Заточка клинка
Упрощённо: имеется вид заточки лезвия рассчитанный на рез, а другой вид на “грубую” работу – рубить кости, колышки…
Заточка бывает кустарная, уставная и индивидуально профессиональная.
Заточка уставная была разнопериодная (то есть в хронологическом порядке несколько изменялась), кроме того она разделялась на заточку лезвия клинка и заточку обуха в верхней части боевого конца. Клинок имел несколько зон уставной заточки с разными её углами в каждой из зон. Затачивались с помощью прибора и контролировались лекалами. Источник Т.Н.Ильина “Военные агенты и русское оружие” 2008 г., это документальный труд старшего научного сотрудника ВИМАИВиВС на основе архивных документов.
Уставная шашка не имела в заточке линзы, и бритвенной заточки в особенности, так как данные виды банально выкрашиваются в тонкой части лезвия при соприкосновении с другим оружием и твёрдыми предметами амуниции противника.
Кустарная заточка делалась, как правило, на глаз, и углы менялись лишь примерно, и на разных шашках, затачиваемых кустарно, эти зоны заточки точно (или её отсутствия) не совпадают, как и углы заточки. Линза кустарная имеет гораздо меньший разваливающий эффект…, т.к. площадь соприкосновения клинка заточкой линзы с предметом больше нежели у клинка с уставной заточкой.
На Кавказе до 1864 года точили как кто захочет, ведь основная масса горцев имевших шашки была простыми специалистами, поэтому и техсредства у них были из подручного обихода, да и понятия, о прочности и сроке службы армейского оружия им не нужны были, тем более в строю состояние оружия включая заточку у них никто не проверял.
Так, что не нужно путать кустарную разнообразную заточку (как и кустарную заточку современных спецов рубильщиков) с уставной, делаемой либо на фабрике, либо в полковой или частной специализированной мастерской. Как не нужно и шашки кустарные и фабричные смешивать, рассматривая у них заточку.
Чертёж уставной заточки для шашки М1881.
У шашки складского хранения, в т.ч. и М1927 с нетронутой заводской заточкой заточка примерно такая же как на чертеже М1881, т.е. гранёная и на линзу не похожа.
Современные рубильщики шашками и катанами не фехтуют, поэтому для увеличения зрительного эффекта от рубки могут затачивать лезвие в бритву, но это годится для лозы, и не годится для более толстой ветки, ведь топор, например, в линзу и бритву никто не точит, иначе просто каждый день его точить пришлось бы из за выкрашивания и заворота тонкой кромки, да и увязал бы он в древесине. Хотя, колун имеет именно линзу для раскалывания. Грань у заточки для того и нужна, что бы “раздвигать” то что рубится, не давая ей прижаться к плоскости клинка и затормозить его. Поэтому и рубят правильно заточенные шашки на большую глубину, чем те, что в бритву затачивались.
В общем линза имеет тот же разваливающий эффект что и граненная форма, даже в большей степени. Единственно, ее сложнее точить, поэтому массово делали граненную заточку – не до жиру.
Геометрия клинков.
Если клинок разрезать поперек и рассмотреть его сечение, то мы найдем всего несколько стандартных вариантов.
Линза, или «чечевица» округлая, выпуклые спуски.
Линза граненая.
Прямые спуски, клиновидная заточка.
Бритвенная заточка.
Односторонние клинки являются сочетанием каких-либо двух вариантов.
Например: Если рассматривать сечение клинка на всем его протяжении от пятки до мысика, то геометрия этого сечения может быть одинаковой (равномерно-монотонно убывающей), либо разной, интегрированной.
Глава: Одинаковая геометрия (дистально сужающийся профиль).
К примеру, рыцарских мечей всего два типа: рубящие и колющие, 13 видов в их развитии по годам (типология Эварта Оукшотта, принятая за международный стандарт).
Рубящие: Колющие:
Самурайский меч (один из десятка вариантов)
После закаливания проводится тщательная проверка клинка. Затем его чрезвычайно осторожно шлифуют и полируют (что длится почти две недели), в то время как другие ремесленники изготовляют монтировку. Здесь возникает путаница в терминах – «шлифовка» и «полировка» в Японии значат одно и то же,
и это нераздельный процесс.
Ещё одна разница в геометрии клинка. Если европейские клинки чаще всего состоят из двух фасок, причем настоящее лезвие образует чрезвычайно узкая внешняя фаска, то японский клинок имеет только одну фаску. Таким образом, при “затачивании” необходимо обрабатывать всю поверхность клинка. Затачивание и полировка являются единым процессом. Этот принцип является преимущественным для изготовления действительно острого лезвия и придания клинку геометрии, великолепно подходящей для резки. Но у него есть и один большой недостаток: при каждом затачивании снимается большое количество стали, клинки с каждым разом становятся все тоньше (говорят, что меч становится «усталым»).
Точно также дифференцировано подходили к выбору цели: режущие приёмы применялись против крупных групп мышц (например, груди), а рубящие приёмы – против костей (например, по ключице).
Глава: Интегрированная геометрия
Попутное замечание: благодаря этой геометрии сабля основанием перерубала гвоздь, средней частью – серебряный рубль (проверяли глазомер, а не саблю), а ельманью можно было бриться. Поэтому и появилась присказка: «Бритва остра, да сабле она не сестра». Требовать таких свойств от ножа с одним углом заточки – все равно, что от паровоза хороших летных качеств. Нож обязан брить, чтобы хорошо резать, а с маленьким углом заточки он может только рубить кость, но не гвоздь. Если ножу по силам гвоздь и консервная банка, значит он не бреет.
Таким образом, различные части клинка выполняют разные функции.
Мысики «Хайбера», «Карда» и «Камы» – колющие.
Мысик сабли – режущий, а область пяты тупая, служит для отражения ударов.
Небольшой участок «Кхукри» имеет бритвенную заточку и хорошо режет, а основная часть тяжелая, линзообразная, рубящая.
Интегрированная геометрия клинка имеет преимущества даже на небольшом охотничьем ноже. Первоначальная обработка на наждаке, потом все выводится камнями вручную. Результат:
По материалам Интернета.
No tags for this post.Сильвестр Сталлоне
Звёзды боевиков
СИЛЬВЕСТР СТАЛЛОНЕ

Его считали конченным для кино – он возродился из пепла и вновь вскарабкался на вершину успеха. После «Рокки Бальбоа» и «Рэмбо 4» «Неудержимые» – уже третий выигрышный comeback звезды боевиков 1980-х годов. Реванш и триумф лузера, ставшего голливудской легендой.
Он начал свою жизнь с частичным параличом лица, хлипким телосложением, этикеткой трудного подростка и перспективой, по мнению его дружков, закончить на электрическом стуле. Но добился реванша над судьбой, став любимцем Америки благодаря ошеломляющему успеху «Рокки» и кумиром всех крутых парней благодаря «Рэмбо». В 50 лет, после пяти «Рокки» и трех «Рэмбо», потерпев провал в других жанрах и ролях, он оказался не у дел, и Голливуд поставил на нем крест. Но тот, кто сумел сделать себя сам, никогда не признает окончательного поражения.Собрать в одном фильме Арнольда Шварценеггера, Брюса Уиллиса, Чака Норриса, Микки Рурка и Дольфа Лундгрена – такое мог сделать только один человек! Уже третий раз Слай собирает сборную Голливуда!
Дон “Дракон” Уилсон
Звёзды боевиков
ДОН “ДРАКОН” УИЛСОН

Фото: www.imdb.com
Кто это: восемь частей “Кровавого кулака”, три части “Огненного кольца”, фильмы с названиями вроде “Киборг-охотник” и “Электронные бойцы”. В лучшие годы (которые пришлись на период с 1989-го по 1995-й) Дон Уилсон, бывало, снимался в пяти картинах за год. Практически во всех он играл кикбоксера в разных ипостасях. В его фильмах кикбоксера заманивали на подпольные бои, кикбоксер попадал в лапы сумасшедшему якудзе, мстил за брата кикбоксера, кикбоксер в отставке возвращался в кикбоксинг. До своего появления в кино в 1989-м Уилсон “Дракон” выиграл 11 чемпионатов по кикбоксингу. Из 72 боев в ринге 47 он закончил нокаутом, и проиграл лишь в пяти.
Что сейчас: Уилсон тренирует молодых спортсменов и отказывается сниматься в кино.
В интернете: https://www.facebook.com/don.wilson.507
No tags for this post.Се Косуги
Звёзды боевиков
СЕ КОСУГИ

Фото: shokosugi.net
Кто это: главный ниндзя всех времен и народов. Первую роль в кино этот японский мастер боевых искусств сыграл в фильме “Крестный отец 2”. В одном из эпизодов Косуги появляется в качестве “прохожего в пальто”. Это было в 1974 году. Двумя годами позже последовала вторая эпизодическая роль – в фильме под названием “Брюс Ли возвращается из могилы”. Звездная слава настигла Косуги в середине 80-х. “Ниндзя”, “Дух ниндзя”, “Месть ниндзя”, “Ниндзя входит” – под влиянием этих фильмов школьники Советского Союза начали точить ниндзянские звездочки на уроках труда.
Что сейчас: главное детище Се – “Институт боевых искусств Се Косуги” в Токио. У него двое взрослых сыновей – Кейн и Шейн, которых отец приобщил к занятиям в каратэ и привлекал к второстепенным ролям в своих фильамх. Со старшим сыном Кейном несколько лет Се был в ссоре. Причиной, ссоры, по некоторым данным, было желание сына делать актерскую карьеру, вместо того, чтобы помогать отцу с Институтом.
В интернете: www.shokosugi.net
Рекомендации Сугавара-сэнсэя
Рекомендации Тетсутака Сугавара-сэнсэя – моего учителя по традиционному фехтованию японским мечом катана стиля Катори Синто-рю.
Голова
Для того, чтобы правильно схватить партнёра, вы должны держать голову неподвижно. Важно прижать подбородок и держать голову прямо. Именно от положения головы зависит ваша поза. Если партнёр пытается нанести удар вам в голову, вы должны, в первую очередь, убрать голову с линии удара.
Кисти (ладони)
Когда вы наносите удар партнёру кистью руки, очень важно вкладывать в него силу дыхания. Не следует слишком напрягать ладонь. Лучше не сжимать кулак, чтобы почувствовать “ки”, истекающее из ладони.
Существует устное учение о том, как правильно держать предметы. Например, когда вы держите меч, вы должны располагать на ладони головку его рукоятки. Поскольку вы держите его так, как держали бы яйцо, этот метод захвата называется “нигири-тамаго-но-тено-учи” (форма ладони, держащей яйцо). Держите вы его всеми пятью пальцами, удостоверившись, что и указательные пальцы согнуты. Место захвата является точкой, соединяющей оружие с вашим телом. Важно направлять силу из нижней части живота к кончику меча и держать его так, чтобы пульсация крови достигала конца оружия. Секрет правильного захвата меча состоит в том, чтобы “ки” проникало до самого кончика, делая его не слишком жёстким, но и не слишком мягким. Я часто вижу, как люди, занимающиеся айкидо, отставляют в сторону указательный и большой пальцы, когда держат кен или джо, а этого следует избегать.
Далее, когда вы хватаете партнёра за запястье или руку, вы должны держать его всеми пятью пальцами. В особенности напрягайте большой палец и мизинец и не забывайте о кончиках пальцев.
Запястья
Запястья должны быть гибкими. Если партнёр хватает вас за запястье, вы даже из этого положения можете схватить его простым вращением своего запястья. Вращение запястья можно осуществлять как внутрь, так и наружу по отношению к запястью партнёра.
Руки
При броске партнёра нужно использовать всю руку, а не какую-то одну её часть. Когда вы вращаете рукой или наносите партнёру удар, выпрямляйте руку, а не сгибайте её в локте. Применяя техники тела, всегда держите руку несколько согнутой в локте, чтобы она по форме напоминала дугу. Излишне напряжённую или прямую руку легко сломать. Поэтому, принимая какую-либо позу, старайтесь не выпрямлять руку больше необходимого.
Плечи
Важно не напрягать плечи и не сутулиться. Если у вас плечи напряжены, вы легко потеряете равновесие и не сможете быстро передвигаться. Установив дистанцию, выставите одно плечо с рукой вперёд в положение “шин” (вытягивание) и примите косую стойку. В положении “шин” также должны находиться ноги, колени и ступни.
Локти
Всегда держите локти несколько согнутыми, придавая рукам дугообразную форму. Нанося партнёру удар, выпрямляйте локоть, но не вытягивайте чрезмерно руку. Когда вы поднимаете локоть, под рукой возникает незащищённая область, уязвимая для атаки вашего партнёра.
Колени
Устойчивость ваших бёдер зависит от колен. В момент удара направьте “ки” в колени и слегка напрягите их. Колени должны быть согнуты. Колени влияют на дистанцию. Подвижность в коленных суставах вырабатывается попеременным переносом веса тела вперёд и назад. Дистанция, устанавливаемая только шагами, свидетельствует о низком уровне подготовки.
Коши (бёдра или поясница)
“Коши-о-киру” означает быстрое вращение в талии. Пользуйтесь этим методом, когда вам необходимо совершить быстрое движение, например, повернуться, отразить атаку, провести собственную атаку и так далее.
Занимаясь айкидо и китайскими боевыми искусствами, вы должны держать бёдра опущенными, но не опускать их слишком низко. Следующая информация может быть для вас важной:
Кусшин
Опустите бёдра и уравновесьте тело, затем из этого положения выпрямите ноги, используя силу ступней.
Маай (дистанция)
Уровень бёдер и подвижность коленей могут влиять на длину вашего шага и определять границы вашей досягаемости.
Расен ундо (спиральное движение)
Это движение строится на знании физиологии мышц, располагающихся вокруг костей по спирали. Спиральные движения порождают мощную силу. Спиральные движения можно совершать головой, плечами, руками, бёдрами и всем телом.