Летняя индив. практика

Для желающих правильно выполнять:

  • тай-сабаки;
  • лёгкий цигун;
  • жёсткий цигун;
  • ударную технику;
  • тамесигири;
  • стрельбу

организованы летние 3-5 часовые индивидуальные занятия
по индивидуальной программе в мини-группах по 3-5 человек
в субботу на Природе:

  • в Красницах
  • у берега Волхова.

Возможна ночёвка в палатке, рыбалка с лодки, поход в лес за земляникой, грибами, русская баня…, а также наше радушие!

No tags for this post.

Камаэ

Базовые стойки (камаэ)

Используются два вида отработки стоек:

  • сэйган – стойка (камаэ) – сэйган (в других направлениях школы разучивается также переход из любой стойки в любую);
  • сэйган – стойка – удар (обычно мэн, но некоторые инструктора учат выполнять любые удары: куби – по шее, кэса – с плеча по пояс наискось, до – в бедро; думаю, можно и сунэ – под колено).

Сэйган-но камаэ (Стойка правильного глаза)

Английская транскрипция – Seigan No Kamae. Сокращенно – сэйган.

Правосторонняя боевая позиция с выведенным вперед мечом на среднем уровне. Краткое наименование – сэйган.

 

Основные особенности:

  • правая голень перпендикулярна полу, левая нога вытянута полностью (прямая ‘как полено’); правая ступня направлена на противника, левая ступня перепендикулярно правой и ее середина на линии правой ступни; ноги расставлены не слишком широко, но и не слишком близко;
  • рукоять меча направлена в Центр (тандэн); острие (киссаки) на уровне горла;
  • правый локоть чуть согнут, руки не напряжены;
  • расстояние от рукояти до живота – чуть больше кулака;
  • плечи также расслаблены и опущены;
  • грудь развернута фронтально;
  • взгляд прямой, спокойный и сосредоточенный (дзансин).

Мысли и заметки. Я видел по книгам, что в других школах острие может быть выше или ниже, а правая голень не перпендикулярна – чуть согнута (или даже вогнута!). Также может быть различно положение ступней. В кэндо есть похожая позиция (вообще-то одна из трёх основных и самых древних) – тюдан-но камаэ, но там меч надо направлять по линии, упирающейся в горло противника, расстояние от рукояти до живота – кулак (как в нашем гогё-но тати), расстояние между ногами – пол-шага, обе ступни чуть вкось от линии к противнику (как в русских стилях с шашкой).

Камаэ-то [Меч из ножен – в боевую стойку]

Английская транскрипция – Kamae To. Выход в стойку сэйган-но камаэ.

Вынимание меча из ножен и переход в основную позицию – в среднюю правую стойку (сэйган-но камаэ или сэйган).

Выполнение:

  • левую стопу поставить чуть впереди правой чуть наискосок, левой рукой чуть (10-15 см) вытянуть вперед из-за пояса ножны (чуть развернув их вверх под 45°), правую прямую кисть тыльной стороной четко положить на рукоятку (найти ее);
  • правой вытянуть из ножен (по прямой в 45°) меч; при этом обязательно движение тела,: при вытягивании ножен – левый бок чуть вперёд (разворот по часовой вправо), при вынимании меча – чуть назад, как будто стягиванием ножны назад (длина меча такая, что без этого движения тела его из ножен полностью не вытащить – сантиметра 2 кончика в них остаются);
  • выпад с мечом в стойку сэйган: меч по часовой стрелке резво разворачивается на 180°; одновременно с наступанием правой ноги – левой рукой схватить рукоять меча (меч намертво фиксируется в пространстве – но не с помощью физической силы, а с помощью точности движения).

Но-то [меч в ножны]

Английская транскрипция – No To. Возврат меча в ножны из правой стойки (сэйган).

Выполнение (из сэйган):

  • резво правую ногу к левой и меч наклонить (движение наполненное, т.к. в бою – отрубание руки) вниз чуть ниже колена (острие защищает голень) – (миги-)гэдан-но камаэ;
  • провернуть мечом вокруг рукоятки (правая кисть – ‘гвоздь’) против часовой стрелки слева от плеча;
  • прижать боккэн к левому боку.

Ин-но камаэ (Стойка Инь)

Английская транскрипция – In No Kamae. ‘Инь’ – темное, пассивное, консервативное, материнское, материальное, ‘земное’ начало Вселенной. [Следовательно, это – cтойка обороны, ожидания атаки, принятия удара ?]. Сокращенно – ин-но.

Выполнение (из сэйган):

  • уход из сэйган в левую стойку, меч поднять вертикально рукоятью к правому виску (не к груди, иначе энергии для удара не будет) и, как бы опираясь на рукоять; левое предплечье защищает сердце; стоять боком (грудь не разворачивать, чтобы уменьшить площадь атаки), но лицо держать прямо; кисти не далеко и не близко (2 кулака от виска) и не перекручиваются вокруг рукояти (хотя это не очень удобно); локти не растопыривать (отрубят) и не прижимать – раскованней;
  • выпад правой с рубкой (вертикально по голове – мэн).

Из этой позиции возможны:

  • Удары:
  • по голове прямо (мэн);
  • по шее вкось (куби);
  • по телу по диагонали (кэса – см. последний (25-й) шаг Первой каты – удар Ученика).
  • Блоки:
  • влево по диагонали с правым подвыпадом (в Первой ката – первый блок Учителя).

Мысли и заметки. В этой стойке человек подобен дереву, и по нему струится энергия между Небом и Землей.

Ся-но камаэ (Стойка самоотверженности / решительности)

Английская транскрипция – Sha No Kamae. Левая стойка, меч на опущенных руках отведен назад. Сокращенно – ся-но.

Выполнение (из сэйган):

  • круговой замах (рукоять мимо правого плеча, т.е., на мгновение почти ин-но камаэ) с переходом назад в левую стойку [последнее движение – бедром вправо для разворота всего тела в одну плоскость]; точнее (по крайней мере, в нанацу и касуми – верхняя, т.е. правая, кисть проходит на уровне подбородка); стойка полностью левосторонняя (сердце прикрыто левым плечом); меч горизонтально лезвием назад, кончик (киссаки) чуть за спину (чтобы противник не видел длину меча); руки почти полностью вытянуты вниз, середина рукояти не слишком назад – на хара (тандэн), иначе не получится быстрый удар;
  • выпад с ударом типа маки-ути мэн, но меч ложится на на правое предплечье, руки над головой ‘домиком’ (или чуть ниже?) и положение рук не симметричное по оси тела, а чуть правее (есть разные варианты этого удара – и со сменой стойки, и боковой, и через дзёдан).

Син-но камаэ (Стойка истины)

Английская транскрипция – Shin No Kamae. Левая стойка с низким приседанием (далее – ‘низкая’, в отличие от ‘нижней’, т.е. гэдан), меч лежит на локтях как мушкет. Сокращенно – син-но.

Выполнение (из сэйган):

  • плавный отход из правой стойки в левую, до последнего момента направляя меч на противника (‘тело-меч’) и постепенно поворачивая меч вокруг оси внутрь (против часовой стрелки – обухом к себе, лезвием наружу); когда правая нога приблизится к левой (в это время меч повернут лезвием вверх или еще вправо?), резко прейти в левую стойку [но не сбейте правой пяткой ноготь на большом пальце левой ноги!], положив меч на локти следующим образом: меч держать на локтях нацеленным в горло противника, кисти на рукоятке ‘крокодильчиками’, левая кисть поверх правого локтя, левое плечо горизонтально (не поднимать), поднимать только левый локоть (не прижимать его к груди), рукоять меча не отводить назад (середина рукояти над тандэном) – тогда сразу выпады начнут получаться; стойка при этом низкая (но не широкая) и не совсем ‘каноническая’, т.е. правая ступня не перпендикулярна левой, а еще чуть больше развернута вправо (назад).
  • быстрый выпад в правую стойку (без киай).

Мысли и заметки. Обычно такое название дается фундаментальной стойке школы. Но я пока никак не могу постичь ее фундаментальности. В первой ката ее нет. Трудно также представить, какие удары и блоки можно делать из этой стойки. Возможно, из этой стойки можно, разжимаясь как пружина, и делая крученое движение меча вокруг оси, проломить доспехи противника (супер-цуки). Поэтому я бы еще назвал ее ‘Стойкой сжатой пружины’. Кстати, немного поэкспериментировав, я обнаружил, что из этой позиции можно выполнить отличнейший ‘правый о-гасуми’ – мечу можно придать свойство огромной дисковой пилы. Или отход влево с рассекающим ударом до или снесением головы. Также можно выполнить блок ко-гасуми и, при некоторой ловкости, – тэура.

Дзёдан-но камаэ (Верхняя стойка)

Английская транскрипция – (Hidari) Jodan No Kamae. Левая верхняя стойка с замахом надо лбом. Используются также сокращенное название дзёдан. В Айкибудо добавляется слово хидари. В Катори правая (миги) стойка не эффективна для удара.

Выполнение (из сэйган):

  • резкий уход в левую стойку с вертикальным замахом меча (толкать меч вверх левой рукой, а не забрасывать как палку); не полностью левосторонняя стойка (чуть развернута во фронт); низ рукояти напротив лба, руки ‘шалашиком’, меч – 45° (открыто обозрение только для левого глаза);
  • с выпадом правой ногой – ударом по голове (мэн-ути); удар наносят не как палкой (с перпендикулярным лезвию импульсом), а начиная движением рукоятки вниз вдоль себя – хлестко и с протягом.

Примечание 1. Основная ошибка – при замахе клинок параллелен полу или опускается вниз. Чтобы этого не было, думайте, что держите его вертикально, тогда он сам как надо отклонится вниз. Другая ошибка – полуразворот. Надо почти полностью повернуться вправо, уменьшив площадь возможного поражения. Но смотреть при этом прямо, лицо не разворачивать.

Примечание 2. Должно быт ментальное ощущение (настрой) свернутой пружины.

Гяку гэдан-но камаэ (Нижняя стойка с перекрещенными запястьями)

Левая боковая нижняя стойка с перекрещенными (гяку – разноименный) руками..

Выполнение (из сэйган):

  • быстрый уход назад в левую стойку, опуская меч острием вниз справа от себя;
  • не полностью левосторонняя стойка (чуть развернута во фронт); левая кисть освобождает рукоятку, придерживая ее только большим пальцем (крепко), прижатым рядом с правой кистью; лезвие наружу (вправо), острием закрыть колено;
  • быстрый возврат в правую стойку (сэйган).

Примечания:

  • при уходе держать меч направленным на противника как можно дольше (пока правая нога не приблизилась к левой), затем – опуская сзади правую ногу, резко опустить меч в описанное положение;
  • поскольку гяку иногда выполняется после блока, то последнее движение (меч вбок и разворот лезвия наружу) можно выполнять с некоторым ударом, наполненно;
  • при выпаде и отходе меч движется по одной прямой.

Гэдан-но камаэ (Нижняя стойка)

Английская транскрипция – (Migi) Gedan No Kamae. Миги – в Айкибудо, у нас в Катори – просто гэдан, т.к. левый (хидари) гэдан не является базовой, хотя и используется в ката (например, в Нанацу-но тати). В левостороннем виде у нас чаще используется (и является базовой) гяку-гэдан.

Выполнение (из сэйган):

  • переход в стойку гэдан-но камаэ (Айдан!) и сдвиг назад на 10-20 см;
  • затем сэйган с таким же сдвигом вперёд.

Тоже – основа, т.к. развивает навык, что если вперед – сначала меч, а если назад – сначала тело. Вперед – сначала передняя (правая) нога. Назад – сначала задняя (левая). Тело-меч, меч-тело. Вперед – меч вверх на нос, назад – меч вниз на колено. Движения наполненные.

Сувари гэдан-но камаэ (Нижняя стойка на колене)

Английская транскрипция – Suwari Migi Gedan No Kamae (сидячая правая нижняя стойка). У нас слово миги не используется (используется в Айкибудо и, возможно, в других направлениях нашей школы), т.к. сложно представить левосторонний (хидари) сувари.

Выполняется (из сэйган) быстро в 4 движения:

  • ‘упасть’ на левое колено, но не разбить его (правая ступня чуть правее, левое колено чуть развернуто), затем меч вниз вперед параллельно полу – сувари гэдан;
  • положить прямую левую ладонь сверху на меч рядом с рукоятью;
  • тори-и (от ‘тору’ – брать) – с резким отшагом правой ногой вправо (голень перпендикулярна?) и отклонением торса вправо (для вывода головы из-под удара) резко левой ладонью крутануть меч направо вверх (параллельно полу, острие вперед), скользнув по плоскости лезвия вперед, правой почти прижав рукоять к виску (типа целясь из ‘мушкета’); в бою это может быть удар снизу вверх по запястью или даже слева на право по животу, поэтому движение должно быть наполнено и, соответственно, правый локоть опущен вниз (только сейчас понял, зачем), а не оттопырен вправо.
  • левое бедро, бок, висок должны быть на одной прямой; лезвие должно стремиться уйти влево – а левая ладонь не дает; правая кисть и запястье прямые, локоть вниз и не оттопырен;
  • промежуточное положение – сувари-но тори ?
  • выпрямиться обратно (стоя на левом колене, меч внизу вперед и чуть вверх?);
  • тут же встать.

Примечание. Сувари (миги) гэдан-но камаэ + Тори-и – для новичка упражнение типа ‘упал-отжался!’ Вернее, еше круче: упал на левое колено и прицелился вперед мечом. Поначалу одно из самых неприятных и изматывающих упражнений. Потом – нормально. А спустя много месяцев – вообще легко. Более трудно правильно выполнять вставание.

Маки-ути – удар сверху (крученый)

Удар маки-ути (третий или четвертый урок) – вертикальный замах, меч ложится на изгиб левого локтя. У новичка там может быть синяк.

Выполнять (из сэйган) 4 элемента как одно движение:

  • крутануть левой кистью рукоять, чтобы меч мягко лег на изгиб левого локтя;
  • сразу вслед за этим поднять ‘руки вверх’, не двигая мечом, правую ногу на полшага к левой (скользящим движением – без топания);
  • приподнять меч под 45° к полу;
  • левой кистью начинать выжимать рычаг, и вместе с этим выпад правой ногой вперед (скользящим движением) и рубка мечом по голове противника.

О-гасуми – удар петлёй снизу

Английская транскрипция – O Gasumi. Удар о-гасуми – очень красивая техника кругового замаха меча с левого бока и выстрел его снизу в шею противнику (при этом выпад левой ногой вперед).

Выполнять (из сэйган) как единое движение – ‘капелька’:

  • меч чуть отвести к себе и рукоять чуть влево, лезвие развернуть от себя;
  • начинать крутить против часовой стрелки;
  • когда острие приближается к земле (т.е. поворот на 270° – перпендикулярно полу) – в это время левую ногу приближать к правой (в этот момент линия меча совпадет с линией левой ноги);
  • продолжая вращать меч, сделать выпад в левую стойку – при этом острием снизу вверх вспарываем противника как рыбку (или поражаем руки, подбородок); руки вытянуты (правая параллельно полу), левый кулак смотрит в небо, между кулаками – треугольник; острый край лезвия направлен вверх, но не задирать; сила удара – от левой руки (рычагом, хлестко); не взлетать в небо и не улетать вперед за клинком.

Передвижение с боковыми ударами в шею (ёкомэн-ути и ин-но)

Ёкомэн-ути – непрерывная рубка с двух сторон в движении с перемещением вперед:

  • с обычной стойки меч назад на согнутых слева перпендикулярно земле локтях и направлен острием на противника;
  • выпад левой с разворотом торса и заносом меча над головой [можно правую руку чуть приподнять над головой] (открытость противнику лишь на мгновение); удар сверху вниз наискось;
  • затем меч к правому виску – ин-но камаэ (правый локоть не оттопыривать);
  • выпад с рубкой – куби (маленький рычаг, трудный удар – не всегда дорубишь, если вывел противника из строя – затем можно сделать тычок – цки).

Передвижение с горизонтальными о-гасуми

Условное название – Хидари-миги-о-гасуми:

  • сэйган;
  • блок вверх (первый раз – просле сэйган – влево и вверх, затем просто вверх);
  • о-гасуми вправо (меч параллельно полу) с выпадом правой ноги чуть вправо (при первом выпаде – побольше вправо, чтобы стойка широкая была);
  • блок вверх;
  • о-гасуми влево (меч параллельно полу) с выпадом левой ноги чуть влево.

Непрерывные левые и правые о-гасуми на месте

Условное название – Хидари-мидари-о-гасуми (шутка):

  • сэйган;
  • руки чуть назад, нормальное о-гасуми слева (полный разворот меча против часовой стрелки с ударом);
  • локти чуть назад (в идеале – единое непрерывное движение с плавным переходом из одного ‘круга’ в другой), о-гасуми справа (полный разворот меча по часовой стрелке с ударом).

Когасуми с упором локтями и приседанием

Защитная стойка: с обычной позиции, не отрывая правой ноги (и, по возможности, не сгибая ее), отставить левую ногу дальше назад (колено согнуть влево, ступню также развернуть влево), оба локтя параллельны и упираются в грудь, острие на шею врага, лезвие влево – так парируют удар. Дана на пятом или шестом уроке.

Это – защита перед выполнением контратак Маки-ути – Ёкодо-ути (блок и контратака переворотом меча сбоку) и Маки-ути – О-гасуми (блок и контратака переворотом меча снизу).

Хидари-гэдан-но камаэ (Левая нижняя стойка)

Английская транскрипция – Hidari Gedan No Kamae. Хидари-гэдан-но камаэ – левая низкая стойка. Не наше направление (применяется в Айкибудо). По-моему, вычурно, хотя используется во второй ката (Нанацу). Более естественно – гяку гэдан-но камаэ.

Ваки тори-но камаэ

Английская транскрипция – Waki Tori No Kamae. Левая стойка типа ся-но камаэ, но кончик меча не отведен назад, а направлен на противника. Тоже, по-моему, вычурно и неудобно. Более естественно – син-но камаэ.

No tags for this post.

Урок № 55. Анализ техник Катори

Анализ базовой техники Катори

Уж анализировать и классифицировать я люблю… Как сказал один мой друг – ты никогда не будешь двигаться так как я, но я никогда не проведу такой анализ как ты.

О некоторых особенностях

Техника раздела Омотэ расчитана:

  • во-первых, на работу в доспехах:
  • не по-любому удобно махать,
  • не везде можно прорубить;
  • во вторых, на рубку в условиях тесноты (в толпе, в лесу, в помещении).

Омотэ преподаётся на первых порах с намеренным искажением, как «защитой от шпионов». В одном ударе могут быть зашифрованы два боевых. Реальное наступление в ката может быть отступлением.

Кроме того, сама методика обучения с помощью ката предполагает условности, например, удар по мечу у цубы означает удар по запястью. Блок выполняется там, где на самом деле идёт удар (сама техника Катори отвергает блоки).

Исходя из указанных особенностей, все стойки и удары компактны. Уход в эти стойки и нанесение этих ударов можно выполнять даже в узком коридоре. Ниже описаны стойки, удары и блоки как из базового тренировочного набора, так и из ката. Которые часто встречаются в ката – выделены особенно, как рекомендуемые для отработки вместе с базой.

Заметьте, что в ката «меч – другое оружие» Ученик использует древковое оружие, Учитель – всегда меч. Поэтому техника Учителя посложнее.

Боевые крики (киай)

Для разных видов ударов используются разные виды киай:

  • <Оп!> (высокий) – наиболее частый крик Учителя при молниеносном ударе [у меня он не получается – использую <О!> (высокий) или <Хып!> (средний)].
  • <Хип!> / <Ип!> (высокий) – крик при частых ударах.
  • <Йоо!> / <Юу!> (низкий) – используется в спаррингах маки-ути – о-гасуми и маки-ути – ёко-гасуми.
  • <Хить!> / <Иить!> (средний) – используется как киай в серии ударов в иай-дзюцу (до <То-о!>).
  • <Тоо!> / <Оп!> (низкий) – используется как завершающий киай («крик радости») в ката кэн-дзюцу и иай-дзюцу (торжествующий крик при победном ударе).
No tags for this post.

Урок № 54. Виды перемещений

Виды перемещений

Кэн-дзюцу

Ученик всегда наступает и везде выигрывает.

Расширенная база кэн-дзюцу

Каждый элемент базовой техники имеет разновидности в ката. Нужно периодически отрабатывать и их – тогда новые ката будут изучаться в несколько раз быстрее, а ученику легче осмысливать технику. Кстати сказать, многие классические стойки и удары отсутствуют в ката.

Ниже приводится таблица с описанием «расширенной базы».

Обозначение Пояснение Ката и шаги
1. Ин-но камаэ 1) классическое с прямым ударом мэн с шагом правой
2) с ударом куби (отрубание головы) 1, 2
3) котэ снизу поправой с отходом влево 1, 2
4) котэ сверху по левой с отходом назад вправо 1
5) до справа
2. Дзёдан-но камаэ 1) классическое с прямым ударом мэн с шагом правой
2) с ударом куби (отрубание головы)
3) с ударом кэса и опусканием на правое колено (из более широкой стойки) 1
4) котэ со скруткой влево
5) до справа
6) сунэ 3
3. Ся-но 1) через правй локоть сверху вниз
2) через дзёдан сверху вниз
3) до по горизонтали справа
4) матаги снизу
4. Син-но 1) цки вперёд
2) куби
3) котэ снизу
4) котэ сверху
5. О-гасуми 1) в пах и тидори
2) с порезом живота и подшагом вправо
3) котэ снизу
6. Ёкомэн-но 1) классический до яремной впалмны
7. Маки-ути мэн 1) на месте
2) вперёд-назад
3) с уходом и наклоном влево 1

Не «расширенными» остались нижние стойки гэдан, гяку гэдан, сувари гэдан.

Стойки и удары

  • Из сэйган:
  • о-гасуми –.
  • Из дзёдан-но камаэ:
  • мэн (по голове) –;
  • куби (по шее) –;
  • до (в бедро) –;
  • хидари-кэса (в плечо через грудь) –;
  • Из ин-но камаэ:
  • мэн (по голове) –;
  • куби (по шее) –;
  • до (в бедро) –;
  • хидари-кэса (в плечо через грудь) –;
  • Из син-но камаэ:
  • мэн (по голове) –;
  • куби (по шее) –;
  • до (в бедро) –;
  • хидари-кэса (в плечо через грудь) –;
  • Из ся-но камаэ:
  • мэн (по голове) –;
  • куби (по шее) –;
  • до (в бедро) –;
  • хидари-кэса (в плечо через грудь) –;

Блоки

  • Из гэдана:
  • тэура () – ;
  • когасуми () – ;
  • Из гяку-гэдана:
No tags for this post.

Филипинская техника

Вопрос, который каждый может задать – использовались ли эти боло на поле боя? Ответ – решительное «Да». Жирон рассказывает об одном из многих случаев, когда боло использовался против японской катаны:
«Приходит на ум одна атака в начале июня 1945 г, в дождливый день. Большое число вражеских солдат скопилось напротив нашей позиции. Мы сформировали клин, двое по сторонам и один в центре. Я был в вершине этого треугольника. Как всякие японцы, враги были очень шумными. Пронзительно крича, они не боялись умереть. Филиппинские партизаны, с другой стороны, жевали табак, стискивали зубы и размахивали своими Боло, рубили направо и налево длинными Боло и короткими кинжалами, выдували из бамбуковых трубок песок с перцем чили в глаза врагу. В этот момент адреналин у меня, должно быть, скакнул вверх – ко мне приближались штык и самурайский меч. Меч был прямо передо мной, а штык немного левее. Левой рукой я отбил атаку штыком и блокировал меч. Человек со штыком провалился и его тело оказалось прямо перед моим боло и я ударил его в левое бедро. Самурай отошел назад и ударил мечом наотмашь. Я встретил его трицепс боло и зарубил его. После я вытер лицо левой рукой – оно все было в крови. Таких столкновений было немало. Но основная наша задача была была в том, чтобы не быть обнаруженным противником, а добывать важную информацию и отправлять ее в штаб-квартиру».

Подробнее на >>>

film1

No tags for this post.

Каковы Ваши три ЖЕЛАНИЯ?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Вернуться наверх