Американское кэнпо-каратэ
“Почему вы не придерживаетесь традиций? Вы не используете японскую терминологию и не учите чистому каратэ”. Паркер ответил: “Что делает ваше каратэ “чистым”, а мое – нет? Основатель вашей системы (Сётокан) господин Фунакоси изучал два стиля боевого искусства (Сюри-тэ и Наха-тэ) у двух разных мастеров (Азато и Итосу), а потом смещал их воедино. В каратэ нет “чистых” систем. “Чистое” каратэ тогда, когда “чистый” кулак вонзается в “чистую” плоть!”
Вопросы “чистоты” и оригинальности любого стиля или системы всегда относились к числу дискуссионных. Споры на данную тему ведутся ровно столько времени, сколько существуют различные школы боевых искусств, и будут продолжаться до тех пор, пока не исчезнет конкуренция между ними. А поскольку в обозримом будущем этого не произойдет, постольку будут продолжаться и споры.
Нет и не может быть ни одной системы боя голыми руками, принципиально отличающейся своей техникой от всех других систем. Ведь люди везде устроены одинаково. С позиций анатомии, физиологии и биомеханики ясно, что число вариантов наиболее эффективных способов защиты и нападения в схожих ситуациях ограничено. Именно поэтому многие приемы самообороны по существу одинаковы в системах, возникших в разное время и в разных местах. Другое дело, что сами эти системы не могут быть полностью идентичны по своим принципам, методам тренинга, тактике ведения поединка, по соотношению ударных и болевых приемов и т. д.
Эд Паркер, основатель американского кэнпо-каратэ.
Стиль каратэ, который разработал американец гавайского происхождения Эдмунд Кеалоха Паркер (1931 — 1990). Он родился в Гонолулу (штат Гавайи) и по мужской линии являлся прямым потомком (праправнуком) короля Камехамеха Первого, правившего на Гавайских островах в начале XIX века. В 16 лет Паркер стал учеником местного тренера-китайца Уильяма Чжоу (1914-1987).
Чжоу изучал ушу под руководством своего отца, а в 1942— 1946 гг. был учеником мастера Джеймса Митосэ. В 1946 г. Чжоу получил от Митосэ черный пояс и открыл в Гонолулу собственный зал. Там он преподавал свой стиль, объединявший приемы окинавского каратэ, японского дзю-дзюцу и китайского ушу.
Этнический японец Джеймс Митосэ с детства изучал дзю-дзюцу в своей семье, а в 1930 г. стал учеником знаменитого окинавского мастера Мотобу Тёки, у которого занимался 6 лет. Вернувшись в Гонолулу, Митосэ преподавал стиль окинавского каратэ Мотобу под названием «Косё сёрэй-рю кэмпо-каратэ».
В целом, Паркер занимался у Чжоу около 8 лет (1946—1949 и 1951—1954 гг.). Еще в 1954 г., будучи студентом университета в Прово (штат Юта), Паркер создал клуб кэмпо-каратэ, где преподавал стиль своего учителя. Это был один из первых клубов каратэ в США. В 1956 г., окончив университет, он переехал в Пасадену (штат Калифорния) и прожил там всю остальную жизнь. В Пасадене Паркер открыл платную студию каратэ, которая считается первой коммерческой школой каратэ в США.
Осенью того же года Паркер учредил Американскую ассоциацию кэмпо-каратэ и целенаправленно занялся дальнейшим развитием системы Чжоу. Позже он заявлял, что наследие Чжоу в его собственной системе якобы не превышает 15%, а 85% принадлежат лично ему. Свой стиль он назвал «Американское кэмпо-каратэ» именно для того, чтобы его не смешивали с «Гавайским кэмпо-каратэ» Уильяма Чжоу.
Основу системы Паркера составили 150 базовых технических элементов, взятые им из окинавского каратэ, японского дзю-дзюцу, китайского ушу, а также из техники уличной драки. Главным критерием для их выбора он считал степень соответствия биомеханическим и моторным возможностям человеческого тела.
Паркер говорил, что свою концепцию постижения боевого искусства он может сравнить с процессом обучения устной речи и письму: «Когда ребенок учится говорить, он сначала усваивает отдельные звуки, затем начинает составлять из них слова, а еще позже соединяет эти слова в целые фразы. Если представить, что каждое техническое действие — это звук или слог, то станет понятным, что я имею в виду». То есть, 150 элементов базовой техники, это своего рода «словарь», дающий возможность «разговаривать» на языке движений в соответствующих ситуациях.
Продолжая сравнение с речью, надо отметить, что с помощью одних и тех же слов люди говорят по-разному. Речь одних свободна и выразительна, у других она бедная и косноязычная. Все дело в способностях и в подготовке. Продолжая сравнивать единоборства с речью, Паркер говорит, что есть три основных вида письма: машинопись, где каждая буква печатается только после того, как напечатана предыдущая; письмо от руки (курсив), где следующая буква как бы «вытекает» из предшествующей; и стенография, в которой один условный значок обозначает либо слог, либо целое слово. Так и в боевых искусствах.
Отдельные движения, выполняемые с перерывами между ними, можно сравнить с печатанием. Движения, вытекающие одно из другого — это курсив, а если блок и удар, захват и подножка совпадают в одном приеме, это «стенография». Легче всего научиться печатать на машинке. Быстро и красиво писать от руки значительно труднее, не зря существует такое искусство, как каллиграфия. Ну, а стенофафией вообще владеет считанное число людей. Задача наставника боевого искусства заключается в том, чтобы научить своих учеников свободно «стенографировать».
Итак, оригинальность кэмпо-каратэ Паркера — в его «словаре» базовой техники и в правилах пользования им. То и другое он изложил в пятитомном труде «Бесконечное постижение кэмпо», изданном в 80-е годы. Каждый, кто хочет изучить систему Паркера, должен сам подбирать из этого «словаря» ту технику, которая наиболее приемлема для него, с учетом особенностей своего телосложения, нервно-мышечных реакций и предполагаемых опасностей. Разумеется, такой путь абсолютно неприемлем для многочисленных интеллектуальных лодырей, составляющих большинство занимающихся в додзё США, Европы и стран СНГ. Зато для думающих энтузиастов боевых единоборств труды Паркера являются неисчерпаемым источником творчества.
В кэмпо-каратэ Паркера нет базовых стоек. Стойкой считается любое естественное положение тела, удобное для того действия, которое выполняется в данный момент. То же самое относится к дыханию, которое должно быть как можно более естественным. Вообще исповедуется принцип экономности усилий: в бою надо двигаться ровно столько, сколько требует конкретная ситуация. По этой причине там нет ни прыжков, ни обманных движений.
Удары руками наносятся преимущественно вертикальным кулаком и основанием кулака (ладони). Все удары серийные. Паркер полностью отвергал характерный для японского каратэ принцип «иккэн хиссацу» (одним ударом наповал), считая что победа одним ударом в уличной драке исключение, а не правило. В кэмпо-каратэ реализуется принцип «многократного уничтожения», согласно которому для надежного вывода противника из строя требуются несколько приемов.
В техническом арсенале имеются много бросков и болевых приемов, при этом все блоки бойцы учатся превращать в захваты. После захвата, как правило, они переходят на проведение болевого приема. Паркер, обладавший значительным опытом уличных драк в годы юности, считал неприемлемыми высокие удары ногами (в голову и грудь), т.к. они ставят атакующего в довольно уязвимое положение, требуют хорошей растяжки, зани-мают больше времени, чем удары по нижнему уровню. Основ-ыми ударами ног он считал удары стопой в пах и колено.
Именно Паркер вместе со своим другом, кинорежиссером Блейком Эдвардсом, первым начал вводить сцены восточных единоборств в телесериалы и кинофильмы, снимавшиеся в Голливуде. В 1964 г. он познакомился с ничем тогда не знаменитым студентом философского факультета университета в Сиэтле по имени Брюс Ли и рекомендовал его на роль второго плана для сериала «Зеленый шершень».
Эдмунд Паркер в том же 1964 г. устроил в пригороде Лос-Анджелеса первый открытый международный чемпионат по каратэ. Впоследствии такие чемпионаты с огромным успехом проходили ежегодно. Они открыли миру такие имена как Джо Льюис, Майкл Стоун, Чак Норрис и многие другие. Здесь же ученик Паркера Дэн Иносанто подружился с Брюсом Ли, продолжателем дела которого он впоследствии стал. Паркер также организовал популярные до сих пор соревнования между комаидами Тихоокеанского и Атлантического побережья США и ряд других.
Эдмунд Паркер первым из западных авторов начал писать книги о боевых искусствах Востока. Так, в 1957 г. он издал книгу «Кэмпо-каратэ», которая впоследствии стала образцом для западных специалистов в этой области. В ней Паркер описал уязвимые точки и ударные поверхности человеческого тела, дал базовую технику кэмпо-каратэ и примеры её применения для самозащиты. В 1963 г. Паркер издал вторую книгу «Секреты китайского каратэ» об истории, теории и практике китайского ушу, вызвавшую настоящую сенсацию среди западных читателей, до тех пор знакомых только с японскими видами — дзюдо, дзю-дзюцу и каратэ.
В 1960 г. Паркер создал Международную ассоциацию кэмпо-каратэ, которая в течение 30 лет, до самой его смерти 15 декабря 1990 г., являлась одной из наиболее крупных организаций боевых искусств в мире. Достаточно сказать, что на январь 1990 г. она объединяла более 35 тысяч человек, состоявших в 170 клубах в 12 странах мира. Когда Паркер умер, возник целый ряд проблем организационного и финансового характера, в результате которых ассоциация прекратила свое существование. Но в апреле 1991 г. его ученики Джо Паланцо, Томас Келли, Фрэнк Трэджо и Ричард Планас создали Всемирную федерацию кэмпо-каратэ и таким образом продолжили его дело.
Система Паркера появилась в период, предшествовавший буму восточных боевых систем на Западе, при почти полном отсутствии информации не только об отдельных школах восточных единоборств, но и отдельных их видах. Естественно, что это придало особую привлекательность кэмпо-каратэ, усиленную кинематофафической, литературной и коммерческой деятельностью Паркера в сфере пропаганды боевых искусств. Но в начале XXI века система кэмпо-каратэ уже не обладает такой популярностью, как при жизни ее основателя.
Автор: А. Тарас
No tags for this post.