Урок №14. Кэндзюцу
Урок №14
04 Раздел “Кобудзюцу — фехтовальная техника”. Урок 06. Кэндзюцу — “фехтование катаной”.
Продожим знакомство с одной из стратегий японского кэн-дзюцу.
Перед практикой с мечом ВСЕГДА совершайте обряд активации меча, поклон Учителю и Мастерам из прошлого, давших нам данную технику.
2-е Кадзё (ката) кендзюцу (тати-дзюцу): Нанацу-но тачи (Меч семи форм). Ката состоит из 7 этапов (волн) и 24 элемента.
Выполнение:
№ | Иллюстрация | Роль Учителя | Роль ученика |
1 | 0 | Из Сэйган в (хидари) ся-но камаэ | Из Сэйган в (хидари) ся-но камаэ |
Первый | Этап | Боя | |
2 | ич | Маки-ути мэн с отходом левой (кончик меча соприкасается острием справа от меча противника) | Маки-ути мэн с выпадом правой (кончик меча соприкасается острием справа от меча противника) |
3 | ни | Правую к левой с замахом Дзёдан. Отшаг правой с имитацией удара по запястью (меч справа горизонтален и параллелен мечу противника) | Провести кончик снизу влево, плавно проворачивая лезвие против часовой стрелки на 90, и чуть подав клинок в сторону горла, меч вверх (поднимая верикально), боковой замах справа, удар До с выпадом левой вперед и левее правой |
4 | сан | Левую к левой с замахом Дзёдан. Отшаг левой с имитацией Котэ (мечи параллельны) | Поднять своим мечом меч противника (также – подведя и развернув клинок), опять боковой замах справа, удар До, но с выпадом правой. |
Второй | Этап | Боя | |
5 | си | Вперёд с Дзёдан, удар по мечу. | Поднять своим мечом меч противника, боковой замах справа, удар До с отступлением правой. |
6 | го | Вперёд с Дзёдан, удар по мечу. | Поднять своим мечом меч противника, боковой замах справа, удар До с отступлением левой. |
Третий | Этап | Боя | |
7 | року | Держа меч в ин-но камаэ, сделать небольшой шаг назад | После маки-ути без паузы перейти в атаку: шаг левой вперед с направленным вперед мечом (сейган) |
8 | сити | Ти дори (правая ступня по часовой на 45, левая – против часовой) с круговым разворотом кончика меча против часовой и блоком. Отшаг в Гэдан. | Резко поднять кончик меча и ударить сверху по правому запястью противника |
9 | хати | Опять блок (чуть выше) с тидори | Маки-ути по правому предплечью с подводом-выпадом правой или легким подшагом |
10 | кю | Отход в Дзёдан | О-гасуми по руке с выпадом левой вправо-вперед и подворотом на носках, т.е. тидори (начинается как в Ицуцу) |
11 | дзю | Удар сверху вниз по запястью с тидори | Отшаг в Гякугэдан (продолжается как в Ицуцу) |
12 | ич | Резкий отскок обеими в гэдан назад и влево по диоганали | Уход левой влево в Маки-ути и выпад правой с ударом Мэн (заканчивается как в Ицуцу) |
13 | ни | Блок, остриё вниз вправо (запястье не перекрещивать – похоже Тэура, только по диогонали) с отходом правой | Ёко До ути – поднять меч рукоятью к левому виску остриём вперёд и разворачиваясь телом с выпадом левой рубить по правому бедру |
Четвёртый | Этап | Боя | |
14 | сан | Отход в Хидари Дзёдан | Отход правой в Син-но камаэ |
15 | си | Шаг правой, удар До | Выпад правой, меч остриём вверх, затем резкий отход левой (смена ног) и блок справа налево вниз (обязательно ударить по плоскости лезвия рядом с руками противника) |
Пятый | Этап | Боя | |
16 | го | Ждать, пока противник упрётся. Отшаг правой в Хидари Гэдан (меч сам соскальзывает вниз) | Опустить голову, прижаться лбом к рукоятке – окати дати. Шаг левой вбок и чуть вперед с толчком меча в правуб ногу (лезвие не разворачивать вверх) и отбросом меча противника вертикально вверх (точка приложения силы должна быть рядом с рукояткой меча противника. Затем удар сверху вниз ( в ката по мечу возле рукоятки, в бою – котэ) |
17 | року | Отшаг левой в миги гэдан | Маки-ути с выпадом правой |
18 | сити | Контроль тэ-ура с легким отшагом левой влево. | С небольшим подшагом правой и выпрямлением корпуса удар маки-ути мэн. |
19 | хати | ПОтшаг правой и блок, остриё вправо вверх | Ёко мэн по шее с выпадом левой |
Шестой | Этап | Боя | |
20 | кю | Отшаг в Ин-но камаэ | Отшаг в Ин-но камаэ |
21 | дзю | Выпад правой с рубкой по шее. Отдернуть правую руку к себе, когда противник наносит удар по ней. | С отшагом левой в сторону с траекторией: сверху-вниз-справо-налево удар по запястью снизу. |
Седьмой | Этап | Боя | |
22 | ич | Меч отлетает влево и назад | Ударом сбить меч противника в сторону с последующим входом в Хидари Дзёдан (конец как в Ицуцу) |
23 | ни | Отшаг обеими с опусканием правой руки | Кэса с выпадом правой (конец как в Ицуцу) |
24 | сан | Взять рукоятку второй рукой, обведя снизу, дотронуться до меча ученика справа. | После касания меча, опуститься на правое колено и затем встать. |
Особенности кадзё: в этом ката используются семь форм стоек, ударов и защит.
Задача: Определите используемые атаки, защиты, камаэ.
Уточнения по технике можно получать:
– дистанционно в vkontakte в нашей группе
– в рамках обучения в нашей Школе – на татами
– периодически на семинарах, а также на Открытых Уроках Академии.
2-я форма Катори Синто рю (Омотэ-но тачи: Нанацу-но тачи)
2-я форма Катори Синто рю
(Омотэ-но тачи: Нанацу-но тачи)
После практики с мечом совершите обряд успокоения меча, благодарности Учителю и Мастерам из прошлого, а также партнёрам.