Айкидо и оружие

Айкидо и оружие: последнее слово?

Споры о том, включает ли Айкидо тренировки с оружием, это старая тема нашего журнала, по этому поводу, много раз выступали оппоненты с обеих сторон на страницах нашего журнала. Я наблюдал за этими дебатами не принимая в них участие и сейчас, хотел бы добавить несколько вещей, которых я не встречал где либо еще.

Во-первых, я думаю резонно начать с обзора позиции Морихэя Уэсибы на предмет оружия. Без детального рассмотрения исторической оценки этого предмета, позвольте мне привести несколько фактов. Так мы имеем документально подтверждённые факты, что в течении последних десяти лет, основное техническое влияния на Айкидо оказало Дайто-рю Айкидзюдзюцу. Учитель Уэсибы, Сокаку Такэда, был мастером фехтования и знатоком оружия, потратившим многие годы своего образования на изучение различных видов оружия. Такэда всего лишь внедрил оружие в технику дзю дзюцу, как наиважнейший компонент его обучения воинским искусствам в те годы, когда ношение меча было запрещено законом. Будзюцу Такэды было всесторонне естественным и никак не могло рассматриваться, как ограниченное единство техник дзюдзюцу. Техники Дайто-рю были построены на принципах меча.

Другой факт: с 1942 и до конца 1950 гг., Морихэй Уэсиба потратил очень много времени в своем деревенском додзе в Ивама, на эксперименты развития айкикэн и айкидзё. Один из его основных студентов, того периода, Морихиро Сайто, был первоучастником-очевидцем этого процесса наполнения знаний и усилий основателя прослеживаемого в айкидо Сайто-Сэнсэя сегодня. Один из критикующих голосов сегодня, против вышесказанного, звучит примерно таким образом: “О-Сэнсэй был просто любителем (поверхностным участником) в области оружия и никогда по настоящему не развивал эту часть тренировок в окончательном варианте, как тайдзюцу или технику пустых рук”. Проблема данного взгляда в том, что этот период времени занимает примерно двадцать лет. Возможно, что это достаточный промежуток времени для опытного мастера в воинских искусствах, как Уэсиба для интеграции знаний о своем теле через технику. Вспомните, также, что в начале 1937 основатель предпринял конкретные шаги для выставления себя самого, как мастера классического базового оружия Касима Синто-рю в своем Кобукан додзе. Его клятва на крови даже оказалась зарегистрированным рекордом этой школы.

Дальше больше, я хотел бы обратить внимание на то, что множество терминов Айкидо заимствовано из кэндзюцу. Такие слова, как тэгатана, сёмэн ути, екомэн ути и сихонагэ в чистом виде отражают основу знаний фехтования. Таким же образом, основная характеристика техники движения тела в айкидо, ириминагэ, базируется на “тычковом” (колющем) движении и входе с мечем. Существует факт, что полная концепция ирими или входа заимствована из техники меча.

Давайте будем честны: изучение и практика оружия было долгое время страстью основателя. Те, кто предлагают другие варианты, игнорируют историю Айкидо, либо преследуют политические цели.

Это, однако, исторический факт, что основатель запретил практику кэн и дзё в Айкикай Хомбу Додзе, включая группы Сайто-Сэнсэя. Теперь обнаруженный факт, о чем я хотел бы рассказать сегодня! Это был сюрприз, что нынешнее Хомбу Додзе опубликовало заявление – я ссылаюсь на опубликованные толкования в Додзе-тё Моритеру Уэсибы и 8-го дана Масатаке Фудзиты – что тренировка с оружием не является частью Айкидо?

Ответ на данный вопрос включает или нет тренировочный процесс в Айкидо тренировки с оружием зависит от определения авторитета, у которого вы консультируетесь. Нет универсально принятого соглашения о том, что же такое Айкидо, только техника или философия. Тем не менее, средний занимающийся, смотрит на своего обучающего инструктора, как на окончательного авторитета в изучаемом им предмете. Даже организация не может злоупотреблять этой точкой зрения. Так мы серьезно подошли к препятствиям, создаваемым группам, работающим с оружием, которые были продемонстрированы в последнее время много раз.

Как иллюстрацию, позвольте показать организацию Айкикай Хомбу изнутри – особенно тех, кто официально занимает позицию исключения тренировок с оружием – такие, хорошо известные мастера, как Сёдзи Нисио, Нобиоси Тамура, Казуо Тиба и Мицунари Канай и множество других, включают йайдо в свой курс обучения. Никто не пытается помешать им делать это.

Из этого я заключаю, все споры сводятся к семантической игре слов. Невозможно дать удовлетворяющий ответ на вопрос об оружии и Айкидо, который бы убедил всех. Все аргументы в мире о достоинствах или недостатках таких тренировок не смогут изменить данный факт. Те кто персонально обучают защищая тренировки с оружием, или те кто придерживаются окончательного вывода, что тренировки с оружием несущественное приложение к технике тайдзюцу, будут продолжать соответствовать своим пристрастиям. Те, кто убежден, что тренировка с оружием это вред или неподходящее, неуместное занятие для их прогресса в тайдзюцу, выбросят оружие все вместе и унаследуют предубеждения, оправдывающие их веру.

Последнее ли это слово по данному предмету? Я сомневаюсь в этом, но я надеюсь получить какие-либо новости в будущем для продолжения данного спора.

Стэнли Пранин (Генеральный редактор “Aiki Journal”)

Айкидо – современное воинское искусство!?

Традиционное Айкидо – БУДО – современный воинский Путь развития Тела и Духа. Оно было развито от традиционных воинских искусств O-сенсеем Морихеи Уесиба (родился 14 декабря 1883 г., умер 26 апреля 1969 г.), которые называются Айкидзюцу (дзюцу – яп., наука, искусство)..

Уесиба, рожденный в Taнабе (теперь префектура Вакаяма в Японии), постепенно стал одним из самых больших мастеров в военных искусствах его времени. На него особенно повлияло и вдохновило Дайто рю Айки джиу-джитсу мастера Сокаку Такеда. Это военное искусство стало технической основой Айкидо O-сенсея. Другое большое влияние на Уесибу было оказано человеком по имени Онисабуро Дегучи. Это был духовный лидер Oмото-кио, группы людей, занимающихся Синтоизмом. Именно через Oнисабуро и его духовное обучение O-сенсей нашел основу для развития “aiki”- создание гармонии между физическим и духовным в Айкидо и в жизни. Исходя из своего обширного опыта , O-сенсей создавал Budo, которое он наконец назвал Айкидо. Хотя Айкидо – недавно развитое военное искусство, это искусство, основанное на твердых, проверенных и испытанных принципах, как для техники без оружия, так и с оружием.

Айкидо прошло различные стадии после собственного развития Уесибы: от Дайто рю – базовой техники 1930-ых – к Айкидо, каким мы знаем его сегодня. Хонбу Доджо было основано в 1927 г. в Токио, но когда началась Вторая Мировая Война , Уесиба переехал в деревню Ивама, к северу от Токио в префектуре Ибараки. Он неоднократно говорил, что Ивама была местом, где его Айкидо было систематизировано и усовершенствовано.

И именно в Ивама Доджо он завершил создание и преподавал базовые и продвинутые формы техники с пустыми руками. Также это было единственное место, где Уесиба регулярно и систематически преподавал технику с оружием, которую он развил как неотъемлемую часть искусства Айкидо. Таким образом Айкидо О-сенсея состоит из трёх переплетающихся дисциплин: ken (меч), jo (палка) и taijutsu (техника без оружия).

“Aiki Journal”

Русская школа реального айкидзюцу

Сегодня мы поговорим с вами о простом АЙКИДО, реальном АЙКИДО, КИ-АЙКИДО, классическом АЙКИДЗЮЦУ и других схожих современных видах… физической культуры, а также о РЕАЛЬНОМ АЙКИДЗЮЦУ.

Как Вы думаете,

Айкидо — это современный вид физической культуры или реальное боевое искусство!?

Вы желаете швырять всех налево и направо, как это демонстрируют в большинстве школ айкидо и в фильмах Стивена Сигала!? При этом вы не хотите кого-либо бить и самому получать по лицу.

Так не бывает!!!

Или вы занимаетесь аэробной практикой, называя её БИ или вы практикуете реальное Боевое Искусство!

Другого не дано!

Также, перейдя по ссылке, советую читать:

Серию статей”Как выбрать Школу Боевого Искусства”

и АЙКИДЗЮЦУ и КЕНДЗЮЦУ – это РУССКИЙ СТИЛЬ БИ”.

Открыв глаза пошире и отрешившись от навязанных вам Социумом Мифов и Легенд и Иллюзий, вы обнаружите, что:

Айкидо – современный стиль духовного развития и физической культуры Японии, созданный Морихэй Уэсибой на базе айки-дзюцу.

Айки-дзюцу – раздел тай-дзюцу науки рукопашного боя, основанный на технике работы с оружием.

Тай-дзюцу – искусство рукопашного боя фехтовальщика временно находящегося без оружия.

Вы думаете, что знаете, что такое простое айкидо, киайкидо, реальное айкидо и айкидзюцу!?

Проверьте себя!

Айкидо работает большими круговыми движениями. Реальное Айкидзюцу короткими круговыми движениями.

В айкидо выполняют технику перемещаясь всем ровным телом. В реальном айкидзюцу технику выполняют двигая телом, иногда даже на месте или с более короткими передвижениями ног.

В айкидо выполняют технику Айки, подразумевая под этим гармоничное присоединение с равными скоростями, а реальном айкидзюцу в понятие АЙКИ входит перевод больших кругов в малые или даже точечные с КИАЙ.

В Киайкидо тренируют КИАЙ – сброс энергии Ки во время броска.

В реальном айкидзюцу сброс энергии КИАЙ практикуют не только во время броска, а и вовремя удара.

Поэтому реальное айкидзюцу можно было бы назвать КиАйКиДзюцу.

Что такое реальное айкидо!?

Так называемое реальное айкидо – просто айкидо определенного стиля, также как простое айкидо Ёсинкан, Айкикай и других школ.

Вы думаете раз нет отличия простого айкидо от реального айкидо значит нет отличия ПРОСТОГО АЙКИДЗЮЦУ от РЕАЛЬНОГО АЙКИДЗЮЦУ !?

Опять заблуждаетесь! Судите сами.

В простом айкидзюцу тренируют туже длинную бросковую технику, что и в айкидо. В простом айкидзюцу тренируют броски в основном от размашистых движений наподобие рубящих движений катаной.

Правда, бывает айкидзюцу с практикой длинных бросков от коротких ударов рук и ног, но это всего лишь экспериментальные школы ничего общего уже не имеющие с классическим айкидо и ничего общего ещё не имеющие с традиционным айкидзюцу.

В реальном айкидзюцу:

  1. практикуют короткую бросковую технику (подразумевая вместо броска ломание суставов).
  2. броски практикуются от коротких и быстрых ударов рук и ног.
  3. броски являются частью обучения реальной техники рукопашного боя и не являются основным способом защиты.
  4. в реальном бою броски выполняются только как тактический способ защиты.
  5. основным видом нападения и защиты является ударная техника рук и ног, а не броски, как это тренируют в айкидо и простом айкидзюцу.

Более того отметим, что в реальном айкидзюцу наиболее предпочтительным является не бросок, а контроль (кратковременное занятие центра, выведение из равновесия, загрузка) противника. Данное положение позволяет немедленно закончить инцидент ударом рук, ног или предмета, находящегося в руках. Таким образом, можно быть уверенным, что атак с данного направления больше не будет.

А также в реальном айкидзюцу при отработке бросков нападающий реально бьет не заботясь о защищающемся, а защищающийся не заботится о падениях укэ. В реальном айкидзюцу практикуют спаринги и соревнования с адептами других школ и стилей.

Как же Вам отличить простое айкидзюцу, от реального айкидзюцу!?

Да, очень просто!!!

Простое айкидзюцу тренируют по японским канонам и/или под руководством японских кураторов. Шаг влево, шаг вправо – ….

Реальное айкидзюцу преподают русские мастера ранее практиковавшие уже несколько десятков лет такие Боевые Искусства как контактное каратэ, боевое самбо, японо-китайское кэнпо, китайское ушу и другие виды рукопашного боя по-русски и уже никак НЕ СВЯЗЫВАЮЩИЕ себя с японцами, китайцами и японским простым айкидзюцу, не работающим в реальном рукопашном бое!!!

СТИЛЬ РУССКОГО РЕАЛЬНОГО АЙКИДЗЮЦУ

ПРЕДСТАВЛЕН ЕДИНОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ
РАБОТЫ С ОРУЖИЕМ, БЕЗ ОРУЖИЯ
И ПРОТИВ ВООРУЖЕННОГО НАПАДАЮЩЕГО.

В него входит практика следующих Предметов:

  • Гохо – “жесткая” техника работы без оружия, в т.ч. атэми-вадза – ударная техника рук и ног;
  • Кен-дзюцу – техника работы с оружием;
  • Дзю-дзюцу – “мягкая” техника работы без оружия, в т.ч. с применением«липких рук»;
  • Айки-но дзюцу – бросковая техника с применением Ки/Ци;
  • Айки-дзюдзюцу – короткая бросковая техника Ко-нагэ вадза в сочетании с ударами атэми;
  • Госин-ё-но-тэ – методы самообороны;
  • Хэйхо-дзюцу – искусство стратегии.

Техника и методика преподавания, имеющая схожие названия, коренным образом отличается от общеизвестной и практикуемой в других школах и направлениях.

Примечание:
К моменту завершения практики дэси (ученик) должен достичь уровняДзю – состояния в котором инстинктивно применяются техники, используя подсознательную реакцию. В дополнение отметим, что в Син Кагэ Муто рю наиболее предпочтительным является не бросок, а контроль (кратковременное занятие центра, выведение из равновесия, загрузка) противника. Данное положение позволяет немедленно закончить инцидент ударом рук, ног или предмета, находящегося в руках. Таким образом, можно быть уверенным, что атак с данного направления больше не будет. 
Знания техник и опыт айкидо, джиу-джицу, самбо, тхэквандо, дзюдо, кэмпо, каратэ, тайцзи, ушу и т.п., а также любых видов спорта облегчает усвоение материала. Правда, иногда легче учиться “с нуля” чем переучиваться.

Руководитель “Академия Кобудзюцу и Айкидзюцу
Мастер международного класса 6 Дан айкидзюцу и кобудзюцу 
Тимофеев В.И.

Фехтование в перчатках

Большинство историй бокса начинаются с имени легендарного англичанина Фигга, который считается первым чемпионом по боксу. Он удерживал титул чемпиона в течение 15 лет! – с 1719 по 1734 год.

В те времена бокс был больше похож на бои без правил. Там можно было бить руками, локтями, ногами. Были запрещены удары в пах, Укусы, удары головой. Бои, разумеется, велись без перчаток, весовых категорий и продолжались от 20 минут до 4 часов. Время боя не было разделено на раунды. Раунд считался законченным после падения одного из соперников. Матчи могли длиться от 30 до 70 раундов.. А в случае нокаута бойцу давали отдохнуть 3 минуты.

Но часто забывается, что Фигг был еще более известен в свое время как бесподобный фехтовальщик. Современники называли его «Великим знатоком темпа и дистанции», «Блестящим фехтовальщиком». Более того, в первую очередь он был известен как мастер фехтования на популярных в Англии палашах. Он был профессиональным бойцом, который дрался в трактирах за деньги на заточенном оружии, а также обучал фехтованию на палашах, шпагах, рапирах, дубинах, кинжалах и кулачному бою (боксу).

Вот что говорит капитан Годфри в своей книге «Трактат о полезной науке защиты», который сравнивает шпагу и палаш и показывает сходство между ними:

Годфри ссылается на то, что Фигг в основном занимался палашом, поскольку тщеславие нельзя так просто излечить рапирой, как палкой, ибо «палочный» довод очень селен и убедителен. И хотя человек может спорить, что не пропустил полновесный удар рапирой, если его свалит палка, он будет вынужден признать это и не скажет, что она лишь слегка его задела (Эгертон Кастл, «Школы и мастера фехтования»).

Фехтование в перчатках

Я привел этот пример к тому, что бокс многие годы сохраняет многие принципы и движения из фехтования. Например, встречка – это тот же contro tempo… Стойка чемпиона Джеймса Далтона 1872 во многом соответствует фехтовальной стойке с рапирой и кинжалом в стоккате. А вот еще рисунки:

Фехтование в перчатках

Фехтование в перчатках

Фехтование в перчатках

Более того, стойки с опущенными руками были нормой в боксе до середины 20-го века. Одна из возможных причин существования таких стоек в том, что тогда проходы в корпус еще играли роль и могли дать ощутимый результат на пути к победе.

Фехтование в перчатках

Затем совершенствование перчаток, профессионализация спорта, отчасти также и влияние техник Востока, набивка, как это ни парадоксально, существенно меняет бокс. Но и сегодня в нем можно заметить рапирные выпады и вольты.

Фехтование в перчатках

Думбадзе Сергей

Продолжение следует.

Ударная техника

Просматривая собственные записи, кажется 1978 года, когда редкие материалы по каратэ распространялись методам переписывания (как песни Высоцкого, книги Солженицына и много другое), обнаружил интересный материал.

Тогда на «мелочи» даже не обращали внимания либо неправильно практиковали – молодость…

«…Глава 6. «ШАГ». Пункт С. «Уклонение или Таи-сабаки».

В момент, когда каратэист уже убежден, что атака будет проведена успешно, их противник внезапно срывается с места и кисть или нога атакующего не встречает ничего на своем пути. Уклонение выполняется перемещением бедер или просто поворотом торса. Как только начинает надвигаться атака, одно из бедер совершает вращение назад, осью вращения служит другое, не движущееся бедро (или движущееся немного)…».

Потрясающе! Сегодня ЭТО не только осознается, а и выполняется, как описано в рукописи, только с ещё большими нюансами в исполнении…

Приведу несколько страниц из этой рукописи для сравнения техник китайского и японского «бокса» (те «у кого pзакончилась книжка» – могут воспользоваться моими старыми записями).

Как мы уже знаем, техника рукопашного (кулачного) боя в Японии появилась из Китая и как-то по-своему систематизировалась и развивалась. Посмотрим…

Приёмы каратэ.

Атаки или Тэ вадза – техника ударов рукой.

A. Цуки Ваза – техника прямой атаки рукой (8): 

  1. Гиаку цуки – удар прямой кистью,
  2. Ои цуки – удар прямой кистью при продвижении вперед. Приёмы произвольные и варьированные (не буду загромождать вас названиями всех техник):
    1. Кисть с одним пальцем,
    2. Кисть со средним пальцем,
    3. Кисть в одну фалангу,
    4. Удар ладонью руки,
    5. Удар разветвленной рукой,
    6. Удар прямой кистью с наклонным корпусом,
    7. Тоби кондэ ои цуки – удар прямой кистью при подпрыгивании с согнутыми коленями (не удержался),
    8. Удар кистью с малой дистанции при продвижении вперед,
    9. Удар кистью с короткой дистанции с прыжком,
  3. Мабаси цуки – удар кулаком по дуге,
  4. Кагэ цуки – крюк,
  5. Моротэ цуки – удар двумя кистями на одном уровне. Вариант: Япа цуки – дублированные кулаки на разных уровнях.
  6. Ура цуки – удар приближенной кистью,
  7. Агэ цуки – крюк снизу (или апперкот), Вариант: удар на подъеме,
  8. Нукитэ – колющие удары рукой,
    1. Иппон нукитэ – одним пальцем,
    2. Нихон нукитэ – двумя пальцами,
    3. Йохон Нукитэ – четырьмя пальцами

B. Ичи ваза – техника непрямой атаки рукой (9):

  1. Уракэн (рикэн ичи) – атака тыльной стороной кулака, Вариант: тыльной стороной кисти,
  2. Тэтцуи ичи – удар «молотком», Вариант: удар кулаком со стороны большого пальца,
  3. Тэтсё ичи – удар «пяткой» ладони, вариант: кимадэ – «медвежья лапа»,
  4. Суто ичи – рука «меч»,
  5. Найто ичи – «сабля» со стороны большого пальца,
  6. Емпи ичи – атака локтем,
  7. Атака «массой» фаланг кулака,
  8. Кокэн ичи – атака тыльной стороной запястья,
  9. Каратэ ичи – мягкие удары рукой.

Блоки или Укэ вадза – приёмы защиты рукой (18).
Рассмотрим блоки каратэ, они нам понадобятся для дальнейшей практики парирования.

  1. Агэ укэ – верхний блок,
  2. Гэдан бараи – нижний блок, вариант: хара укэ,
  3. Удэ укэ – блок по среднему уровню, варианты:
    1. Моротэ укэ – усиленная защита,
    2. Сото укэ – блок сверху вниз,
    3. Ичи коми – блок «протяжка»
  4. Сото укэ – отбив «рука меч»,
  5. Джуджи укэ – х-блок (верхний и нижний),
  6. Какивакэ укэ – блок «освобождение»,
  7. Емпи – защита локтем,
  8. Цуками укэ – защита с захватом одежды,
  9. Какэ укэ – блок «опережение»
  10. Хайсу укэ – защита тыльной стороной руки,
  11. Кэйто укэ – блок в сторону согнутым запястьем.
  12. Какуто укэ – блок ударом кулака – защита тыльной стороной запястья,
  13. Тетцуи укэ – блок «молоток».
  14. Тейсо укэ – блок ладонью,
  15. Цуки укэ – блок ударом кулака
  16. Сукуи укэ – «сгребающий» блок,
  17. Нагаси укэ – «сметающая» защита,
  18. Осае укэ – подавляющая защита.

Ну, вот собственно говоря, и всё. И было бы замечательно, если бы не было так печально, т.к. описывать данные техники не буду по нескольким причинам:

  1. Долго писать, да и без нюансов крайне нежелательно,
  2. Без нормальной практики с Учителем данная информация бесполезна.

В сегодняшнем исполнении многих каратеистов техника не похожа на «мягкую» китайскую технику, из которой она выросла, так как выполняется крайне жёстко. Хотя описания техник каратэ достаточно корректные для исполнения по Принципам ДзюХо китайского кулачного боя, если их рассматривать под другим углом зрения.

Достаточно сместить акценты:

  1. «выкинуть» слово блок с огромного количества техник поменяв на технику парирований с их же помощью.
  2. с техник передвижения в стойках на активные и быстрые передвижения из стойки в стойку.
  3. с «зажатого» удара на удар «выпущенный» от центра (тандэн) к точке приложения силы или сброса энергии.
  4. и т.п.

и техника сделается значительно «мягче», получиться почти китайское боевое искусство или его японские «собратья» тайдзюцу, айкидзюдзюцу, кэмпо.

Складывается впечатление, что при переводе с японского на английский, а потом на русский ушел истинный смысл техник, преподаваемых в изначальном варианте каратэ. Хотя возможны и другие варианты, например: потеря Знаний при передаче информации в процессе обучения из Китая в Японию или уже в самой Японии.

В китайской технике ЭТО примерно звучало бы так…

Продолжение следует.

Каковы Ваши три ЖЕЛАНИЯ?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Вернуться наверх