Урок №08. Кэндзюцу
Урок №08
04 Раздел “Кобудзюцу — фехтовальная техника”. Урок 04. Кэндзюцу — “фехтование катаной”.
Перед практикой с мечом ВСЕГДА совершайте обряд активации меча, поклон Учителю и Мастерам из прошлого, давших нам данную технику. Начнём рассмотрение одной из стратегий японского кэн-дзюцу.
1-е Кадзё (ката) кендзюцу (тати-дзюцу): Ицуцу-но тачи (Меч пяти форм).
Ката состоит из 5 этапов (волн) и 27 элементов. Выполнение:
? | Иллюстрация | Роль Учителя | Роль ученика |
1 | 0 | Сэйган-но камаэ. Дзансин. | Сэйган-но камаэ. Дзансин. |
2 | ич | 1. Шаг левой ногой. | 2. Отшаг правой. (Держите дистанцию иссокуито-но маай |
3 | ни | 1. Шаг правой | 2. Ещё шаг назад левой |
4 | 1. Плавный отшаг в Ин-но камаэ | 2. Пауза на два счёта | |
5 | сан | Ожидание | 1. На месте Маки-ути в локоть противника |
6 | си | Ожидание | 1. Ещё раз маки-ути с киай “Ип!” |
7 | го | 2. Держа меч в Ин-но камаэ, сделать небольшой шаг назад | 1. Далее без паузы перейти в атаку: шаг левой вперед с направленным вперед мечом (сейган) |
8 | го | 2. Ещё полный шаг правой назад, оставаясь в ин-но камаэ | 1. Ещё шаг-выпад правой ногой с уколом в сердце с киай “Ип!” |
9 | року | 2. Разворот бедрами в сторону атаки, можно с отшагом правой вправо назад с контролем меча по диагонали (острие смотрит с лицо противника) | 1. Подтянуть левую ногу вперед к правой с одновременным замахом маки-ути с выпадом правой ногой выполнить рубящий удар в левый локоть (хидзи) |
10 | сити | 1. Из “защиты” сразу перейти в атаку: уколоть (цуки) в правое бедро без подшага | 2. Резко опуская меч (гэдан-но камаэ) для защиты ноги, сделать отшаг назад обеими ногами |
11 | хати | 1. Развитие контратаки: шаг правой с маки-ути по голове (тати-вари) | 2. С шагом правой ногой вправо чуть вперед (с сохранением маай для последующего удара) удар снизу-вверх с перекрестными запястьями (ко-гасуми) |
12 | 1. Обводя клинок сверху справа, нанести удар ёко-учи в до (рё-курума) | 2. Резкий шаг левой назад в миги-дзёдан (уход с линии атаки) | |
13 | кю | 2. Принять удар по мечу | 1. Мгновенный удар по мечу рядом с рукояткой (имитация нанесения удара-учи по запястью – котэ) |
14 | дзю | 2. Отшаг в хидари дзёдан | 1. Убрать кончик своего меча с чужого лезвия вниз в гэдан. Сделать левый круговой удар снизу вверх (о-гасуми) по предплечью противника. |
15 | ич | 1. Одновременно с уклонением (таи-сабаки) от предыдущего удара ученика, удар по правому запястью-котэ (в форме бьётся в боккэн). | 2. Шаг правой назад, меч вниз, контролируя рукоять за правой кистью большим пальцем левой руки (гяку гэдан-но камаэ). |
16 | Пауза на 2 счёта | Дзансин | |
17 | ни | 1. Выпад правой с маки-ути. Сразу после удара (промаха) резко опустить меч в гэдан для более легкого перевода в следующую технику тэ-ура. | 2. Резкий уход влево на 90 градусов с замахом маки-ути. |
18 | ни | 2. Контроль тэ-ура с небольшим отшагом левой влево. | 1. С небольшим подшагом правой и выпрямлением корпуса удар маки-ути мэн. |
19 | сан | 2. Подтянув, убирая из под удара, правую ногу к левой, замахнуться в дзёдан. | 1. Встретившись с блоком, легко перевести меч вниз с опусканием в сувари (на колени), нанести удар во внутреннюю часть правого бедра. |
20 | си | 1. С шагом левой удар-кири по голове (мэн). | 2. Резкий отшаг правой ноги вправо с поднятием меча лезвием вверх (защита или подрез запястья атакующего) на уровне своего виска с опиранием обуха левой рукой (тори – ворота). |
21 | го | 2. Подняв рукоятку и опустив лезвие вниз сделать блок До-уке от удара (имитация нанесения удара по запястью – котэ). | 1. Подняв левое колено держа руки в исходном положении сместить меч учителя в пустоту слева от себя. Сделать круговой замах над головой с одновременным переходом на двухручный захват и разворотом тела и шагом левой против часовой. Сделать удар в До (меч параллельно полу). |
22 | року | 2. С отшагом правой назад отвести-Укэнагаси меч противника вправо. (Меч направлен в лицо нападающего. Держите руки в каркасе). | 1. С выпадом левой вперед-влево обойти, смещая меч противника по траектории: снизу-вверх-вправо, сделать режущий удар в шею слева – маробаси куби цуки. |
23 | сити | Отшаг в ин-но камаэ. | Отшаг в ин-но камаэ. |
24 | хати | 1. С выпадом правой удар по шее справа – йоко куби ути. Отпустив меч, отдернуть правую руку к себе, согнув в локте. | 2. С отшагом левой в сторону с траекторией: сверху-вниз-справа-налево удар по запястью снизу – агэ содэсури ути. |
25 | кю | 2. Меч отлетает влево | 1. “Ударом” (хараи) сбить меч противника в сторону с последующим переходом в Хидари Дзёдан |
26 | дзю | 2. Отшаг | 1. С выпадом правой удар кэса с обрушением всем телом и на обеих ногах. “То-о!” |
27 | 1. Взять рукоятку второй рукой, обведя снизу, дотронуться до меча ученика справа. | 2. После касания меча, опуститься на леввое колено и затем встать. |
В дальнейшем дополним таблицу фотографиями. Особенности кадзё: здесь используются почти все базовые стойки, удары.
Задача 1: Определите используемые атаки, камаэ.
Задача 2: Определите пять волн.
Обучение в Катори Синто Рю составлено как ряд парных ката: последовательных атак и защит, имитирующих реальный поединок между учителем (уке дачи) и учеником (кири коми или учи коми). Названия “учитель” и “ученик” не случайны: учить новое ката начинают обычно в роли ученика со знающим учителем. Квалификация учителя существенно выше. При этом очень интересно, что по ходу ката всегда побеждает УЧЕНИК. Работа ученика строится по принципу: уход от удара — ответный удар в открытую зону. В нелегкую задачу учителя входит (на начальном уровне) уход от удара, обеспечение этой самой открытой зоны и нужной дистанции. Изменения исполнения с ростом уровня относятся в основном к учительской роли. Меняется также понимание и принципиальный подход: если сначала роль учителя — это просто бегание от ударов, то на высоком уровне движение ухода предусматривает одновременную контратаку (которую не делают, но очень хорошо себе предствляют независимо от того, какое оружие в руках у ученика). Получается, что ученик побеждает с внешней стороны, и учитель его учит, держа при этом под контролем, и мысленно проводит контратаки, таким образом даже при очень разном уровне подготовки двух партнеров оба получат пользу и будут довольны.
1-я форма Катори Синто рю
Омотэ-но тачи: Ицуцу-но тачи. На видео додзё ветви Сугино-сэнсэя, Япония
Уточнения по технике можно получать:
– дистанционно в vkontakte в нашей группе
– в рамках обучения в нашей Школе – на татами
– периодически на семинарах, а также на Открытых Уроках Академии.
После практики с мечом совершите обряд успокоения меча, благодарности Учителю и Мастерам из прошлого, а также партнёрам.