Клинковое оружие

На них кровь с двух сторон
Шекспир

Кэндзюцу

Классический воин, который не расставался со своим мечом, неизбежно должен был отдать мечу основное предпочтение как главному средству своей боевой подготовки. Как несомненно свидетельствуют японская мифология, а также ритуалы религии Синто, в том числе церемония утверждения верховного правителя, меч был основным оружием в стране и использовался как для боевых, так и для церемониальных целей.

Японские знания об изготовлении металлических клинков были развиты минимум за два века до начала нашей эры. Самые лучшие мечи персонифицировали и даже обожествляли, и этот обычай сохранился до сих пор. Имена им подбирали не менее тщательно, чем людям – их владельцам. Многие мечи объявлялись ками (божественными созданиями) в знак признания божественных свойств и выдающихся качеств, которыми они, как верили, должны обладать. В японской литературе есть истории о чудесных мечах – ками – которые порождали других ками, о мечах, существующих сами по себе и даже путешествующих по морям, о мечах, чудесным образом покидающих свои ножны, чтобы попасть в руку владельца в момент опасности, о мечах, наказывающих за профанацию болезнями и смертью, и о мечах, исцеляющих болезни и слышащих молитвы. До сих пор восхождение императора на трон не может считаться законным без владения Сансю но Синки, тремя священными сокровищами, одно из которых – известнейший японский меч, принадлежащий императорской семье и называемый Кусанаги но Цуруги.

Разработка эффективного стального меча конкретно японского стиля – Нихон-то, была непосредственно связана с появлением профессиональных воинов. Первым японским кузнецом, начавшим делать мечи такого типа – с изогнутым заточенным с одной стороны клинком, традиция считает мастера Амакуни (около 700 года н.э.). Такой тип меча стал стандартным и предпочитался всеми воинами.

Имея стандартный меч, классический воин, естественно, сделал его своим основным оружием и разработал методы его наиболее эффективного использования. Эти методы, объединяемые названием кэндзюцу – искусство работы с мечом – стали основой и получили преобладающее место в развитии боевых навыков буси. На основе изучаемой техники кэндзюцу воин учился пользоваться и другими видами оружия, которые могли использоваться в поединке. Кэндзюцу стало средством развития энергетики и гимнастической боевой подготовки, а также средством развития правильного восприятия и совершенствования координации движений.

Обучение навыкам оценки боевой дистации (ма-ай) и слабых мест противника (суки), а также принципу достижения физического и морального превосходства над противником (зансин) в используемой в кэндзюцу работе с партнером (сотай рэнсю) способствовало повышению моральной стойкости, уверенности в своих силах, уверенности ведения боя. В то же время, кэндзюцу было подготовкой к смерти, поскольку способность умереть достойно с точки зрения боевой гордости ценилась не ниже, чем победа в поединке.

В кендзюцу в основном работают с мечом, уже вынутым из ножен, поэтому предусматривается манера поведения, во всех отношениях жесткая и агрессивная, угрожающая и демонстрирующая силу. Основное оружие в кендзюцу – одати. При достижении определенного уровня подготовки занимающийся может также работать с коротким мечом – кодати, а также с двумя мечами, обычно длинным и коротким, которые могут использоваться как поочередно (нито) так и одновременно (рёто). Кэндзюцу можно найти в документах более чем пяти тысяч рю.

Иайдзюцу

Классический воин рассматривал меч как неотъемлемый символ своей профессии. В качестве “благородного клинка” меч ассоциировался с проявлением храбрости, а в качестве “безжалостного клинка” был первым врагом подлости. В руках кэнси (опытного мастера работы с мечом) остро заточенный и тщательно отполированный клинок мог и убивать и спасать жизнь. Для нации в целом меч буси был символом справедливости и смерти за свои убеждения – созидателем и разрушителем одновременно.

Поскольку классический воин рассматривал свой меч как нечто одновременно универсальное и глубоко личное, это было не просто оружие или инструмент. Воин верил, что его меч – одушевленное существо, способное говорить, петь, радоваться и страдать в зависимости от требований конкретной ситуации. Меч стал предметом преклонения буси, отношение к которому, основанное на безграничном восхищении, было таким же, как к любимому человеку. Поэтому воин очень тщательно подбирал имя своему мечу. Меч был не просто душой воина, как иногда пишут, но его живой душой. Иайдзюцу, или искусство вынимания меча из ножен, дало буси возможность победы над проявлениями грубого насилия. Это искусство принципиально рассчитано на защиту, для которой используется техника работы мечом, быстро доставаемым из ножен. Техническая система иайдзюцу позволяет действовать в условиях ситуации, созданной нападающим. Однако, критерии для определения нападающего достаточно растяжимы, что основано на феномене кобо-ити, то есть принципиальной неразделимости нападения и защиты, проявляющихся одновременно в нужный момент, угадываемый мастером иай-дзюцу. В отличие от кэндзюцу, технику иайдзюцу отрабатывают в основном в одиночных формальных упражнениях – тандоку рэнсю, обычно начинающихся из положения неготовности к поединку – сидя (имеется в виду положение сидя на коленях), наклонившись вперед или отклонившись назад.

В иай-дзюцу выделяют четыре стадии движения меча: нукицукэ, или доставание из ножен, кирицукэ, или рубящий удар (серия ударов), тибури, или стряхивание крови с клинка, и ното, или возвращение меча в ножны. Каждой из этих стадий должно соответствовать эффективное действие, а все они должны при исполнинии соединяться в единое целое при обязательном неизменном проявлении зансин.

По традиции те, кто занимается иай-дзюцу, должны работать с “живым”, то есть остро заточенным железным мечом, потому что иначе невозможно достичь умственного состояния, необходимого для этого искусства. При правильной работе клинок находится в сантиметрах от исполнителя, и это превращает тренировки буквально в игру со смертью, повторяющуюся много раз в день для достижения и сохранения должного уровня мастерства. Опасность неизменно присутствует и при тренировках с одати-основным оружием, и при работе с кодати.

(Сейчас в иайдзюцу, в частности в тех школах, где есть парная работа, в основном используют модель меча – иай-то с незаточенным клинком из мягкого сплава).

Информация о иай-дзюцу есть в документах более чем четырехсот рю.

Каковы Ваши три ЖЕЛАНИЯ?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Вернуться наверх