо Тёкудэн-рю (основанную еще в XIII веке легендарным буддийским монахом Икэйбо Тёхэн). По-видимому, какое-то время Тёисай провёл во владениях своего господина Тиба в провинции Ига, где познакомился с искусством нин-дзюцу госи (землевладельца) из Ига.
Удивительная стабильность Катори Синто рю обусловлена двумя принципиальными особенностями этой школы:
1) школа никогда не связывала свою судьбу с конкретными правителями (то есть не являлась клановой),
2) принимала в свои ряды всех желающих, вне зависимости от социального положения.
3) а также использовала прямолинейные силовые методы, понятные в простой армейской среде.
Изучение огромного количества ТАЙНЫХ свитков, посвященных военной стратегии-хэйхо, многие из которых по сей день хранятся у главы семьи Иидзаса, показывают, что Иэнао прошел невероятный по сложности путь воинской и духовной тренировки. Мастер Иидзаса Тёисай Иэнао умер в необычайно позднем возрасте 102 лет. Его посмертное буддийское имя – Тайганиндэн Тайра-но Асон Ига-но Ками Райодо Хондайкодзи, а посмертное имя его жены – Когакуин-дэн
Касима Синто рю.
Школа Касима-но Синдэн, по легенде, была создана Кунинацу-но Мабито, потомком одного из важнейших божеств синтоизма Амэ-но коянэ-но микото. По традиционной хронологии, произошло это при императоре Нинтоку (правил в313 – 399 гг.). В то время Кунинацу-но Мабито воздвиг синтоистский алтарь на холме Такама-га хара в Касима и предавался молениям божеству Такэми-кадзути-но микото, которое, якобы, поделилось с ним своими знаниями в области фехтования. В результате появилась система боя мечом, которую сам Кунинацу-но Мабито назвал “Симмё-кэн” – “Чудесный меч”.
Позже эта система разделилась на древнейшую школу Касима (Касима Дзёко-рю) и школу Касима средней древности (Касима Тюко-рю). Практиковали их четыре жреческих рода из Касима-дзингу: Мацумото, Ёсикава, Огано и Нукага.
Наследие Касима отлилось трудами Цукахара Бокудэна в звонкую монету отчетливой школы позже, в XVI веке, получив имя Касима Синто-рю. Несмотря на кажущуюся молодость, её истинные корни глубоки, а боевая эффективность по понятным причинам значительно превышает эффективностью многих школ.
Различия в техниках школ видны невооруженным глазом.
Например, Катори использует прямолинейные силовые методы, простые и надежные, чем обусловлена её популярность в армейской среде. Она никогда не была закрытой школой, и подобная демократичность сыграла роль спасательного круга в смутные времена застоя, пучины которого поглотили немало прекрасных стилей.
Касима же представляется некоей антитезой, поскольку практиковалась в рядах всевозможных духовных личностей, странников и – высшей знати. Приемы округлы, мягки, движения хитроумные, точно выверенные, акцент смещен в сторону мастерства, а не пробивной мощи.
В целом можно сказать, что Катори ориентирована на закованных в латы солдат, тогда как Касима – на ловких виртуозов в обычной одежде. Отсюда же берут начало многие удары, характерные именно для Катори: по кистям рук, предплечьям, локтям, в горло, колено и так далее, то есть в слабо защищенные броней места.
Но не следует забывать об общих эзотерических корнях, и иаи-дзюцу, предназначенной для тренировки ниндзя, которые не имели привычки отягощать себя латами.
Итак, начальными элементами во владении самурайским мечом являются: приемы обнажения клинка, вкладывания его в ножны, а также различные исходные позиции, чаще именуемые стойками. Всевозможные блоки и удары следуют потом, хотя именно с их помощью мы крадемся между жизнью и смертью. Каждый сантиметр движения и каждый градус поворота обязаны своим появлением той или иной школе, а отсутствие таковой приводит к беспорядочной трате времени. Даже великий Мусаси , будучи самоучкой, постоянно сетовал на этот прискорбный факт биографии. Его спасла гениальность, позволив к финалу пути не только сохранить голову, но и переплавить ассорти личных находок в оригинальный стиль.
В наши дни стало модно ссылаться на Миямото Мусаси как на последнюю инстанцию в рассуждениях об искусстве фехтования японским мечом. Это справедливо, но лишь применительно к тактическим и духовным моментам, потому что сегодня никто не может знать, как действовал Мусаси в реальном бою. Здесь его приоритет заключается в том, что именно он стал активно использовать второй меч (неважно, малый или большой) одновременно с главным, разработав принципы школы Двух Небес (“Нитэн-рю”), которая по эффективности не лучше и не хуже остальных. Важнее другое – на склоне лет он успел замечательно просто и четко сформулировать базовые установки, характерные для искусства меча вообще.
Примерно с XV столетия ведут родословную такие направления, как Айсу-Кугэ (Айсу Исо), школы Тюго Нагахидэ, Фукида Бунгуро, Итто-рю, СинКагэ-рю, Ягю-рю и некоторые другие. Уже на стыке XVI – XVII веков и далее возникает добрый десяток великолепных стилей, дошедших до нас в “приемлемом” виде.
По материалам thefts.ru
Часть 3. ИАЙ-ДЗЮЦУ И ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕЧ.
Если фехтовальщик не может наносить удар мечом одной рукой направо и налево или, иными словами, в любом направлении, его техника становится чересчур медленной. Меч должен иметь такой вес, чтобы его можно было использовать с такой же легкостью, как кончик собственного пальца.
Но очень важно, чтобы фехтовальщик, прежде чем он перейдет к быстрому выполнению техники (хаявадза), знал свои технические возможности. Мечи, которые использовал Ягю Тосиканэ (Рэнъясай), прекрасный фехтовальщик школы Ягю Синкагэ (Бисю)-рю, имели короткие лезвия. Длинный меч имел лезвие в 1 сяку 9 сунов 8 6у (около 55 см.), а короткий – 1 сяку, 3 суна, 3 6у (около 38 см.). В течение столетия в период Сэнгоку-дзидай (1467 — 1573) было выковано немало мечей с клинками длиной в 2 сяку (около 60 см). Большинство из этих мечей были произведениями в стиле Бидзэн и были рассчитаны на использование одной рукой для неожиданной атаки противника (кататэ нуки-ути-ё).
Поэтому некоторые мечи, выкованные в традициях Сосю и Осака Синто известны своей слабостью. Чем меньше кончик меча (киссаки), тем лучше. Эта часть — одна из важнейших особенностей клинка. Большой кончик, может быть, дает некоторое преимущество, когда укол выполняется против кожаных доспехов, но он легко ломается и, более того, очень неудобен при обнажении и вкладывании меча в ножны. Ямаура Санэо из провинции Синано (ныне префектура Нагано) был братом Ямауры Киёмаро, который был знаменитым кузнецом-оружейником в конце периода Эдо (1600 — 1868). Санэо в своей книге “Ои-но нэдзамэ” (“Просыпающийся старик”) пишет:
“Может быть у других это и не так, но я больше всего забочусь о примере. Когда вы носите меч, желательно носить его также естественно, как животные носят свои рога, и ощущать его присутствие так, как вы ощущаете часть своего тела. Идеальный меч наделяет отвагой своего владельца-мастера, и безразлично как далеко ему нужно идти, даже по крутой тропинке, меч не должен утомлять его или причинять ранения бедру. Меч с небольшим изгибом клинка (сори) менее удобен для ношения и быстрого выхватывания для вступления в бой, чем меч с более изогнутым лезвием. Меч с прямым клинком плохо рубит объект. Кроме того он ставит владельца в худшее положение, поскольку он очень чувствителен к хира-ути — контратаке, которая наносится, по его прямой и плоской поверхности. Можно посоветовать фехтовальщику тщательно обдумать все достоинства и недостатки меча, прежде чем использовать его.”
Такие серьезные замечания, упомянутые Санэо в его книге, нужно всегда держать в голове. Санэо был учеником Наканиси Тюбэя из школы Итто-рю.
Идеальный меч для использования в Иай-дзюцу японцем среднего роста должен иметь размер приблизительно в 2 сяку 3 суна 5 6у (около 68 см), быть умеренно изогнутым (изгиб составляет около 6 6у). У него также не должно быть слишком длинного кончика. Большое значение имеет также и хороший баланс.
По материалам katori.narod.ru
Часть 4. Боккэн.
Боккэн (в русском языке часто произносится как бокен — деревянный макет меча, используемый в различных японских боевых искусствах для тренировок.
Другое название бокуто – «деревянный меч».
Грамотно нанесённый боккэном удар по человеку может привести к смерти. Великий японский фехтовальщик Миямото Мусаси (1584—1645) часто использовал боккэн в реальных поединках, в большинстве случаев убивая своих противников. Наиболее опасен кончик острия клинка при нанесении рубящих ударов.
В Японии к боккэнам относятся с большим уважением, практически как к настоящему оружию. Скажем, при провозе боккэна в самолёте пассажир обязан сдать его в багаж. А ношение его без специального чехла, самими японцами приравнивается к ношению холодного оружия.
Разные школы используют для тренировок различные виды боккэнов:
Катори Синто Рю, принято использование боккэна с меньшим изгибом, иногда и вовсе без него. Более толстый и тяжелый с большим корпусом, с тупым остриём.
Ивама Рю используют такие же как боккэны, используемые в Айки-до, в отличии от предыдущего имеет более изящную форму и более выраженный изгиб.
Касима Син Рю используют более изогнутый боккэн с заостренным концом, в отличии от двух предыдущих имеет самое близкое по форме, балансировке и ощущениям при работе сходство с настоящей катаной.
Джики Син Кагэ Рю используют прямой боккэн и намного тяжелее обычного.
Син Кагэ Рю используют более изогнутый боккэн, имеющий близкое по форме, балансировке и ощущениям при работе сходство с настоящей катаной.
Мы в Син Кагэ Муто рю используем в основном боккэн с незначительным изгибом, тупым остриём и длинной рукояткой, намного тяжелее обычного с большим корпусом, имеющий близкое по балансировке и ощущениям при работе сходство с катаной, которая у нас имеет больший изгиб. А также фукуро-синай (см. далее).
Разные школы используют для тренировок различные виды боккэнов:
Сверху – Ивама Рю изогнутый с обычной рукояткой.
Середина – Син Кагэ стиль (Андреич) изогнутый с удлиненной рукояткой.
Внизу – Син Кагэ Муто рю с удлиненной рукояткой.
Тати, катана, вакидзаси Кагэ-рю.
В додзё Ягю рю новичкам не разрешали пользоваться деревянными мечами. Тренировались на палицах – фукуро-синаях, специально изготовленных для овладения техникой Син Кагэ стиля. Это был длинный, тонкий кожаный рукав (мешок), набитый бамбуковой щепой, по сути дела, кожаная дубинка без рукоятки и гарды. Дубинка была безопаснее деревянного меча, но могла оторвать ухо или превратить нос в перезрелый гранат. Удары позволялось наносить по любой части тела. Разрешалось сбивать с ног противника ударом в горизонтальной плоскости и бить лежачего.
И еще!
При выборе меча и боккэна обязательно нужно учитывать Стиль школы, влияющий на присутствие или отсутствие блоков и парирований, а также технику удара: кто-то «рубит» плечами, кто-то подключает запястья, кто-то – бедра, кто-то – к себе, а кто-то от себя. Это важно. Примеров “плохой рубки» в сети полно, хорошей – единицы.
А также, при выборе тренировочного “оружия” следует учитывать ИНДИВИДУАЛЬНОЕ телосложение человека: длину рук, ног, туловища, и не ориентироваться на предлагаемые шопинговые таблицы, в часности памятуя о том, что японцы значительно ниже европейцев.
Хотя,… работать (управлять) надо уметь любым оружием, а для быстрейшего обучения необходима… устная традиция или “секрет” преподавания.
По материалам традиционных школ, статей А.Гаршина и др., сайтов: tozando.com, talks.guns.ru, bokken.com.ua, thefts.ru, bladeist.ru и др., а также собственных знаний и опыта.
Часть 5. Резюме.
В Японии не так уж и много Традиционных Школ БИ доживших до современности … и имеющих следующие основные отличия:
Катори Синто рю – простой атакующий стиль с практикой «всевозможных» видов оружия для умения владеть ими при необходимости: тати, бо, нагината (фехтованием его назвать затруднительно – ушел с линиии атаки и подрезал).
Итто-рю – жесткий стиль с нанесением скрытого первого удара, решающего исход боя (ближе к самообороне, чем к открытому фехтованию).
Син Кагэ рю – выжидательный стиль с крепкими нервами и фехтовальной техникой.
Касима Синто рю – изощренный стиль для истинных ценителей фехтования.
Нитэн-рю – стиль двух мечей, по эффективности не хуже остальных и оставшийся в памяти предков с именем Миямото Мусаси.
В Китае аналогичная история… с Традиционными Школами БИ дожившими до современности.
Тайцзи-цюань Чэнь – стиль, выросший из старинной армейской техники боя на копьях, мечах и голыми руками.
Тайцзи Чэнь – единственная из немногих Школ БИ развившаяся и усовершенствовавшая технику до истинных ценителей рукопашного боя и фехтования на основе, которой были созданы известные китайские стили Ян, У, Хэ, Сунь.
«Китайский меч – просто сказочно и … практично!».
Видеоролик изготовления и тестирования китайского меча Дзянь.
Часть 6. О взаимосвязи мечей Китая, Кореи, Японии и Айнов.
Часть 6.1. Историческая справка.
Когда чем-то рассекают воздух,
его никогда не поздно остановить!
Историческая справка о Японии.
Ранняя история период до начала VIII в.
Нара (Nara) период с 710 по 794 г.
Хэйан (Heian) период с 794 по 1185 г.
Камакура (Kamakura) период с 1185 по 1333 г.
Намбоку-тё (Nambokucho) период с 1333 по 1392 г.
Муромати (Muromachi) период с 1392 по 1573 г.
Момояма (Momoyama) период с 1573 по 1603 г.
Эдо (Edo) периоде 1603 по 1868 г.
В 712 годом появляется один из первых письменных памятников Японии — «Кодзики» («Записки о делах древности»). Всё существовавшее до нашей эры и по IV век включительно относят к «ранней культуре», безвозвратно канувшей в омут времен. Период в шесть сотен лет (с 334 г. до н. э. по 300 г. н. э.) именуется «культурой Яо», и только.
Именно с этих пор берет начало короткая эпоха использования прямого обоюдоострого меча. Подобная форма – классика оружия данного типа, и, услыхав о мече, мы тут же рисует в уме нечто похожее. В точности так выглядел знаменитый скандинавский меч, ставший родоначальником вооружения крестоносцев и старорусских витязей. Разумеется, конкретная геометрия, вес и баланс отличались национальными и прочими особенностями, но идея воспроизводилась почти без изменений.
В Японии данное оружие называли цуруги (Tsurugi), или кэн (Ken), причем «кэн» и «цуруги» являются лишь различным прочтением одного и того же китайского иероглифа, звучащего у себя на родине как «цзянь» (некоторые исследователи выделяют также архаичный тёкуто (Chokuto) в качестве прародителя изогнутых мечей). В наши дни термином «кэн» принято обозначать прямой меч с односторонней заточкой {синоби-кэн), тогда как его криволинейный аналог именуется «то» (Nihon То).
На старинных японских картинках приблизительно в IV века обращают на себя внимание, по меньшей мере, три существенные детали:
1. Рукоятки мечей, которыми рубятся герои, значительно длиннее традиционных китайских, скорее напоминая японскую цука. Они также лишены расширения в центре, то есть прямые. Соответственно техника удержания, выполнения удара и защиты чисто японская, двуручная.
2. Сам клинок немного отличается от классического цзяня — он широк, и ширина его не уменьшается по мере приближения к острию.
3. Вместо привычной китайской гарды в форме волн, рожек или завитков, руки воинов защищены чем-то наподобие маленьких цуб.
Своего рода переходным вариантом между обоюдоострым мечом китайского типа и изогнутым корейским стал кофун-то — прямой меч с односторонней заточкой. Такое оружие в странах Европы называлось палашом.
Историческая справка о мечах:
Chokuto (Tsurugi) древний прямой меч, предшественник Nihon-To.
Koto «старые мечи», изготовленные до 1596 г.
Suo-koto мечи, изготовленные в период с 1500 по 1595 г.
Shinto «новые мечи», изготовленные в период с 1595 по 1790 г.
Keicho Shinto ранние сан-то, изготовленные с 1595 по 1615 г.
Kanbun Shinto мечи, изготовленные с 1661 по 1673 г. (или позднее), с очень небольшим изгибом.
Shin-Shinto «новейшие мечи», изготовленные с 1790 по 1876 г.
Bakumatsu мечи, изготовленные в последние годы токугавского Бакуфу, с 1853 по 1868 г.
Gendaito современные мечи, изготовленные после 1876 г.
Meiji-To мечи, изготовленные в период реставрации Мэйдзи, с 1868 по 1912 г.
Taisho-To мечи, изготовленные в период Тайсё, с 1912 по 1925 г.
Gunto «армейские мечи», изготовленные для японской армии в период с 1876 по 1945 г.
Kai-Gunto мечи личного состава военно-морских сил периода второй мировой войны, смонтированные как тати, в деревянных лаковых ножнах.
Kyo-Gunto ранние гун-то, смонтированные в европейском стиле (с сабельной гардой и рукоятью) в металлических ножнах.
Shin-Gunto армейские мечи периода второй мировой войны, смонтированные как тати.
Showa-To мечи эпохи Сева, с 1925 по 1989 г.
Shinsaku-To «новейшие» мечи, изготовленные после 1955 г.
Часть 6.2. Катана и Айны.
Айны первые люди населяющие современные японские острова и Курилы.
Историки до конца не выяснили и вопрос о том, когда именно была образована страна под названием «Япония», ввиду того, что в древние времена передвижение между островами и континентом было свободным.
В эру Джомон народ айнов изготавливал мечи и распространял их по всей Японии. В первую стадию эры Кофун (III-IV в.в.) в Японии пользовались чужеземными прямыми мечами, сделанными методом «шоко-хо». Оба эти метода изготовления мечей применялись на Корейском полуострове.
Считается, что в VII в. было заложено святилище Касима, однако …оно существовало и раньше, поскольку древние земли Ямато населял народ айну, у которого был дворец «Шикономия», предположительно разрушенный вторгшимися корейцами (народами Когуре, принадлежавшими к кочевой культуре), позже основавшими императорскую линию Ямато. Итак, после VII столетия прямые мечи начали изготавливаться в Японии уже из японских металлов.
Меч варабитэ-то был создан в Северо-Восточной Японии в процессе слияния северной и южных культур. С юга пришла китайско-корейская-скифская технология изготовления длинных мечей. Северная культура обладала короткими кривыми мечами народов айну и севера Сибири (монголов и тунгусов). Из слияния этих культур возник и стал совершенствоваться японских кривой меч. Изначально он назывался Охшу-то(Охшу – северо-восточная область). Среди Охшу-то различаются Могуса-то в префектуре Иватэ и мечи Гассан в префектуре Ямагата.
Изначально существовало 3 основных стиля вараби-то, их использовали народы айну и емиши: Осю (Тохоку), Дзё-син (Ниигата и Нагано) и Кинаи (Кансаи). Они делались под влиянием даосизма и шаманизма. На Гассан оказала своё влияние религия «Сэгендо», располагавшая многими технологиями для усовершенствования японского кривого меча, переданными в другие горные регионы, такие, как Катори (храм Нарита-сан-Шиншоджи) и район Кюсю (Бузен и Бунго), выходцами оттуда были кузнецы Бизенто.
Гокадэн – пять традиций изготовления мечей в Японии. Гокадэн включает в себя Сосю-дэн, Ямато-дэн, Бизэн-дэн, Ямасиро-дэн, Мино-дэн.
Пять самых известных школ (или традиций):
– Бизэн-дэн пользовалась популярностью в период Хэйан (794-1185 гг.).
– Ямасиро-дэн была самой крупной. С конца периода Хэйан (794-1185 гг.) и до конца периода Камакура (1185-1333 гг.)
– Ямато-дэн старейшая из школ. Она переживала возрождение в период Камакура (1185-1333 гг.).
– Сосю-дэн (Сагами) сформировалась в период Камакура (1185-1333 гг.). К ней принадлежат одни из самых прославленных кузнецов Юкимицу и Масамунэ.
– Мино-дэн самая молодая школа. С конца периода Камакура до конца периода Муромачи (1333 – 1573 гг.)
Взаимоотношение между кайдо (пути-маршруты) и кузнецами следующие:
1. Кинай (5 династий): Ямасиро, Ямато,…
2. Сайо-до (8 династий): Бизен (префектура Окаяма),…
3. Сасин-до (8 династий): Ивама (префектура Шимане),…
4. Нанкаи-до (6 династий):
5. Токаи-до (15 ): Ига (Мие, Вакаяма),… Хитачи (Ибараки).
6. Тосан-до (13): …
7. Хокурику-до (7): …
8. Сейкаи-до (9): …
По материалам книг Tetsutaka Sugavara
Часть 6.3. Разновидность японских мечей.
То – изогнутый меч (имеющий Sori).
Ken – прямой меч (не имеющий Sori).
Nihon-To – японский меч (общее название).
Daito – длинный меч с клинком более 70 см.
Tachi – длинный, обычно сильно изогнутый меч, носимый знатными самураями на поясе лезвием вниз при доспехах, либо как церемониальный в торжественной обстановке.
Katana – длинный меч с клинком около 70-75 см, носимый за поясом лезвием вверх пешими самураями низкого ранга, а также знатными буси при повседневной (не военной) одежде, вне доспехов.
Wakizashi – малый меч с клинком менее 60 см и полуторной рукоятью, носимый за поясом лезвием вверх. Дословно: «воткнутый сбоку».
Tanto нож с длиной клинка от 20 до 40 см, смонтированный аналогично Wakizashi, с небольшой цубой.
Способы удержания меча:
Te-no-Uchi – хват рукояти, когда пальцы давят как бы внутрь кисти.
Shibori – скрутка кистей вовнутрь при ударе (как выжить тряпку).
Hasuji – остроугольный удар, при котором клинок резко меняет траекторию, образуя угол вместо плавными линиями.
Kiri Те — «режущая рука», хват, позволяющий совершать режущие, тянущие движения клинком.
Seme Те – «толкающая рука», хват, позволяющий совершать давящие, отталкивающие движения клинком.
Mamori Те – аналогичен Seme Те для защищиты руки.
Shini Те – «мертвая рука», хват, не позволяющий делать режущих движений.
Tome Те – остановка руки, одна из защит.
Nobi Те – хват, аналогичный Shini Те.
Kata Те – хват одной рукой.
Мого Те – обычный хват двумя руками.
Soe Те – «поддерживающая рука», когда одна из рук опирается на обух клинка.
По материалам различных источников.
Часть 7. Формы японского меча.
Хвастовство молодого самурая
Позабавило мастера, который заметил,
Что единственная особенность меча –
Прямой и длинный клинок…
(Эйдзи Ёсикава. “Десять меченосцев”).
Сори (Sori) — прогиб клинка. Данный параметр имеет количественную и качественную составляющие. Иными словами, мы должны определить как величину прогиба, так и расположения точки его максимума относительно середины полосы.
Традиционно клинки тати имеют больший изгиб, нежели катана, но из всякого правила есть исключения. Если же говорить о некоей среднестатистической тенденции, то прогиб катана равен ширине клинка (около 30-35 мм), тогда как для тати это значение составит две ширины или более.
Выделяется группа изделий, вовсе не имеющая кривизны. Их именуют«му-зори» (Ми Zori) , что в дословном переводе значит «без прогиба». Иногда встречается термин «тюкан-зори» (Chukan Zori) . «Тюкан» переводится как «середина» и указывает на промежуточное положение таких клинков между обыкновенными и имеющими обратную (ятаганную) кривизну. Подобную форму придавали некоторым ножам, а также скрытым разновидностям мечей, Клинки, которых прятались в палках, посохах и так далее. Правда это или нет, но кинематограф убедил нас в том, будто ниндзя пользовались исключительно такими штуковинами.
По характеру кривизны клинок может быть отнесен к одной из трех категорий — в зависимости от расположения точки максимального прогиба.Традиционные школы придерживались определенного стиля, поэтому так важно сразу обратить внимание на данный фактор.
Вот эти категории:
Коси-зори (Koshi Zori)
Слово «коси» означает «талия», или «самая узкая часть чего-то». Точка максимального прогиба расположена около порожков мати (Machi), примерно на одной трети общей длины от среза хвостовика. Иногда эту форму именуют бизен-зори (Bizen Zori), поскольку множество школ данной провинции пользовались ею на протяжении веков:
Тории-зори (Torii Zori)
Название формы произошло от сходства со слегка изогнутой верхней перекладиной ритуальных синтоистских ворот («тории»). Известно и другое имя — к-зори (Kio Zori). К — второе наименование провинции Ямасиро, где изготавливалось большое количество подобных мечей:
Саки -зори (Saki Zori)
«Саки» означает «острие, вершина». Центр прогиба сдвинут в направлении острия. Эта форма была наиболее популярна в период Муромати, но чаще всего она применяется в клинках нагинаты:
Несколько особняком стоит редкая форма учи-зори, или ути-дзори (Uchi Zori) , именуемая также такэноко-зори (Takenoko Zori). Слово «учи» (или, если угодно, «ути») переводится как «внутренний» и означает вогнутую форму клинка. «Такэноко» — росток бамбука. Иногда применялась для танто, но никогда — для мечей:
По материалам книг В.Хорева.
Часть 7. Формы японского меча.
Часть 7.2. Геометрия.
Следующим фундаментальным критерием оценки меча служит его общая геометрия, куда входит форма поперечного сечения клинка и её изменения по всей длине.
Следующие три формы применялись при изготовлении длинных мечей — тати, катана и вакизаси. До нашего времени дошла только одна — самая функциональная и гармоничная:
Синоги-зукури (Shinogi Zukuri)
Наиболее часто встречающаяся форма во все периоды после Хэйан. Названа так из-за ребра синоги, протянувшегося вдоль всей полосы, от накаго до киссаки. Благодаря ребру клинок сочетает жесткость и сравнительно малый вес, позволяющий лихо орудовать как обеими, так и одной рукой:
Сбу-зукури (Shobu Zukuri)
Форма, аналогичная предыдущей, но без котэ. Наиболее часто использовалась в период Муромати, но лишь для танто и вакизаси. Это легко объяснить — истонченный передний конец клинка, во-первых, смещал баланс к рукоятке, уменьшая тем самым силу рубящего удара, а во- вторых — был склонен к переломам ввиду той же ослабленности. Хотя колоть таким мечом удобнее, стиль не прижился:
Киссаки моро-ха-зукури (Kissaki Мого На Zukuri)
Название переводится как «форма с обоюдоострым острием». Чрезвычайно древняя форма, имевшая переменное сечение до одной трети длины. Возникла в конце периода Нара (710- 794), вероятно, как попытка совместить преимущества рубящего и колющего оружия. Нечто похожее мы встречаем сегодня в клинках казачьих шашек донского типа (весьма отдаленно). Своим вторым названием — «Когарасу-мару зукури» (Kogarasu Maru Zukuri) — обязана знаменитому мечу «Когарасу» («Вороненок») работы мастера Амакуни:
По материалам книг В.Хорева
Часть 7.3. Традиции.
Го-кадэн – пять традиций изготовления мечей в Японии.
Сошу-дэн (Soshu Den)
Катана и тати данной школы были длинными, широкими и тяжелыми. Примерно с конца XIII века входят в широкое употребление большие ножи танто. Прогиб клинков — плавный «тории-зори». Структура хада отменная и плотная, точно волокна древесины, когда е строгают «против шерсти» («итамэ-хада»). Хамон разнообразный, но чаще неравномерный («мидарэ» или «тдзи-мидарэ»), иногда с включениями тоби-яки. Ниэ, как правило, «ара-ниэ», притом зерна настолько обильны, что образуют характерный узор хитацура (Hitatsura). Хвостовик обычно исполнен в стиле «танаго-бара», так как напоминает брюшко рыбы «танаго», которая водится в реках провинции Сошу. Срез хвостовика — в стиле «кэнг» (Kengyo):
Бизэн-дэн (Bizen Den)
Отличительные черты — клинок изящный, грациозный, ширина и толщина средние. Прогиб почти всегда в стиле «коси-зори» (центр смещен к рукоятке), что принято считать фирменным знаком школы. При этом старые мечи имеют внушительный изгиб «коси», но отдельные дома (например, Осафунэ) не гнушались легкого «тории-зори». Узор хада стиля мокумэ включает мелкие, средние и крупные элементы, также часто присутствует уцури (Utsuri). Хамон большей частью мидарэ-ба, тдзи-мидарэ в разных вариациях и гуномэ-мидарэ, реже — сугу-ха. Ниэ среднего размера, особенно обильны вдоль линии ниои, но встречаются и дзи-ниэ.
Хвостовики старых экземпляров имеют тенденцию быть длинными, стройными и очень пропорциональными, обычно в стиле нику-но-хира («смягченный хира»). Однако с течением времени они постепенно становятся толстыми и короткими, с параллельными гранями, а после времени Оэй (1394-1428) делаются настолько малыми, что выглядят неуравновешенно. Задний срез в стиле кури («каштан»):
Мино-дэн (Mino Den)
Отличительные черты клинки тяжелые и широкие с прогибом неглубоким саки-зори (центр сдвинут к острию), но старые экземпляры чаще имеют тории-зори.
Узор хада обычно масамэ и ко-мокумэ с масамэ вблизи K_спинки. Из хамон наиболее популярен санбон-суги (Sanbon Sugi), дословно — «три кипариса». Время от времени попадается также сугу-ха. Следует отметить, что где-нибудь вдоль спинки непременно видна маленькая мидарэ (нерегулярность рисунка). Хвостовики средней длины, заостренные, срез в стиле кэнг. Насечка ясури — хигаки (Higaki), сюдзикай (Sujikai) или кири (Kiri):
Ямасиро-дэн (Yamashiro Den)
Клинки узкие и грациозные, прогиб в стиле тории-зори. Хада — ко-мокумэ превосходной структуры. Мелкое зерно говорит о многократном складывании и проковке полосы во время е изготовления, что в свою очередь обуславливает высокую прочность и твердость металла. Такое плотное строение с большим количеством поверхностных ниэ (Ji Nie) дает после полировки узор насидзи (Nashiji) — «кожицу груши», являясь показательным также для школы Ямато-дэн. Хамон чаще всего в стиле сугу-ха, но встречается и тдзи-мидарэ с россыпями кристаллов ниэ ниже ребра синоги. Хвостовики длинные и заостренные. Задний срез различен: в клинках, изготовленных 700 лет назад и ранее — кури («каштан»), в более поздних — смесь кури и кэнг:
Ямато-дэн (Yamato Den)
Клинки узкие и изящные, но шире, чем в Ямасиро-дэн. Ребро несколько приподнято.
Прогиб стиля тории-зори. Хада почти такой же, как в предыдущей школе, и лишь некоторые полосы имеют смесь ко-мокумэ с масамэ. Хамон — чаще всего сугу-ха с несколькими маленькими аси-ири (Ashi-iri). Хвостовик срезан «каштаном».
Основные школы направления Ямато: Сэндзюин (Senjuin), Таэма (Таета), Сиккагэ (Shikkage), Сизу (Shizu) и Тэгай (Tegai):
Разумеется, о каждом аспекте можно говорить очень долго и подробно, но такое исследование будет слишком частным и специальным. Хотелось бы подчеркнуть одно — каждая из описанных больших и малых составляющих входит как абсолютно категоричный, обязательный элемент в общую картину классического меча, а потому любая попытка изменить (добавить, убрать) форму приведет либо к уничтожению ценного раритета, либо к изготовлению никчемной фантазии на собственную тему.
Часть 7.4. Тестирование меча.
Дом Ямада, многие представители, которого служили государственными испытателями мечей, пользовался восемнадцатью основными траекториями рубки тела, большинство из которых совпадают с направлениями стандартных боевых ударов. Каждое сечение именуется по-своему (второе название — устаревшее):
1. Ко-кэса (Ko-kesa)
2. Кэса (Kesa) или О-кэса (O-kesa)
3. Содэсури (Sodesuri)
4. Хидзи-тати (Hiji Tachi)
5. Тати-вари (Tachiwari) или Ками-тативари (Kami Tachiwari)
6. Таи-таи (Tai Tai) или Сурицукэ (Suritsuke)
7. Кариганэ (Karigane) или Вакигэ (Wakige)
8. Tu-вapu (Chiwari) или Иши-но до (Ichi-no Do)
9. Вакигэ (Wakige) или Ни-но до (Ni-no Do)
10. Сурицукэ -(Suritsuke) или Сан-но до (San-no Do)
11. Иши-но до (Ichi-no Do) или Хон-до (Hondo)
12. Ни-но до (Ni-no Do) или Xamu-май мэ (Hachimaime)
13. Сан-но до (San-no Do) или Курумасаки (Kurumasaki)
14. Курумасаки (Kurumasaki) или Аи-но курума (Ai-no Kuruma)
15. Рё-курума (Rio Kuruma)
16. Симопгатэ-вapu (Shimotatewari)
17. Хиза-тати (Hiza Tachi)
18. Таби-гата (Tabigata)
Самым сложным считалось направление поперек живота на уровне таза (№ 15, «рё-курума»), а самым популярным в бою — от плеча к пояснице (№ 2, «кэса»). Если рубить справа налево (считая от себя), то можно было выхватить обнажившуюся печень и тут же съесть её, истекающую теплой кровью. Это прибавляло храбрости, а назывался красивый обычай «кимо-тори». Многие самураи практиковали его в стародавние романтические времена.
По материалам книг В.Хорева.