Восемь уровней тренинга с оружием
В кобудо, как и в любом другом боевом искусстве существуют восемь составляющих. Это последовательно сменяющие друг друга ступени совершенствования, поэтому их можно назвать уровнями. В каждом из стилей единоборств существует своя техника, но все они используют единые методы и базовую концепцию.
Все эти уровни важны именно в своей последовательности, любое «перепрыгивание» через ступень, форсирование событий может оказаться причиной травмы и затормозить развитие мастерства.
1. Кихон
«Кихон» означает «основы», «базовая техника», «база». И что же он представляет собой? Это основание, на нём строится вся техника кобудо. В себя кихон включает различные варианты поклонов, положение «ки-о-цукэ» («внимание») сидя и стоя, упражнения разминки, специальные методы по укреплению организма, упражнения на координацию, растяжку, способы удержания оружия и складывания «ги» (тренировочной одежды) и т.п. Если пропустить этот уровень или даже просто плохо проработать «базу», то ничего хорошего в дальнейшем не получится, вся техника останется некачественной, Ваше умение напрямую зависит от степени усвоения основ. Тот, например, кто «коряво» кланяется, тот показывает своё недостаточное внимание и несоответствующее отношение к предмету, а следовательно и плохое умение сражаться.
2. Ходзё-ундо
«Ходзё-ундо» означает «вспомогательные упражнения». Это простейшие движения из ката, основные действия с оружием и своим телом, которые включают в себя: стойки (по-японски тати-ката), удары (кихон-ути) и блоки (кихон-укэ). Ходзё-ундо – вторая ступень мастерства, не менее важная, чем первая.
3. Ходзё-ундо-бункай
«Бункай» переводится в данном случае как «анализ движений», то есть выполнение приёмов в паре с партнёром. Таким образом, занимающийся может усвоить принципы, по которым работают техники в реальной ситуации, и учится вовремя реагировать на атаку, своевременно отвечать и чувствовать дистанцию (маай).
4. Ката
В переводе означает «форма». Это связки защит и контратак в передвижении, скомпонованные в строгой последовательности. Это позволяет твёрдо усвоить несколько отдельных наиболее важных выходов из той или иной ситуации.
5. Ката-бункай
Несколько более сложная вещь, чем ходзё-ундо-бункай, так как содержит более сложные и разнообразные комбинации. Ката-бункай может выполняться и против нескольких противников, поэтому занимающийся развивает не только чувство своевременности и дистанции, но и широту охвата пространства, и тактику преодоления нападения нескольких.
6. Якусоку-кумитэ
«Якусоку» означает «оговорённый», а «кумитэ» – спарринг. Это подготовительный бой, в котором занимающиеся знают, кто атакует, а кто защищается, какой удар наносит нападающий. Защищающийся имеет право выбора контратаки. Якусоку-кумитэ может быть и иппон-кумитэ (то есть на один шаг, одну атаку), нихон (два шага), самбон (три) или более. Укэтэ (защищающийся) использует весь свой арсенал, полученный при изучении ходзё-ундо, кихон и ката.
7. Дзию-кумитэ
«Дзию» переводится как «свободный», но это не означает, что в данном случае партнёры вольны делать всё, что хотят. Нет, это далеко не так, так как существует ещё множество ограничений. Это только один шаг вперёд по сравнению с якусоку-кумитэ. Защищающийся не знает, каким приёмом будет атаковать сэмэтэ («нападающий»). Это – главное условие. Данный вид редко практикуют из-за высокого риска пораниться.
8. Дзиссэн
А это уже – реальный бой, каким бы он ни был: уличный или на поле боя. Это высшая стадия проявления мастерства в кобудо. Это своеобразный экзамен для каждого занимающегося, тренировавшегося, фактически, в «тепличных» условиях спортивного зала. Конечно, никогда нельзя знать заранее, придётся ли когда-либо использовать свои навыки на деле, но всё же… Мы должны заниматься серьёзно, ведь когда-нибудь Вам придётся отстаивать свои жизнь и честь, а также жизни своих близких.
Чем выше уровень тренировок, тем выше риск травмироваться. Ограничения, существующие на каждом этапе, для того и существуют, чтобы предотвратить эту опасность. Разница между седьмым и восьмым уровнями очень велика. Последний уровень – ситуация реального боя, а человек может не быть к ней готов…
Мэри Болдз, публикация в журнале “Bugeisha”
Кратко о Дзюцу и До
На старом поле битвы, где люди находились в постоянной опасности, дали свои всходы различные стили единоборств. Те из них, которые выжили, стали известны как Буджитсу (Bujitsu). Бесспорно, наиболее удачным из них следует признать Джиуджитсу (Jujitsu), которое включало в основном различные техники рукопашного боя (без применения оружия) как против невооруженных, так и против хорошо вооруженных противников. Знание этих техник хранилось в строжайшей тайне, и они преподавались лишь ограниченному числу людей. Причины такой секретности проистекали из того, что в настоящей схватке было бы весьма желательно, чтобы противник не знал ваших движений. Кроме того, существовало множество школ, в то время как ни одна из них не владела знанием всех существующих техник, и это также было следствием секретности. После периода Гражданской Войны Буджитсу (Bujutsu) превратилось в Будо (Budo). Это произошло потому, что в мирное время отпала необходимость в поединках по смертельному сценарию Буджитсу. Будо делает акцент в большей степени на духовности, нежели на смертельной схватке. Адепты Будо укрепляют свои дух и тело, в то время как изучение боевых техник необходимо для самозащиты.
Айкидо
Айкидо устанавливает свое происхождение от Дайторю Айкиджиуджитсу (Daito ryu Aikijujitsu), основание которого приписывается Сабуро Йошимитсу (Shinra Saburo Yoshimitsu). Он передал этот стиль клану Минамото, после чего тот превратился в боевой стиль клана Айцу (Aizu clan). Основатель Айкидо Морихей Уэсиба (Morihei Ueshiba) перенял Дайторю Айкиджиуджитсу от Сокаку Такэда (Sokaku Takeda), который оживил и преобразовал этот стиль в период Мейдзи. Позднее Уэсиба переработал его в свой собственный стиль, включив некоторые старые виды Джиуджитсу: Синкагерю, Ягюрю, Киторю (Shinkage ryu, Yagyu ryu, Kiio ryu) и некоторые другие. В конце концов, он сформировал Айкидо (Aikido), метод тренировки, имеющий сильные духовные связи с Синтоизмом.
Дзюдо
В тот же период Дзигоро Кано (Jigoro Kano) основал Кодокан Дзюдо (Kodokan Judo). Кано изучал старые стили Джиуджитсу (Ju-jutsu), такие как Тендзин Синъорю (Tenjin Sinyoryu), Киторю и другие и положил их в основу Принципа Дзюдо воплощенного в его стиле Кодокан Дзюдо. Кано-сенсей развивал свой стиль, используя в основном техники Джиуджитсу, которые включали захваты противников за различные части одежды, а именно за рукава или отвороты рубахи. Осталась незатронутой целая область техник Джиуджитсу, которые он не включил в свое Дзюдо Рандори (Judo Randori): это техники Атеми (Atemi) – ударов, а также техники Кансетсу (Kansetsu) – захватов. Однако эти техники, включающие наиболее эффективные приемы Джиуджитсу, Кано-сенсей был совсем не склонен сбрасывать со счета. Его изнуряли мысли о том, как включить их в систему Кодокан. В конце концов, он сказал, что не может придумать безопасного способа их использования в Дзюдо Рандори, и добавил, что, кроме прочего, судить на соревнованиях, где используются эти техники, гораздо сложнее.
Хапкидо
Чой Ёнсоль в 1919 году в возрасте 15 лет приехал в Японию, на северный остров Хоккайдо, и поступил там в ученики к знаменитому мастеру айки-дзюцу Дайто-рю по имени Такэда Сокаку. Такэда, хотя и являлся потрясающим бойцом, и принадлежал к древнему знатному роду, был беден. Поэтому он зарабатывал на жизнь преподаванием и проведением семинаров. Занятия у мастера Такеда стоили дорого и тренировки были очень тяжёлыми. Но он не имел предрассудков в отношении людей другой национальности, а потому честно учил молодого корейца, хорошо платившего за обучение (Ён Соль был сыном богатого рыбопромышленника). Вернувшись на родину, он начал преподавать свою систему, представлявшую синтез айки-дзюцу Дайто-рю с традиционными корейскими приемами боя ногами.
Такэда Сокаку считал, что удары ногами в реальном бою слишком рискованны и малоэффективны. Ученик не мог перечить своему наставнику, но Чой Ёнсоль был уверен в первом (в технике ног), но не забывал и о втором: именно за искусством захвата с последующим броском или болевым замком он приехал к суровому японскому мастеру.
«Хапкидо» (кор. «Хап» — значит соединять, объединять; «Ки» — энергия, или сила; «До» — путь) – все вместе обозначает путь соединенных ударов ногами и захватов руками, путь соединения своей силы с силой противника, путь слияния энергии тела с энергией Вселенной. Иероглифы, обозначающие эти три слова, те же самые, которые составляют название всемирно известного японского «айкидо».
Подобно айкидо хапкидо — не соревновательный вид боевого искусства. Поэтому его демонстрация проводится в виде показательных выступлений.
Чхве Ёнсоль попытался создать универсальное общекорейское боевое искусство. И если тхэквондо, окончательно сформировавшееся на несколько лет позже, стало распространяться вширь (при активной поддержке и финансировании государства), то хапкидо на корейской земле пошло вглубь. Как и во многих других видах боевых искусств, единой организационной структуры хапкидо не существует.
10-я заповедь хапкидо, гласит: Практикуя хапкидо, уважай все другие боевые искусства.
Кэндо
Кэндо (яп., «путь меча») — современное фехтовальное искусство, ведущее свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом – кэндзюцу.
В 1945 году, после поражения Японии во Второй мировой войне, кэндо, как и другие боевые искусства, было запрещено, но в 1950 оно стало видом спорта. В 1975 году Всеяпонская Федерация Кэндо определила цель кэндо как «совершенствование характера человека через применение принципов меча».
И т.д.
Такума Хиса
Такума Хиса был капитаном клуба сумо в Коммерческом Колледже Кобэ (ныне Университет Кобэ). В 1927 году он пришел на работу в центральный офис газеты «Асахи Ньюс» по протекции своего старшего приятеля по университету, Мицудзиро Исии, а в 1934 году занял ответственный пост директора по общим вопросам «Асахи Ньюс» в Осаке. Не без помощи Исии Хиса пригласил Морихея Уэсибу перебраться из Токио в Осаку и стать учителем айкидзюцу в штаб-квартире «Асахи Ньюс». В 1936 году, после приезда в Осаку Сосаку Такэда, он начал тренироваться под его началом. В 1939 Сокаку присвоил Хиса степень менкьё кайден по Дайто-рю айкидзюцу, и тот стал одним из всего лишь двух учеников, получивших подобное удостоверение из рук самого Сокаку. В 1959 году Сокаку основал клуб айкидо Кансай. В 1961 году он перебрался в Токио, где и прожил свои последние годы после инсульта.
Мы взяли это интервью у Такума Хиса 14-го апреля 1979 года в его доме в Ниси Огикубо, Токио. Поскольку вскоре после него г-н Хиса отошел в мир иной, мы дополнили материал интервью короткой выдержкой его рукописи, одной из нескольких, ходивших по рукам, «От айкидзюцу к айкидо». Нам бы также хотелось поблагодарить за доброту и поддержку Хакару Мори, директора Такумакай, который дважды общался с нами, в 1990 и 1993. При нашей первой встрече с нами был Кацуюки Кондо, соке дайри Дайто-рю Айкидзюцу. Получившаяся в результате компиляция двух этих встреч легла в основу второй части интервью с Такума Хиса.
Не могли бы Вы рассказать, когда впервые стали изучать айкидзюцу под руководством сэнсэя Уэсибы?
Газеты должны отражать то общество, в котором они существуют. В те дни было много так называемых политических альянсов, и когда эти группы делали вещи, которые выходили за рамки, газеты их критиковали. В ответ лоббисты этих групп иногда делались жестокими. Произошло несколько инцидентов, во время которых они просто брали и поджигали офисы издательств. Поэтому газетам нужно было как-то себя защищать. В качестве превентивных мер мы, в частности, натягивали электрическую проволоку под напряжением. В 1932 году я усилил службу безопасности в токийском головном офисе «Асахи Ньюс». За свою работу и невзирая на мою молодость, я получил повышение по службе и переехал в осакский офис.
Затем главный человек в Токио, г-н Мицудзиро Исии, председатель Общества Физического Образования, познакомил меня с сэнсэем Уэсибой и сказал, что я должен учиться у него. Так что мне фактически приказали учиться, и компания за это платила.
Как долго вы учились у сэнсэя Уэсибы?
Сэнсэй Уэсиба приехал в Осаку где-то в 1933, и мы учились у него года три. Он преподавал нам поначалу сувариваза (технике сидя), затем ханми хандати (защите сидя от стоящего противника) и тативаза (технике стоя). Тогда я был молод и очень занят, а потому каждое утро вставал часов в пять и практиковался часа два-три. После каждой тренировки мы фотографировали все приемы.
Эти фотографии были собраны в книге «Содэн». Кто их делал?
Сами. Мы же были издательством, так что средства у нас имелись. Мы и фильм сняли.
Это были фотографии самого сэнсэя Уэсибы или его учеников?
Учеников.
Помните чьи-нибудь имена?
Да, припоминаю. Среди них были Ёситэру Ёсимура, Куниёси Кавазоэ и Хэйзабуро Накацу. «Содэн» существует в одиннадцати томах. Девять сделал я. Тома с первого по шестой содержат то, чему мы научились у сэнсэя Уэсибы, а остальные то, чему нас научил сэнсэй Такэда.
А сэнсэй Такэда знал о том, что студенты делают снимки?
Думаю, что нет. Но он мне как-то сказал: «Бон-сан (мальчик), я хочу, чтобы ты передал это будо будущим поколениям». Такова одна из причин, почему я сделал фотографические записи и снял фильм. В своем бюллетене, «Дайто-рю Айкибудо»*, старший мастер (Токимунэ Такэда) писал: «Я благодарен за эти записи Дайто-рю. Не сомневаюсь, что и моему отцу они тоже понравились бы».
В вашем распоряжении наверняка находится немало материалов!
Вот рукопись, которая называется «Каннагара но Будо». Она показывает приемы ареста для использования полицейскими. А вот эта называется «Техника самозащиты для женщин».
Вы имеете представление о том, что стало с фильмом, который вы сняли в Осаке?
Знать не знаю. У него даже названия не было. Для удобства мы называли его «Асахи-рю»**.
При каких обстоятельствах Сокаку Такэда приехал в Осаку?
Он внезапно объявился в приемной издательства «Асахи Ньюс» и заявил: «Слыхал, что вы тут изучаете айкидзюцу у Уэсибы. Я немногому его научил, так что если хотите учиться по-настоящему, я буду преподавать».
Вы хотите сказать, что Сокаку Такэда пришел в «Асахи Ньюс» сам и никто его не приглашал?
Да, сэнсэй просто-напросто подошел к главному входу со своей любимой палкой в руке. Прошел весь путь с Хоккайдо.
(Ниже приводятся выдержки из рукописи «От айкидзюцу к айкидо», где прибытию Сокаку сэнсэй Хиса уделил больше внимания).
В то время все сотрудники безопасности «Асахи Ньюс» были довольно крепкими ребятами, обладавшими по меньшей мере пятым данном в дзюдо и кэндо. Айкидзюцу тоже занимались с энтузиазмом, практиковались усердно и быстро прогрессировали. Они естественным образом впитали почти всю ту технику дзю-дзюцу, которой на протяжении двух лет учил их Уэсиба. Как раз когда мы пытались решить, что нам делать с этим багажом дальше, откуда ни возьмись появился дай сэнсэй Сокаку, без предупреждения и без приглашения. Был он щуплым, но глаза его были остры и горели, а за поясом он носил кинжал. Ходил он, позванивая железной палкой вроде посоха, которые носили горные аскеты.
Он крикнул: «Эй там! Позовите-ка директора по общим вопросам. Я учитель Морихея Уэсибы по айкидзюдзюцу и мое имя – Сокаку Такэда. Я слышал, что, несмотря на свою неопытность, Морихей преподает здесь Айкидзюдзюцу. Если в «Асахи Ньюс» у всех на виду обучают плохой технике, я считаю это важнейшим вопросом чести Дайто-рю. Вот я и пришел с Хаккайдо так быстро, как только смог». И, подняв над головой свой меч, категорически заявил: «Мы начинаем урок прямо сейчас!».
Разумеется, мы слышали от сэнсэя Уэсибы о том, что он изучал технику, известную как Дайто-рю айкидзюдзюцу у учителя по имени Сокаку Такэда, но нелегко было представить себе, что этот маленький старичок и есть тот учитель. Как бы то ни было, мы пригласили его пройти в додзо и обращались с ним вежливо. Постепенно мы узнали больше подробностей, а он продемонстрировал некоторые из приемов Дайто-рю айкидзюдзюцу на неслабых ребятах, тренировавшихся у сэнсэя Уэсибы. Сэнсэя Уэсибу всегда сопровождали три-четыре личных ученика, которых он использовал в качестве партнеров во время демонстраций. Однако вместе с сэнсэем Такэда не пришло ни одного ученика и он всегда показывал приемы на любом, кто осмеливался вызваться. В тот день с ним также никого не было, а потому на него один за другим нападали наши местные силачи. Он же запускал их в полет, как будто выкручивал руку новорожденным, и пригвождал настолько основательно, что они даже не успевали взмолиться о пощаде. Все были очарованы красотой техники Уэсибы, но в тот момент нас всех потрясла сильная техника этого старого мастера. Как Бэнкей***, давший обет верной службы Усивакамару, мы все сразу же поклонились в ноги Сэнсэю и попросили разрешения стать его учениками.
После этого Вы учились непосредственно у сэнсэя Такэды?
Сколько бы раз Сокаку сэнсэй ни говорил, что будет учить меня, я отказывался в это поверить. Это было невероятно. В то время я был директором по общим вопросам и руководил всеми этими крутыми парнями. Однако я не упомянул Такэде сэнсэю о своей должности и вместо этого расположился в заднем ряду. То, чему учил Сокаку, было несравненно грубее того, что преподавал нам Уэсиба, и я подумал: «Вот это по-настоящему». Однако уже было поздно подниматься и сообщать ему свое имя. Так что Такэда сэнсэй всегда обращался ко мне «Бон-сан», а не по имени.
Изучая Дайто-рю, Вы использовали оружия, такое как меч или шест?
Сэнсэй Уэсиба показывал что-то в этом роде, однако я никогда этому не учился, занимался только рукопашной техникой.
А у Сокаку Такэды сэнсэя?
У него я тоже перенимал только безоружную технику. Однако я параллельно получал инструкции по владению мечом айки и в нито-рю.
А Такэда сэнсэй когда-нибудь использовал меч или шест, обучая безоружной технике?
Он был особенно искусен во владении мечом. Как вы, должно быть, знаете, Реставрация Мэйдзи создала большое количество никому не нужных фехтовальщиков****, так что если они хотели заработать на пропитание, то им приходилось переходить на обучение единоборствам без оружия. Такэда сэнсэй был одним из них.
Как долго Вы учились у Такэда сэнсэя?
Года два или три. Он тоже спросил меня, сколько я учился у Уэсибы, и когда я ответил: «Три года», сказал: «Что ж, тогда ты можешь перепрыгнуть через начальные уровни, и я начну учить тебя со средних».
Год спустя Вы получили от Сокаку сэнсэя сертификат на преподавание. Довольно быстро, не правда ли?
Уверен, что произошло это потому, что я провел эти три года под руководством Уэсибы сэнсэя, развивая базовые навыки. Я проучился у Морихея сэнсэя три года, но так и не получил от него сертификата. Три или четыре года спустя Кэндзи Томита***** рекомендовал меня на получение ранга, сказав, что я лучших из всех айкидок, так что Уэсиба сэнсэй присвоил мне восьмой дан.
Сколько учеников занималось при Вас у Такэды сэнсэя?
Пять или шесть.
Как выглядело обучение?
Многого он не требовал. На то была система. Практикуясь, вы вписывали свое имя в регистрационную книгу и скрепляли печатью. Баснословных денег он за это не требовал. По сути такие вещи вообще мало его интересовали. Встречая с ним в Осаке, я водил его в более привилегированные рестораны, и он всегда настаивал на том, чтобы дать официантке чаевые. Он говорил: «Бон-сан, ты же не можешь использовать девушку просто так». Кроме того, он учил меня, приходя к кому-нибудь домой в гости, всегда держать в голове путь к отступлению. Он научил меня многому из того, что составляет путь воина.
Связывали ли какие-нибудь взаимоотношения Сокаку Такэда и Дзигоро Кано?
Где-то я слышал, что они оба родились в 1860 году. В свое время Такэда сэнсэй заметил, что Кано превращает дзю-дзюцу в до (путь). Сказал, что за этим в общем-то правильным занятием, он позабыл дзю-дзюцу старого стиля.
Примечания
* Полное название – «Дайто-рю Айкибудо Дэнсо Дзэн Дзюиккан Мокуроку», или «Записи приемов Дайто-рю айкибудо в одиннадцати томах». Серии фотографий сопровождались пояснительными текстами, записанными Хисой и основывавшимися на приемах, которые в то время преподавала и додзо «Асахи Ньюс» в Осаке. Назад…
** Был снят в Осаке в 1935 году. Фильм обнаружили в 1979 и дали новое название – «Айки Будо». Теперь он входил в первый том видео-серии «Морихей Уэсиба и айкидо», подготовленных «Айки Нюьс». Назад…
*** Бэнкей (? – 1189) в начале периода Камакура был монахом и преданным слугой знаменитого генерала Минамото но Ёсицунэ (1159-1189). Корни этой преданности лежат берут начало в состязании во владении нагинатой, когда Бэнкей бросил вызов юному Усивакамару (как звали в детстве Ёсицунэ) и проиграл ему. Назад…
**** А произошло это потому, что отмена феодальной системы оставила огромное количество самураев не у дел. Назад…
***** Начальник полиции Осаки, тренировавшийся у Морихея Уэсибы. Назад…
Интервью Стэнли Пранина
Сокаку Такэда и Морихей Уэсиба
В период реформы Мейдзи стиль Дайторю Акиджиуджтсу пережил второе рождение благодаря Сокаку Такэда. Он родился в 1860 в городе Айцу Сакашита в префектуре Фукусима. Он вырос среди людей, которые очень увлекал лсь Буджитсу. Будучи ребенком, он изучал Кэн-джитсу (Оно ha Itto ryu), Сумо, Со-джитсу, Бо-джитсу и другие. В 1873 он стал учеником Кенкичи Сакакибара (Kenkichi Sakakibara), который был мастером Син Синкагерю Кэн-джитсу ( Shin Shinkage ryu Kenjutsu). В 1880 Сокаку Такэда был посвящен в Дайторю Айкиджиуджитсу, которое в то время было секретной формой Джиуджитсу, практикуемой в клане Айцу и называемой Ошикиучи (Oshikiuchi). Его инициатором (посвящающим) был боец высшего ранга из клана Айцу, которого звали Чиканори Хошина (Chikanori Hoshina).
В 1897 по предложению Хошина Сокаку Такэда отправился в пешее путешествие через всю страну с тем, чтобы распространить этот вид Джиуджитсу. Согласно списку учеников, составленному Сокаку Такэда, у него было около 30.000 слушателей. Из них некоторые удостоились чести стать инструкторами. Одним из них был Морихей Уэсиба. Единственным учеником, который был признан достигшим уровня полного владения Айкиджиуджитсу, оказался Такума Хиса (Takuma Hisa). На сертификате полного мастерства, выданного Хиса, был список из семи ступеней базовых техник Айкиджиуджитсу, преподанных Сокаку Такэда. Ниже они приведены в английской транскрипции:
- Hyakujuhachi ka Jo Ura Omote
- Aiki no Jitsu Ura Omote
- Hiden Ogi Sanju ka Jo Ura Omote
- Daitoryu Hiden Nitoryu
- Aiki Hiden Goshinyonote Hachijuyon ka Jo Ura Omote
- Kaishaki Soden no koto Yonhyakunanaj urana
- Kaiden no koto Hachijuhachi ka Jo
Предполагается, что Морихей Уэсиба также был обучен большинству из них. Морихей Уэсиба встретил Сокаку Такэда в городе Энгару (Engaru) в Хоккайдо в 1916 и изучал Дайторю Айкиджиуджитсу под его началом. В 1917 он получил формальный инструктаж и сертификат по набору техник, озаглавленному как Хиден Оги-но Кото (Kiden Ogi no Koto). В 1923 в Аябэ (Ауаbе) он окончил инструктаж по еще одной серии техник, после чего был формально аттестован на сертификат по техникам Айкиджитсу Хиден Оги-но Кото (Aikijitsu Hiden Ogi no Koto) В результате 15 декабря 1923 он получил статус инструктора и разрешение преподавать Дайторю Айкиджитсу. Сертификат, или, скорее, официальное послание, дарующее право преподавания от Сокаку Такэда к Уэсиба выглядело примерно следующим образом:
“Инструктор Морихей Уэсиба.
Прежде, чем взять ученика в Дайторю Айкиджиуджитсу, ты должен убедиться, что у него не испорчен характер.
При обучении кого-либо Дайторю Айкиджиуджитсу тебе следует просить его внести в официальный список свое имя, возраст, адрес, место и время обучения, а также личную подпись.
За каждого ученика, которого ты будешь обучать Дайторю Айкиджиуджитсу, ты должен заплатить взнос суммой в три иены Сокаку Такэда.
15 сентября 1923.”
В официальном сертификате со списком техник указывается, что Уэсиба получил 22 урока Айкиджиуджитсу Хиден Оги-но Кото и овладел тремя первыми ступенями из сертификата полного мастерства, выданного Такума Хиса. К вящей точности следует отметить, что в то время вторая ступень называлась Сандзюкадзе (Sanjukajo) а третья – Сандзю Доку-ка Дзе (Sanju Doku ka Jo). В период между 20 марта и 7 апреля 1931 Уэсиба прошел инструктаж у Сокаку Такэда по техникам, относящимся к пятой ступени в городе Ушигоме Вакаматсу (Ushigome Wakamatsu). Таким образом, Уэсиба приобрел очень солидный багаж техник Дайторю Айкиджиуджитсу.
Шодокан Айкидо
Интервью с Морихиро Сайто сенсеем
В этом году (1996 г.) Сайто Сенсей отмечает 50-то летнюю годовщину занятий Айкидо. Он начал изучать Айкидо в 1946 г. Это стало началом его, более чем 23-х годичного обучения, в качестве ученика О-сенсея. О-сенсей покинул этот мир в 1969 году, умирая на руках Сайто Сенсея. Долгий период отношений учитель-ученик завершился. Ивама доджо и Айки Храм были оставлены на Сайто Сенсея. Их и Айкидо, которому основатель обучал в Иваме, Сайто Сенсей хранит и обучает, не только в Иваме, месте рождения Айкидо, но и по всему миру. Первостепенная задача Сайто Сенсея заключается в сохранении Айкидо в том виде, каким его передавал основатель и ни насколько не изменять его. В этом Сайто Сенсей является весьма уникальным, поскольку это стало обычной практикой учителей Айкидо – развивать свое собственное Айкидо. Сайто Сенсей продолжает обучать Айкидо основателя и оставляет след в Айкидо посредством серии книг и видеофильмов. Сегодня, когда Сайто Сенсей отмечает свое 50-тилетие в Айкидо, он также является Дай Семпаем в Хомбу Доджо.
В течение недели пребывания Сайто Сенсея в Дании мне представилась возможность взять у него интервью. Поскольку у меня накопилось несколько вопросов касательно истоков Айкидо, я воспользовался возможностью найти ответы. Сегодня Сайто Сенсей один из немногих кто сохранял прямую связь с основателем и один из немногих кто дает информацию из первых рук об Айкидо и его истоках.
Вопрос: Тренировался ли Сайто Сенсей в других видах Будо до занятий Айкидо?
Ответ: Да. Я занимался Кендо, Карате и немного Дзюдо.
В: Как Сайто Сенсей начал тренироваться в Айкидо?
О: Я услышал о таинственном человеке, практикующем неизвестный вид Будо и живущем неподалеку от моего дома. Это было в 1946 г. и я начал обучение под руководством основателя. Когда я начал тренировки в Айкидо, занятия были очень жесткими. В то время мы выполняли много Сувари ваза техник, даже если наши колени кровоточили, мы все равно продолжали тренировки! Мы выполняли Сувари ваза днем, а затем переходили к чему-либо еще, например, риотедори и делали это день за днем. Это то, как проводились тренировки в Иваме.
В: В то время когда Сайто Сенсей начал практику Айкидо, много ли было других учеников в доджо?
О: Да, было несколько учеников в то время. Тохей, Абе, Тонабе, Шиода уже тренировались, когда я начал. Тохей оставался с нами недолго и вскоре уехал, чтобы создать семью. Абе остался на год, а затем уехал во Францию. Танабе остался, но не надолго, так же как и Шиода, который уехал работать на прокатном стане, где и начал обучать Айкидо.
В: Кроме Сайто Сенсея, кто был учеником дольше всех? И как долго это длилось?
О: Не было других учеников! Особенно если вы имеете в виду обучавшихся долгое время, тех, кто оставался на год или больше. Большинство студентов оставались не боле 3-6 месяцев.
В: Кто из сегодняшних Сенсеев был учеником?
О: Если вы говорите о таких Сенсеях как Ямада, Тамуре, Тохей, Саотоме, Камаи, то все они являются учениками Кисшомару Уесиба. Они никогда не приезжали в Ивама и не практиковались у О-сенсея. Чиба сенсей однажды остался в Ивама на 3 месяца.
В: Кто обучал в Ивама в Токио, когда О-сенсей был в отъезде?
О: Когда Сенсея не было в Иваме, проведение тренировок возлагалось на меня. Я не знаю кто обучал в Хомбу доджо, когда О-сенсей по каким-либо причинам отсутствовал, так как я был в Ивама. Я редко приезжал в Хомбу доджо. В 1960-61 г. г. О-сенсей был полон сил и иногда ездил в Токио, чтобы обучать Айкидо, и тем не менее проходило не много времени, прежде чем ученики в Хомбу Додзе вызывали меня и просили забрать О-сенсея домой! О-сенсей доставлял им много хлопот, отчитывая их за то, что они не верно тренировались. В Ивама О-сенсей привык придерживаться собственных тренировок по утрам, и тогда я был единственным учеником, кто участвовал в них. В качестве платы за его особые тренировки я работал на ферме О-сенсея.
В: Где О-сенсей проводил больше времени, обучая, в Иваме или в Токио? И как это изменялось в 40-е, 50-е и 60-е годы?
О: Прежде всего, я хотел бы прояснить тот факт, что О-сенсей был человеком Ивамы. Именно здесь он хотел проводить свое время. В 40-е и 50-е годы он практически все свое время проводил в Иваме и иногда ездил в Токио. В 60-е годы О-сенсей чаще ездил в Токио, возможно, он проводил одинаковое время в Иваме и Токио (50/50). Тем не менее, когда О-сенсей заболел в Токио, он сам попросил меня забрать его домой.
Существовала разница между тем, как О-сенсей обучал в разных местах. О-сенсей не обучал оружию в Хомбу Додзе! Правильный Риай (связь между орудием и тайдзюцу) не преподавался в Хомбу Додзе, об этом лишь говорилось. О-сенсей обучал оружию и правильному Риай в Иваме. О-сенсей тренировался и учился по-настоящему сурово в Ивама. Развитие в Ивама заняло около 15-20 лет. Развитие началось в 1945 г. и завершилось где-то между 1960-65 г. Айкидо развилось во время этого периода в Иваме.
Я хотел бы сказать несколько слов о той лжи, что существует касательно О-сенсея и его Айкидо. К примеру, ложь о том, что в Айкидо нет оружия – это действительно злит меня! Я хочу, чтобы об истоках Айкидо была известна истина. Я отчасти сержусь на старания Хомбу Доджо скрыть тот факт, что О-сенсей был человеком Ивамы, и что в свое время Айкидо развивалось именно в Иваме.
Мэтс Александерсон