Этикет додзё
Обязательно ознакомьтесь со следующими разделами:
Учитель
Старший ученик
Старший и младший
Разряды
Вход и выход из Додзё
Надлежащее поведение и одежда
До начала урока
Мытье пола
Разминка
Официальное начало урока
Практика
Sensei – Учитель
Академия Кобудзюцу и Айкидзюцу поддерживает иерархическую структуру. Sensei (Учитель) – единственная власть и преподаватель в школе. Sensei – человек с самым высоким статусом, относительным старшинством и технической заслугой. Все студенты будут уважать решения Sensei, которые являются заключительными во всех делах связанных с dojo и обучением.
Sensei контролирует и направляет все аспекты обучения. Он определяет природу, частоту и интенсивность практики, а также будет ли студенту разрешено практиковать некоторые навыки вне dojo. Sensei решает, когда студент будет готов для изучения или практики новой техники вне зависимости от разряда студента. Время от времени, Sensei может назначить кого-либо для ведения тренировки в свое отсутствие, или демонстрировать навык другим студентам или наблюдателям. Неподобающе спорить с senpai – человеком, которого Sensei назначил, чтобы наблюдать за проектом, демонстрировать kata или провести класс.
Поскольку, в конечном счете, любой студент размышляет над преподаванием, а преподаватель размышляет над Школой, Sensei чрезвычайно заинтересован в заинтересованном обучении учениками. Благовоспитанность и благородный характер столь же важен как физический навык или энтузиазм. Поэтому, Sensei оставляет за собой право отказать в доступе или принять решение об исключении из Академии ЛЮБОГО студента.
Dai-senpai – старший ученик
В Академии Кобудзюцу и Айкидзюцу Dai-senpai является самым старшим в статусе всех студентов.
Роль Dai-senpai сохранилась с феодальных времен Японии. В те дни каждый господин или daimyo имел воина, которому он абсолютно доверял – главнокомандующему военных сил. Не удивительно, что этот человек был часто близким членом семьи. Близкий родственник или же этот командующий ехал обычно рядом со своим господином в сражении, часто неся личный штандарт господина. На церемонии, этот воин сидел ближе всех к своему господину, чтобы предотвращать попытки убийства. Работа главнокомандующего – в победе или поражении страховать жизнь и безопасное возвращение своего господина, даже за счет собственной жизни. Другими словами, он был заключительной защитой daimyo в случае личного нападения. Очевидно, иметь только старшинство и достоинство было недостаточно для такого воина. Он также должен был быть технически эффективен в защите своего господина во всех отношениях (военном и дипломатическом).
В Академии роль Dai-senpai является менее драматической, но не менее важной на символическом и практическом уровне. Dai-senpai наделен правом и обязанностью в перемещении и заботе о флаге dojo – самом высоком отрибуте Школы. Таким образом, Dai-senpai должен показать превосходство в личном поведении и стремлении более чем кто-либо в получении технических навыков и заслугу. Как все старшие студенты, Dai-senpai также наделен правом и обязанностью в том, что он образец для подражания. Прежде всего остального, Dai-senpai должен быть надежным и если никто не доступен, чтобы выполнить некоторую необходимую обязанность, это падает на Dai-senpai. Dai-senpai должен быть быстрым в любых ситуациях, которые могут возникнуть. Наиболее важно, что Dai-senpai никогда не должен позволять никому приносить позор Sensei и dojo и должен сделать всё необходимое для защиты чести Sensei и dojo.
Senpai и кohai
Традиционная японская культура уважает старших и предков в собственной семье. Человек получает уважение независимо от своих лет и удостаивается чести до и после смерти. Таким образом, человек, который достигает определенного уровня технической заслуги или звания, сохраняет это звание, несмотря на возраст или немощь, которая может уменьшить его фактическую практическую способность в искусстве.
В соответствии с этой традицией, старшинство используется как форма статуса в Shin Kage Muto Ryu и Академии Кобудзюцу и Айкидзюцу. Поэтому студенты, которые были в dojo дольше остальных, имеют более высокий статус, чем более новые студенты. Старшие студенты поддерживают их относительный статус независимо от того, действительно ли вновь прибывшие превосходят их в технических уровнях. Если нет никаких новых студентов, последний, который присоединился, остается самым низким в статусе.
На японском языке слово означающее старшего – senpai. Слово для младшего – kohai. Поэтому, каждый в dojo является или senpai или kohai относительно кого-то еще. Как упомянуто выше, это основано на старшинстве. Нужно помнить, что статус senpai не дает никакой власти кроме как определенной Sensei.
Все студенты Академии, как и ожидают от них, поддерживают достоинство благородного фехтовальщика, то есть, лояльность, правильное поведение, доверие, правдивость, любезность, совершенство и обязательства перед другими. Senpai имеют дополнительную честь того, чтобы быть образцами подражания для своих kohai. В то время как все студенты должны всегда уважать и слушать своих senpai относительно дел dojo или обучения, senpai не должны злоупотребить своим старшинством, чтобы использовать в своих интересах своих kohai, чтобы получить пользу (в или вне dojo) или переложить задачи на младших студентов, как если бы они были служащими.
Время от времени kohai может требовать у руководства правильного поведения. Однако, нельзя забывать, что главная дисциплина военных искусств – самодисциплина. Senpai должен работать над собственным Эго. Таким образом, можно и нужно ожидать видеть senpai, как образец среди самых скромных студентов, несмотря на честь иметь более высокий статус.
Разряды
Цвет формы обычно указывает на разряд владельца. Новые ученики Академии носят белое keikogi (тренировочную одежду: куртка и штаны). Ученики с kyu имеют право носить темно-синию gi (как куртка для практики кэндо и кендзюцу) и черные штаны, а также в специальных случаях черный hakama (штаны в складку). Инструкторы с 1-й Dan имеют право носить черное keikogi. Традиционно черный с черным предназначен для практики с bokken, белый с белым предназначен для iai-jutsu и специальных случаев. Студентам, которые имеют более высокий разряд, разрешается носить форму ниже оцениваемых студентов. Конечно, Sensei может делать исключения по своему усмотрению.
Независимо от цвета своих dogi (gi и hakama), студенты, имеющие разряд, носят цветные пояса. Цвет пояса обозначает разряд ученика: 1-й Дан – чёрный пояс, 1-й kyu – коричневый, 2-й kyu – синий, 3-й kyu – зеленый, 4-й kyu – оранжевый, 5-й kyu – желтый и 6-й kyu – белый. Белый пояс также носят студенты, не достигшие какого-либо уровня. Студенты, которые достигают разряда shodan носят на поясе лычки по количеству, соответственно своим Dan.
Ученики АКА также носят на левой стороне груди Шеврон с Эмблемой Академии синего цвета на белом фоне, принятые в ученики подростки и новички старшей группы; золотого на чёрном фоне – помощники инструкторов от 3 кю и на чёрном фоне с золотой надписью – Восточного Стиля от 1 Дан.
Личные Ученики Shin Kage Muto Ryu имеют право носить черное keikogi с Эмблемой уровня обучения Мокуроку на левой стороне груди (на правой в сочетании с шевроном АКА на левой) и широкий пояс: белый – ученик, белый вышитый – старший ученик, зеленый вышитый – инструктор, синий вышитый – последователь.
Ученики V-Стиля носят куртку самбовку красного цвета с Шевроном Отечественного стиля на левом рукаве, красный пояс и черные брюки.
Вход и выход из Dojo
Когда студенты Академии входят в помещение, в котором они будут практиковать, кажется ли это им дворцом или лачугой, они с уважением и поклоном пересекают порог. Это – как обязанность, так и благовоспитанность, чтобы поклониться перед входом в dojo любой другой Школы. Никогда нельзя входить в dojo в уличной обуви.
Студенты Академии должны вести себя с достоинством и благородством. Светский язык никогда не допустим в dojo. Поэтому, шумное поведение не позволяется внутри и рядом с dojo. Точно так же все оборудование, особенно оружие, нужно носить в чехле при транспортировке. Kenjutsu и aikijutsu требует точного выбора времени в демонстрации и применении как техник, так и оружия.
Стоя перед флагом или со входом в помещение необходимо делать один из постоянных поклонов перед входом и выходом.
Надлежащее поведение и одеяние
Студенты не должны вносить свое оружие в душевые или туалет. Меч или любое представление меча, нужно рассматривать с уважением и не брать в места, которые являются грязными.
Студенты часто участвуют в социальных мероприятиях и могут наслаждаться товариществом с партнерами. Однако они должны всегда демонстрировать благовоспитанность и воздерживаться от фамильярности и профанации (лат. осквернение святыни, в современном языке означает искажение, опошление идеи, учения и т.п.). Что-либо касающееся Социума должно быть обсуждено прежде и/или после класса, во время практики нет для этого времени.
Регулярная учебная dogi (форма одежды) для студентов состоит из keikogi (тренировочных куртки и штанов) подобных студентами Кендзюцу (кендо), Кэнпо, Айкидзюдзюцу.
Униформа должна содержаться чистой и иметь свежий аромат. Непочтительно к Искусству Академии Кобудзюцу и Айкидзюцу, Sensei и партнерам, чтобы явиться в грязном и дурно пахнущем dogi. Идеально dogi должно быть выстирано и поглажено после каждой тренировки. Также студент должен обратить внимание на личный уход. Волосы должны быть короткими или собранными на затылок. Чтобы избегать ранений и распространения болезни, руки и ноги должны быть чистыми с подрезанными ногтями. Студентам, которые сильно потеют, разрешено носить тканные повязки на лбу и кистях белого цвета, и должны иметь маленькую тряпку, чтобы вытирать себя и препятствовать поту капать на татами.
Разрешается практиковать в борцовках тёмных цветов.
До начала урока – класса
Класс – практические занятия. Студент kenjutsu и aikijutsu – не пассивный получатель обучения. Он приходит в класс не с отношением клиента, который заплатил за вход и теперь ждет показа. Вместо этого фехтовальщик относится к обучению с энтузиазмом, берет инициативу для выполнения любого задания.
Перед началом класса студент должен проветрить помещение, осмотреть и убрать пол, проверить kamiza (место духа), флаг и стенд меча Sensei, заполнить ведро водой для очистки пола и сделать другие хозяйственные работы, которые являются необходимыми для подготовки dojo к классу. Когда они закончены, студенты должны начать разминаться.
Мытье пола
Древние японцы полагали, что Искусство создания и использования мечей были дарованы им богами. Все касающееся мечей было связано с богословием и поэтому священно. Поэтому обучение с мечом стало приобретать Духовное значение. Взять меч в грязное место было непочтительно. Одно древнее объяснение состояло в том, что, в обучении с мечом, каждый отключает плохие части характера/души. Поэтому, очистка dojo была удалением частей “от которых отказываются”. Таким образом, множество ритуалов было обращено к Духовному плану, что физически очищает всё в Создании и использовании мечей. Это включало всё: предметы, вовлеченных участников и места, где действия проводились. Эти ритуалы живут в традициях Dojo Академии.
Так как меч во всех его представлениях никогда не должен приноситься в места, которые являются грязными, dojo должен быть безупречным всегда. Поэтому, пол dojo осмотрен и вымыт до и после практики. В начале формального класса, пол снова вымыт вручную как традиционный ритуал (не религиозная церемония). Это имеет добавленную практическую функцию позволения студентам осмотреть пол на предмет дефектов и осколков, которые могут причинить травму (как делают каскадеры перед своим трюком).
Для людей, непривычных к такой специфической деятельности, как мытьё пола традиционным методом, – трудная работа, а также отличный метод создания условий для предстоящей практики. Есть также выгода координирования руки и движения ноги, ступая назад и перемещая ткань поперек. Однако самая важная выгода этого ритуала является очистка dojo и обучение каждого студента относительному смирению, так же как проверка пола на травматизм. Студенты обязаны сконцентрироваться даже на наименьших из деталей в ритуале, например, таких как задумчивое осуществление данного ритуала в медитативной форме.
Разминка
Разминка в Академии – самостоятельная часть практики ученика, выполняемая до начала класса, направленная на разогрев определенных групп мышц адепта и связанная с его исключительной анатомией и физиологией.
В начале обучения, а также в отдельных случаях после выполнения церемоний открытия класса Sensei или делегируемое им лицо, будут обучать упражнениям разминки и/или специальным упражнениям. Эта часть практики сосредотачивается на том, чтобы тренировать силу, гибкость, стойкость и силу воли.
Каждое упражнение имеет свою собственную цель и студенты должны сконцентрироваться на том, что они делают. Нет действительно никакого смысла в любой практике kenjutsu и aikijutsu, если студенты позволяют себе становиться несерьезными и позволяют своим умам блуждать вне практики. Студенты должны чувствовать себя и друг друга при любом виде деятельности. Они должны стремиться продвинуть себя в каждой практике. Поскольку они достигают пределов своей стойкости, силы и гибкости, вероятно им, придется испытывать дискомфорт или боль. Студенты настроенные терпеть порог дискомфорта и боли и перенесшие это, тем самым, также развивают силу воли. Со знанием, что каждый расширяет предыдущие пределы, можно даже учиться “обладать болью”.
Официальное начало урока
Урок официально начинается с первого поклона. Это происходит по-разному в зависимости от местоположения и множества других факторов.
Когда Школьный флаг присутствует, большинство студентов располагаются самостоятельно в линиях согласно разряду и в зависимости от числа студентов, размера и формы учебного зала. В любом случае, студенты оказываются лицом сначала к kamiza (место флага и почитания старших), в то время как Sensei оказывается перед студентами спиной к kamiza.
Когда Sensei начинает садится в seiza (сидение на пятках), все студенты садятся также. Dai-senpai тогда сигнализирует и студенты кланяются Sensei и он им – сокэ-ни рэй (сэнсэй-ни рэй). Затем две наиболее внешних линии студентов с обеих сторон Sensei кланяются во второй раз внутрь всего класса всем присутствующим в зале – отгаи-ни рэй.
Если флаг не присутствует, то студенты выстраивают в линию. Когда Sensei садится в seiza все присоединяются к нему. На сей раз, по команде Dai-senpai, студенты хлопают дважды в унисон и затем кланяются. Хлопанье для того чтобы спугнуть злой дух – старый Синтоистский ритуал, который все еще осуществляется сегодня в Японии.
Если присутствует уважаемый гость, то он сидит около kamiza справа. После поклона флагу – камиза-ни рэй (сомэн-ни рэй), каждый в классе поворачивается к гостю с поклоном – -ни рэй. Поклоны далее продолжается как обычно.
Студенты кланяются флагу, чтобы приветствовать dojo и признать всех мастеров БИ, которые способствовали созданию техник практикуемых в Школе. Многие из этих фехтовальщиков отдали свою жизни для совершенствования методов и техник обучения, выбирая из них те, которые более эффективны и привели к положительным результатам в практике обучения Воинского Искусства. Студенты кланяются друг другу, чтобы демонстрировать уважение к присутствующим ученикам школы.
Традиционные ритуалы в Рю в начале и конце тренировки.
– Сэйдза
– Мокусо (Мокусо ямэ) – медитация
– Котодама (слова силы): «Шинкин харамицу дайкомё» (Shinkin Haramitsu Daikomyo) (Дословный перевод: «Пусть наше следующее действие принесёт просветление»), затем все одновременно хлопают в ладоши 2 раза, делают поклон (за-рэй), 1 хлопок, поклон (за-рэй).
– Камиза-ни рэй – поклон месту почитания
– Сокэ-ни рэй – поклон сокэ
– Сенсэй-ни рэй – поклон учителю
– То-ни рэй – мечу
– За-рэй с высказыванием:
В начале тренировки: онегаищимас (onegaishimasu) – просьба начать действие (в данном случае научить)
В конце тренировки: домо аригато гозаимасита (domo arigatou gozaimashita) – большое спасибо
Практика
Предметы-науки обучения определены Sensei. Для студентов, надеющихся продвигаться в техническом разряде, важно посещать все предметы. Пропуск занятий возможен только при форс-мажорных обстоятельствах. Определенное число часов практики необходимо для приобретения навыков и возможности движения вперед и принятия участия на экзамене для аттестации.
Kenjutsu – чрезвычайно сложное Искусство. В терминах, этикете, одежде и оборудовании оно значительно более сложно, чем большинство других военных искусств. Добавьте к этому широкое разнообразие оружия, которое будет освоено; сложно-координационные движения, соединенные, в том числе в kata (заранее спланированные формы); различные методы дыхания и мышления; и несколько других дисциплин в помощь концентрации и успокоении Духа и в целях развития Видения, необходимого для большего уровня компетентности в Искусстве. Очевидно, что два раза в неделю не может быть достаточно. От студентов ожидают, что они будут обучаться самостоятельно каждый день между классами и желать практиковать важные предметы в дополнительные дни.
Время от времени будут организованы семинары для студентов Академии. Иногда будут проводиться открытые уроки и семинары, чтобы представить Искусство посторонним. Также еженедельно могут быть неофициальные классы, которые Sensei может не контролировать. Эти неофициальные классы предоставляют студенту дополнительную возможность работать с партнерами. В классах (практиках) есть обычно больше времени, чтобы задать вопросы и решить проблемы в технике.
Студенты, особенно senpai, должны признать своим обязательством посещение всех возможных классов (предметов) и использовать все возможности для полноценного обучения. Это – оскорбление Sensei, если он должен преподавать те же самые методы много раз, потому что студент забыл их или после не посещения нескольких классов. Это – оскорбление учебных партнеров, если они должны прервать свою собственную практику, чтобы тренировались другие, которые не посещали регулярно. Конечно, худшее оскорбление – для серьезного студента, чтобы быть травмированным кем-то, кто рассматривает dojo как социальный клуб и kenjutsu, как хобби.
Kenjutsu должен быть осуществлен как практика, а не как тренировка с некоторой периодичностью. Kenjutsu требует высокого уровня обязательства, не меньше чем обучение в военной или профессиональной команде. Поэтому практика Kenjutsu не подходящее искусство для любого. В наши занятые времена мы должны часто манипулировать своими обязательствами перед семьей, друзьями, предпринимателями и непосредственно перед собой. Все же, пропущенные классы должны быть редкими. Даже студенты, которые травмированы или больны, должны сообщить своему senpai или Sensei о случившемся, и наблюдать классы, пока не почувствуют себя достаточно хорошо, чтобы возобновить практику.