История самураев и кендзюцу

В начале Х века в отдаленном от политического центра Киото районе Канте (окрестности современного Токио) начали появляться отряды вооруженных всадников, известные как цувамоно, моно-но-фу или самураи.Изначально эти воинственно настроенные отряды состояли из членов собственной семьи военного вождя, так что воины и крестьяне составляли единую группу. Однако к XI веку в отряды начали принимать людей со стороны, что привело к возникновению системы “господин-вассал”, в которой вассалы были известны как иэ-но-ко или родо. Двумя такими вооруженными группами были кланы Гэндзи и Хэйкэ.

История Кендзюцу

Первоначально специалисты, владевшие искусством ведения боя с оружием, моно-но-фу, довольно рано разработали неписаный моральный кодекс, делавший основной упор на такие добродетели, как преданность, отвага и честь. На поле боя отвага моно-но-фу не знала границ; сидя верхом на коне, он натягивал свой крепкий лук и всегда был готов лицом к лицу встретиться с врагом. Он ненавидел трусливые поступки, он никогда не поворачивался спиной к врагу и не бежал, он не сбивал с ног лошадь, чтобы убить всадника. Моно-но-фу проявлял уважение и внимание к женщинам. И скорее предпочел бы умереть, чем снести оскорбление.

В конечном счете в 1185 году клан Хэйкэ, или Тайра, потерпел поражение, вслед за чем военный вождь победившего клана Гэндзи, или Минамото, организовал новое, исключительно военное правительство – Сёгунат. Начиная с этого периода, самураи стали играть главенствующую роль, а то, что первоначально было воинскими навыками моно-но-фу, развилось в нечто гораздо большее, чем просто набор боевых техник. Оно объединило в себе строгий моральный кодекс поведения и определенный склад ума. В результате возник Путь Самурая, а средневековый период предоставил обширные возможности для его дальнейшего развития и совершенствования. Период Сёгуната Муромати (1336-1573) со своими практически не прекращавшимися войнами был особенно бурным периодом японской истории.

До XV века уже были известны 4 великих школы КЕНДЗЮЦУ, давшие начало большинству позднейших школ:

1. Касима-но Синдэн (по легенде, была создана Кунинацу-но Мабито, потомком одного из важнейших божеств синтоизма Амэ-но коянэ-но микото. По традиционной хронологии, произошло это при императоре Нинтоку (правил в 313 – 399 гг.)

  • Позже эта система разделилась на древнейшую школу Касима (Касима Дзёко-рю) и школу Касима средней древности (Касима Тюко-рю). Практиковали их четыре жреческих рода из Касима-дзингу: Мацумото, Ёсикава, Огано и Нукага. Наследие Касима отлилось трудами Цукахара Бокудэна в звонкую монету отчетливой школы позже, в XVI веке, получив имя Касима Синто-рю. Несмотря на кажущуюся молодость, её истинные корни глубоки, а боевая эффективность по понятным причинам значительно превышает эффективностью многих школ.
  • Бокудэн, ученик Катори и Касима Син-рю, передал некоторую свою технику роду Айзу [техника Такэда айки-кен – на его основе]. Бокудэна часто приглашали на “бой богатырей” между армиями, который решал спор о победе и предотвращал битву. И ни один из многих десятков поединков он не проиграл.

2. Нэн-рю (основана в 1368 дзэнским монахом Дзион, включала также дзюдзюцу и содзюцу),

3. Тюдзё-рю (основана Тюдзё Нагахидэ),

Период Воюющих Государств (1467-1568)

За войной Онин (1467-1477), начавшейся в результате спора о преемственности власти сёгуна и приведшей к практически полному разрушению Киото, столицы страны, последовало целое столетие боевых действий, известное как “Период Воюющих Государств”. Сражения, бушевавшие на протяжении этого периода, представляли собой главным образом междоусобные конфликты между различными группами вассалов, использовавших такие виды оружия, как копья, луки, мушкеты и т. д. Однако, хотя это были и групповые сражения, когда дело доходило до ближнего боя, победа или поражение определялись боевой техникой отдельного человека. Чтобы не дать врагу одолеть себя, командующим приходилось изучать различные воинские искусства.

На протяжении этой эпохи возникло три школы фехтования:

1. Школа Тэнсин сёдэн синто рю (основатель Иидза Тёисай).

2. Школа Айсу кагэ рю (основатель Айсу Икосай) В число учеников входили: Камиидзуми Исэ-но-ками Хидэцуна, Ягю Сэкисюсай Марумэ Курандо.

3. Школа Итто рю (основатель Тюдзё Хёго-но-ками Нагахидэ) В число учеников входили: Ито Иттосай.

Хотя существовало бесчисленное множество других мастеров фехтования, основатели трех перечисленных выше школ, Иидзаса, Айсу и Тюдзё, наиболее известны и считаются старейшими специалистами воинских искусств. Некоторые мастера фехтования шли на службу к даймё (феодальным правителям), которые не только сами получали наставления от этих ветеранов, но и следили за тем, чтобы их вассалы также овладевали секретами искусства.

Период Эдо (1603-1868)

После бурных распрей периода Муромати Япония наконец-то была объединена под началом Сёгуната Токугава и в конечном счете закрыла свои двери для Запада, почувствовав угрозу со стороны христианства и потенциальный вред, который могла бы нанести европейская вооруженная поддержка оппонентов нового режима. Охватывающая более 160 лет, это была эпоха, когда возникло и достигло своего расцвета многое из того, что сейчас считается традиционно японским в области искусства и культуры. Кэндо является одним из примеров.

Мастера фехтования, активно действовавшие в период Воюющих Государств, не использовали никаких защитных приспособлений, поэтомукэйко состояло в овладении приемами обращения с тати (длинным мечом) ибокуто (деревянным мечом), изучении у мастера ката и нанесении ударов по деревьям для оттачивания техники. Для сиай (соревнований) использовались настоящие мечи, или бокуто. Период Эдо стал свидетелем постепенного возникновения додзё, улучшения конструкции синая и защитного доспеха. В восемнадцатом веке стали нормой кэйко в додзё, когда участники защищены доспехами и обмениваются ударами синаев. По существу, говорят, что к концу режима Токугава возникло что-то около пятисот-шестисот различных школ.

И все же новый способ занятий подвергся серьезной критике – его обвинили в абсолютной бесполезности для реальных конфликтов. Конечно, если рассматривать эту критику в свете того, что провозглашалось как сущность Кэндо – сражение на мечах на поле битвы, где “победа – это жизнь, а поражение – это смерть”, – то она была совершенно справедливой. Тем не менее, этот период контролируемых и упорядоченных занятий явился важным этапом в развитие Кэндо, который превратился в сегодняшние времена (в особенности вне Японии) просто в спорт с элементами соблюдения традиций.

Каковы Ваши три ЖЕЛАНИЯ?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Вернуться наверх