Тэнгу

Мастера-Учителя Морихэя также навещал Сарута-хико-микото, божество, которое можно считать святым-покровителем тэнгу. Сарута-хико указывает верующим правильное направление и всякими иными способами помогает духовным путникам в их поисках. 14 декабря 1940 года Сарута-хико явился Морихэю и объявил, что Царь Дракон Амэ-но-муракумо-куки-самухара Рю-о собирается завладеть существом Морихэя.

Морихэй очень любил одну сказку:

Ёситомо, глава клана Минамото, был убит, когда его армия была наголову разбита армией клана Тайра. Жизнь его сына, Усивака-мару, была сохранена, но в возрасте семи лет мальчика отослали в монастырь на горе Курама, недалеко от Киото, где его должны были воспитывать буддийские монахи и где он находился бы в безопасности. Однако юного послушника волновала лишь одна мысль: “Я должен отомстить за смерть отца!” Усивака-мару начал по ночам тайно покидать монастырь и заниматься фехтованием в жуткой Долине Сёдзё, ложбине настолько густо заросшей елями и кедрами, что солнечный свет с трудом мог пробиться сквозь деревья даже в полдень. Представляя, что толстые стволы – это войска Тайра, Усивака-мару всю ночь яростно бил по ним своим мечом, сделанным из ветки.

Однажды вечером из тьмы появился странного вида ямабуси и предложил обучить парня секретам фехтования. Бесстрашный Усивака-мару вскричал: “Давай начнем прямо сейчас!” Внезапно бросившись на странного монаха, он так и не сумел нанести ему ни единого удара. Усивака-мару попросил ямабуси обучать его. С тех пор каждую ночь мальчик брал уроки у мастера Сёдзё-бо и его стаи тэнгу. К двенадцати годам Усивака-мару уже мог дать отпор даже самому сильному тэнгу – теперь он был готов покинуть горы. Дальше Усива-ка-мару в эпическом сражении победил исполинского монаха Бэнкэя, проявив себя одним из сильнейших воинов Японии. Говорят, что с тех пор каждый великий мастер воинского искусства следовал его примеру, обучаясь фехтованию у тэнгу.

Морихэй тоже уединялся на горе Курама и часто говорил о тэнгу, которые приходили скрестить с ним мечи. Ученики, сопровождавшие Морихэя на подобных тренировках, проводившихся на горе Курама, рассказывали, что Морихэй, казалось, сражался с армией невидимых врагов. В некоторых фильмах, где снимали Морихэя, видно, что он сражается на копьях с противником, которого другие не видят. (Это особенно заметно в фильме, снятом на Гавайях во время освящения додзё Гонолулу – вероятно, Морихэй умиротворял местного гавайского тэту.) Морихэй твердо верил в реальность тэту и других обитателей духовного мира. Поскольку существование таких проявлений рационально объяснить невозможно, лучше всего воспринимать их как “таинственные секреты сознания”.

Тантрическая практика полагается на три таинства: Тела, Речи и Сознания. В рамках Айкидо физические техники составляют таинства Тела, а кототама выражают таинства Речи. Таинства же Сознания основаны на визуализациях и вытекающих из них проекциях. То есть человек фокусируется сначала на образе Бога или Будды и пытается достичь единства с объектом созерцания. Глубокая визуализация спонтанно ведет к проецированию актуализации образа – например, тэнгу – в сознании человека и в трех измерениях. Как говорят тантрические философы: “Человек становится тем, о чем он постоянно думает”. (Подобого рода трехмерная проекция является источником всей иконографии.)

Поскольку в Тантре “все то, что внутри, то и снаружи”, внутренние потенциальные возможности человека соответствуют потенциальным возможностям “внешнего” мира. Но из-за замутненности нашего внешнего и внутреннего видения мы не можем различить богов (и демонов), существующих в нас и вокруг нас. Одна из целей тинкон-кисин и мисоги состоит в том, чтобы восстановить чистоту нашего видения – и тогда, возможно, тэнгу придут и научат нас тоже.

Кокоро: ментальное отношение

Битвы выигрываются и проигрываются благодаря ментальному отношению. Оружие и количество солдат бесспорно важны, однако ошибкой будет считать их самыми важными факторами войны. Решающим фактором на поле боя является кокоро, «сердце», ментальное отношение воина. Именно это отношение — кокоро, составляет разницу между солдатом и гражданским человеком.

Обсуждение боевого духа в век электроники и ракет, когда солдат редко видит своего врага, может показаться анахронизмом. Но это далеко не так. Правильный боевой дух так же важен сегодня, как и тысячу лет назад. Единственная проблема заключается в том, что его становится все труднее и труднее развить.

В феодальной Японии к касте самураев принадлежало менее 10 процентов населения. Менее десяти процентов этой группы были по-настоящему хорошими воинами. И, наконец, в этой элите только один из сотни был настоящим мастером своего дела. Эти соотношения остаются неизменными для всех времен и культур. (Есть несколько исключений, например Спарта, но их очень мало.) Таким образом, мы говорим об одном проценте от одного процента населения. И хотя патриотически настроенным людям это может не понравиться, большинство современных людей непригодны для сражения. Благодаря своему воспитанию современные люди в общей массе не способны ни производить, ни терпеть насилие.

Эта проблема имеет три аспекта. Во-первых, современное общество с самого рождения начинает настраивать своих граждан против насилия. Затем, когда им исполняется восемнадцать лет, оно одевает молодых людей в военную форму и хочет всего за несколько недель сделать из них убийц.

Во-вторых, средства массовой информации дают молодежи совершенно фальшивую картину того, что на самом деле представляет собой насилие. Современные фильмы показывают раны от пуль как красные пятна на рубашке врага. Это очень плохо готовит человека к зрелищу руки или ноги, оторванной современным снарядом.

И наконец, машины войны превзошли людей, которые ими управляют. В прошлом сражение ограничивалось выносливостью войск — когда лошади и воины уставали, армии выходили из сражения, чтобы отдохнуть и перегруппироваться. Теперь же механизированным подразделениям иногда приходится поддерживать ближний бой в течение нескольких дней, а то и недель. Это выходит далеко за границы выносливости человеческого тела. Средний солдат современной армии представляет собой физически эффективную боевую единицу в течение менее чем шести месяцев. Пик его эффективности приходится примерно на третий месяц, а затем она неуклонно падает (и это учитывая, что он проводит очень мало времени в настоящем бою). Эта физическая слабость оказывает сильное воздействие на дух воина. Однажды осознав, что он недостаточно силен, чтобы максимально использовать инструмент своей профессии, он начинает сомневаться в своих способностях вообще.

Как стратег, вы должны постоянно держать в голове тот факт, что вы продукт современной цивилизации и что учения цивилизации проникли в вашу личность гораздо глубже, чем вы это осознаете. Формирование вашей личности было обусловлено общественными идеалами, а не реальностью насилия. Для того чтобы развить кокоро, вы должны научиться видеть сквозь завесу идеализма.

Кокоро — это не просто устойчивое ментальное отношение; это ментальное отношение, необходимое для победы. Классический способ достичь такого отношения — это выжить в большой битве. Однако поскольку выживание представляется по большей части вопросом удачи, то этот метод не очень эффективен.

Для того чтобы развить кокоро без военных потерь, вы должны понять природу человека и общества. Если вы научитесь объективно их воспринимать, то сможете отбросить некоторые социальные концепции, идеалы и идеи, которые мешают в сражении. Социальная обусловленность проникла глубоко внутрь вашей личности, поэтому, пытаясь освободиться от нее, приготовьтесь к некоторой ментальной инертности.

Когда вы думаете о войне, вы должны освободиться от концепции хорошего и плохого, морального и аморального. Нет таких вещей, как хорошая или плохая война; есть только война, и это всегда несчастье. Мораль существует до и после битвы. В период активного насилия все мысли подобного рода должны быть отброшены. Когда вы начинаете сражение, у вас должна быть лишь одна мысль: победить!

Большой человек с хорошей техникой может быть побежден противником маленького роста, если ему не хватает способности концентрироваться. Большой человек хочет победить, но этого недостаточно для того, чтобы сделать то, что для этого необходимо. В результате он мешкает и использует не всю свою силу, что приводит к фатальным последствиям. Человек же с кокоро не имеет такой слабости, и это делает его действительно опасным. Самое простое определение опасного человека — это человек, готовый ударить. Он может ударить любого, в любое время и в любой ситуации. Четко осознавая, что сражение — это не место для рационального человека, он отключает рациональную часть своего сознания. Остаток его существа превращается в инструмент войны. Он ничего не видит, кроме цели, и ничего не чувствует, кроме желания нанести ей удар.

Это может прозвучать довольно безжалостно, но такова война. Мир был бы намного более приятным для жизни местом, если бы в нем не было воинов, но они по-прежнему необходимы. Времена насилия могут быть преодолены только людьми насилия; и поскольку общество отказывается воевать само, оно не должно терять способности воспитывать таких людей.

В дополнение к попыткам воевать только в хороших войнах, у современного человека есть еще пристрастие к войнам ограниченным. Он любит их, потому что они дают ему ложное чувство безопасности — если он участвует в маленьких сражениях, то он рискует потерпеть лишь маленькие поражения. В реальности же, противоречие заключено уже в самом термине «ограниченная война». Правильное слово для такого события — спорт. (Словарь Бебствра определяет спорт как «особое развлечение, обычно заключающееся в физических упражнениях и имеющее установленную форму и совокупность правил».) Война — это не спортивное действо, и ее никогда не выиграть, если пытаться относиться к ней как к таковому.

Вспомните типичную телевизионную сцену драки. Хороший парень сбивает с ног плохого парня, а затем отступает, давая плохому парню снова подняться на ноги. Это повторяется до тех пор, пока плохой парень не в состоянии больше продолжать в том же духе. Смешно! Вы никогда не должны давать врагу возможности причинить вам боль…

История изобилует примерами этой основной истины. Европейская фаза Второй мировой войны была выиграна благодаря ничем не сдерживаемой бомбежке немецкого промышленного комплекса. Тихоокеанская фаза той же самой войны была выиграна благодаря неограниченному использованию подводных лодок в боевых действиях против Японии, вещам, которые считалась негуманными и аморальными всего за несколько лет до того. А теперь взгляните на обратную сторону медали, вспомните Корею и Вьетнам. Запад проиграл оба этих конфликта потому, что наложил ограничения на боевые войска. На Среднем Востоке мы видим прекрасный пример кокоро в Шестидневной Войне — любая война, которая длится меньше недели, является явным результатом грамотного руководства.

Гражданские люди ненавидят подобного рода заявления. В ответ они чаще всего говорят: «Лучше славное поражение, чем позорная победа». Это чистейшей воды безумие. Если вы не планируете победить, то с самого начала не должны начинать драться. Войны выигрываются не лучшими из людей; они выигрываются наихудшими из них. Сражение — это не славное приключение для историка победившей стороны. Для тех, кто непосредственно вовлечен в него, — это испытание, полное крови и боли. Тем не менее время от времени возникают ситуации, когда таких ситуаций нельзя избежать. Единственное рациональное решение — вступить в бой быстро и жестко и закончить все это как можно быстрее.

Насколько быстро? В индивидуальном столкновении вы должны оперировать секундами. В военном конфликте между нациями — днями. Любая битва, которая длится больше минуты между индивидами или больше недели между армиями, ведется неправильно.

Секрет этой скорости в кокоро. Когда оно развито, вещи происходят очень быстро. При первом же признаке опасности вы бросаетесь в горло, оставляя все мысли о правилах на потом.

Более двух тысяч лет назад в книге «Сун Цзы» У Чи сказал: «Поле битвы — это земля стоячих трупов. Тот, кто хочет жить, умрет». Он имел в виду, что, если вы думаете о самозащите, вы наверняка проиграете, потому что каждая мысль о защите — это на одну мысль об атаке меньше. Поэтому вы должны отбросить все мысли о личной безопасности и сконцентрироваться на враге.

Как видите, правильное кокоро объединяет в себе много вещей: ки, кимэ и мусин. По существу оно состоит из уничтожения всех концепций, которые не имеют прямого и позитивного отношения к выполнению поставленной задачи…

Самая основная задача боевого офицера любой армии заключается в том, чтобы вселить правильное кокоро в свои войска. К сожалению, это происходит очень редко. Современная концепция создания гражданина-солдата является самой большой помехой для воспитания нужного духа. Если вы скажете человеку, что он часть общества, то в момент опасности он захочет получить от этого общества защиту. Это не Путь Воина. Задача воина защищать свое общество, а не искать у него защиты.

Боевые войска должны быть изолированы от общества как можно больше. Это будет гарантией того, что они живут (и умирают) в соответствии с моралью полка, а не общества. Ожидать от человека, чтобы он жил по одним правилам, а умирал по другим — бесчеловечно и нереалистично. Изолированный полк очень скоро проникнется полковой философией. Члены полка—это семья, а традиции полка — ее история. Приобретение боевого менталитета в таких условиях происходит почти автоматически.

Индивидуум инстинктивно приспосабливается к норме. Если эта норма-насилие, то результат — кокоро. Это можно часто наблюдать в элитных боевых подразделениях. Они не живут среди гражданских людей и не сражаются за абстрактные социальные принципы. Они сражаются за команду, и это все, что для них важно. Этот дух вы никогда не увидите в войсках, где служба идет ежедневно с девяти до пяти и чей боевой дух сильно разбавлен общественной моралью.

Армия, обладающая кокоро, думает только об уничтожении врага. Только когда солдаты инстинктивно начинают двигаться на звук выстрелов, они становятся опасной армией. Работа офицера состоит в том, чтобы создать этот дух, а не руководить. Руководство необходимо, только когда дело касается толпы. С настоящими профессионалами задача офицера удержать их. Он сдерживает войска до тех пор. пока не наступит подходящий момент, а затем выпускает их. А их кокоро делает все остальное.

Кокоро индивида создается в додзё. Вот почему додзё физически и духовно изолировано от сообщества. Школа, которая слишком открыта для общества, будет загрязнена его ценностями. То же самое относится и к школам, использующим правила поведения общества. Настоящее додзё похоже на изолированный полк. Оно не открыто для широкой общественности и имеет свои собственные правила и ценности. Это одна из причин, по которым в традиционном додзё используется японская терминология. Такие действия, как поклон вместо рукопожатия и снимание обуви перед входом, препятствуют сближению учеников.

Бизнес — это тоже форма боевых действий. Бизнесмен использует бумагу вместо пуль, но принцип остается тем же самым. Так же и кокоро. Хороший бизнесмен должен всегда быть готовым вступить в конкурентную борьбу, с любым и в любое время. Если он готов поставить на карту свое состояние (победитель получает все), то он становится очень опасным конкурентом. Лишь немногие люди готовы пойти на это; присутствие такого человека лишает его более консервативного самообладания. У бизнесмена, как и у его кузена-солдата, лишь одна цель — победить.

Стратег бизнеса тренируется так же, как солдат в полку или человек в додэё: он полностью уходит в свой бизнес и живет только по его законам — мораль бизнеса становится его моралью, а ценности бизнеса его ценностями. Необходимо избегать общераспространенной практики, когда руководитель принимает активное участие в жизни общества. Такие действия могут только ослабить кокоро.

Если вы посмотрите на людей, сделавших самые большие состояния или генералов величайших армий, вы обнаружите, что они никогда не были стратегическими консерваторами. Великие люди двигались в своей жизни в одном направлении — вперед, охотно вступая в любой новый конфликт. Люди более консервативного склада могли выжить, но только благодаря милости более агрессивных. На всех уровнях жизни овцы только тогда целы) когда волки сыты.

Кокоро не обязательно приводит к победе. Война, по большей части, дело случая. Сражение обычно выигрывает та сторона, которая делает предпоследнюю ошибку. Все, что делает кокоро, так это гарантирует, что вы будете как можно меньше времени тратить на несущественное. И поскольку вы не тратите времени на несущественное, то делаете меньше ошибок — и возможно, не сделаете последней.

Но как бы там ни было, все люди умирают, и с этим ничего нельзя поделать. Единственное, что человек (народ) на войне может сделать, так это решить, что уж если смерть неминуема, то она будет стильной и дорогой. Это тоже часть кокоро.

Фредерик Ловрет

Воинская доблесть князей Тимофеевых

Василий Иванович Тимофеев (1783—1850)

Был родом из бедной дворянской семьи Сычевского уезда Смоленской губернии. Рано лишившись отца, он после окончания Первого кадетского корпуса посвятил себя службе в армии. Отличился под Аустерлицем в 1805 году, под Прейсиш—Эйлау и Кенигсбергом в 1807 году. Через два года за умелое воспитание подчиненных получил бриллиантовый перстень. В Бородинском сражении, командуя батальоном лейб-гвардии Литовского полка, проявил незаурядную смекалку, военную хитрость и личное мужество: его батальон успешно отбил несколько яростных атак тяжелой конницы французов. В бою Тимофеев получил тяжелое ранение. Эпизоды боя солдат Тимофеева с конницей Нансути отразил в панораме “Бородинская битва” художник Ф. Рубо, а эпизод с ранением Тимофеева — художник Н. Самокиш в картине “Атака литовцев”. После сражения Тимофеева произвели в полковники и наградили орденом св. Георгия IV степени. Вскоре он стал генералом, но после очередного ранения потерял глаз. Продолжал служить и закончил ее командиром пехотного корпуса в звании генерала от инфантерии. Подчиненные любили Тимофеева за скромность, честность и непримиримость к самодурству. Когда Тимофеев скончался, прослужив в армии 53 года, сослуживцы на добровольные пожертвования воздвигли герою Бородина монументальное надгробье, которое и сегодня территорию Новодевичьего монастыря.

Сын Тимофеева генерал—майор Тимофеев Александр Васильевичтакже совершил подвиг, но уже в 1877 году в бою на Шипке. Эпизод того боя вдохновил художника А. Попова, написавшего полотно “Контратака генерала Тимофеева в деле при Абланого”, которое находится в Русском музее. Если судить по гербу “выезжих” из Литвы дворян Тимофеевых, то можно предположить, что их предком был соратник основателя книгопечатания в России и на Украине Ивана Федорова, Петр Тимофеевич (Тимофеев), которого по месту рождения звали Мстиславцем (Мстиславль—древний смоленский город). Год рождения и смерти его неизвестны, но вместе с Федоровым в 1564 году они издали первую датированную русскую книгу “Апостол”, а через год –два издания “Часовника”. При этом техником был именно Тимофеев, а Федоров нужен был как духовное лицо и эксперт по точности текста. Исследователи даже допускают, что Петр Тимофеев в какой-то мере учил Федорова рисовать и резать доски для фигурных гравюр. Вскоре Федоров и Мстиславец были вынуждены покинуть Москву и уехали в Литву, где в Заблудове (имении гетмана Г. Ходкевича) основали типографию и напечатали несколько книг. Летом 1569 года Тимофеев уехал в Вильно, где напечатал две книги. По предложениям ученых, в конце своей жизни Тимофеев работал в Остроге (Волынь).

Кокоро но Дзюцу

Ниндзюцу. Каждый день многие из нас говорят на эту тему и она, возможно, имеет «более глубокое» значение. Давайте обсудим этот вопрос серьезно. Большинство из нас знает, что когда мы говорим о Ниндзюцу мы фактически говорим о Будо Тайдзюцу, но, несмотря на этот термин, Ниндзюцу употребляется более часто и в разных вариациях. Поэтому давайте возьмем этот общий термин, чтобы посмотреть, о чём же мы фактически говорим. Для большинства людей Ниндзюцу – это возможность изучения техники самообороны. Многие другие рассматривают Ниндзюцу как мистическое искусство с большим количеством скрытых аспектов, которые они хотят изучить. Чтобы изучить более глубокое значение Ниндзюцу нам нужно взять два символа или кандзи (kanji): Нин и Дзюцу. НИН – обычный перевод этого слова «Выносливость». Если взять два иероглифа, которые составляют слово Нин мы получаем перевод «Сердце» (см. Кокоро) и «Меч», но что обозначает этот перевод в действительности? ДЗЮЦУ обычно переводится как «Искусство». Но каково более глубокое значение? Вначале давайте возьмем символ «Нин»: Если мы тренируем наше искусство просто как самооборону, мы останемся на поверхности нашего искусства и не сможем открыть истинное «Кокоро» (сердце). То, чему нам следует учиться – это видеть, чувствовать, понимать и практиковать совместно с нашим сердцем. Нам необходимо развить это понимание, если мы хотим совершать дальнейшие шаги в нашем искусстве. Если мы прогрессируем в развитии этого понимания, мы можем также развивать нашу личность. Сердце и ум должны работать совместно в гармонии.

Когда мы думаем о чём-то, мы подсознательно затрагиваем наше сердце, таким образом, мы можем чувствовать что-то. Когда мы чувствуем что-то нашим сердцем, мы задействуем наш ум и таким образом мы можем думать о чём-то или же нет (кто-нибудь когда-нибудь забыл свою первую любовь??). Подобный вид внутренней работы затрагивает также наше тело. Другими словами: мы можем двигаться, думать и чувствовать с ясным сознанием. Мы должны отшлифовать наше сердце, чтобы у него появился блеск и чистота меча, и таким образом наш ум также обостриться, и мы сможем думать ясно. Это взаимодействие сердца и ума даёт возможность телу двигаться более эффективно. С другой стороны, чистое сердце может лучше встречать внешнее воздействие и наш ум не будет поражён так просто.

Таким образом, мы можем сказать, что развитие нашего сердца развивает также наш ум, а всё вместе развивает наш дух. Термин «НИН», может, как мы увидели, также переводиться как «чистое сердце» или «острый и открытый ум» (чтобы развить также эффективный и открытый дух). Посредством взаимодействия всех этих факторов и их влияния на подсознание личность развивается на ментальном уровне. Теперь давайте вернёмся к иероглифу «Дзюцу»:

Искусство. Но что же такое искусство?? Для лучшей интерпретации мы возьмём пример с профессиональным художником. Вначале он знакомится с разнообразием цветов и учит, как они могут комбинироваться. Потом он берёт кисть и пытается рисовать свои первые линии и контуры, потом он добавляет цвет в свою работу. Это занимает годы учёбы и развития. После нескольких лет художник развивает свою собственную форму и стиль, и теперь он может начинать творить собственные картины. Благодаря своему развитию он оживляет собственные картины. Благодаря его личности процесс рисования получил новое развитие, новое качество. Теперь художник стал частью своего искусства. В боевом искусстве почти то же самое. Мы знакомимся с базовыми элементами посредством Кихон Хаппо, наполняем изученные Кихон с помощью Хэнка, чтобы оживить формы Кихон, и в то же время мы добавляем цвет с помощью развитых нами движений Тайдзюцу. В комбинации этих процессов обучения мы развиваем наше Тайдзюцу и также нашу личность на физическом уровне. Посредством взаимодействия сердца, ума (духа НИН) и Тайдзюцу (ДЗЮЦУ тела) мы развиваем нашу индивидуальную личность и благодаря этому становимся частью нашего искусства. Ниндзютсу – это не только просто техника самообороны. Ниндзютсу – это исскуство, которое развивает человеческое существо в человеческое существо.

Костас Канакис (Kostas Kanakis)
Германия – 8-й дан

Ягю Синкагэ-рю

(Школа “Новое кагэ клана Ягю”)

Школа Синкагэ развилась на базе школы Кагэ-рю, основанной Аису Хисатада (1452-1538). Создателем считается Камиидзуми Хидэцуна (1508?-1588), который “заимствовал некоторые тонкости” Кагэ-рю, и предложил трактовку кагэ как предпочтение пассивного состояния активному и агрессивному. В небольшом эссе он утверждает, что цель этой школы “ввести ряд приемов, которые используются в зависимости от действий противника и в ответ на них, подобно тому, как управляют парусом, следя за ветром, и выпускают сокола, завидев кролика”.

Согласно легенде, Ягю Мунэёси был самым выдающимся мастером меча в районе Киото. Он хотел схватиться с Хидэцуной, но тот выставил против него своего ученика, Тоёгоро. Тоёгоро с легкостью нанес Мунэёси три поражения подряд. Затем против него вышел Хидэцуна, и с легкостью отобрал меч. Хидэцуна так же трижды победил Мунэёси. Убедившись в превосходстве мастерства Хидэцуны, Мунэёси тут же попросился к нему в ученики и предложил ему лошадь, два жбана вина, пять тюков морской травы и бочку отборного риса. Хидэцуна оставался с семьей Ягю в течении всей следующей зимы. Уезжая, он велел Мунэёси самостоятельно осваивать технику муто – “без меча” (искусство завладения мечом противника, не имея своего собственного). Мунэёси с готовностью выполнил задание учителя, и когда через год Хидэцуна вернулся, продемонстрировал мастерство. Просмотрев серию поединков муто, Хидэцуна был потрясен, и вручил Мунэёси диплом мастера меча.

В 1594 году земли семьи Ягю (имевшие стратегическое значение) были конфискованы правительством Тоётоми Хидэёси, и ее состояние начало таять. Поэтому Мунэёси присоединился к Токугаве Иэясу. Услуги, оказанные Токугаве Мунэнори (пятым сыном Мунэёси) во время сражения при Сэкигахара (1600), оказались настолько значительными, что новый правитель вернул семье Ягю ее земли, а Мунэнори получил должность наставника в искусстве боя на мечах при Хидэтада, втором сёгуне Токугава.

Последующее возвышение Мунэнори было непрерывным. В 1615 году, во время летнего похода на Осаку, он прославился как телохранитель, убив семерых из специального штурмового отряда вражеских воинов, проникших близко к лагерю Хидэтада. В 1623 году он был назначен наставником в искусстве боя на мечах к Иэмицу, третьему сёгуну Токугава. В 1623 году он получил должность о-мэцукэ – начальника тайной полиции. В том же году он завершил свой трактат об искусстве боя на мечах – “Хэйхо Кадэн Сё”. В 1636 году он стал даймё. Умер Ягю Мунэнори в 1646 году.

Ягю Мицуёси (1607-1650), сын Мунэнори, также был крупным мастером фехтования. В своем трактате “Цуки-но Сё” (“Заметки о луне”) он написал: “Меч школы Синкагэ – не клинок ян, но клинок инь; он не предполагает какой-либо позиции, его позиция – в отсутствии позиции. Позиция школы Синкагэ – содержать действия в ответ на движение противника. Цель этой школы – ни рубить, ни парировать, ни побеждать, ни проигрывать”.

Каковы Ваши три ЖЕЛАНИЯ?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Вернуться наверх