Совсем немного истории
Завоевав Корею в 1259 г., монголы, т. е. Чжень (GEN), в 1274 г. напали на Японию.
После смерти в 1294 г. императора Чжень Кублай-хана (внука Чингис-хана) Чжень окончательно отказалась от вторжения в Японию. Однако японские властители моря, ранее успешно защитившие Японию, обратились к долго длившейся практике пиратства. Примерно в 1350 г. Пираты начали вторжение в Корею и в Китай. Эти японские пираты, которых называли “ВА-КО”, были причиной постоянной головной боли для Кореи, Чжень и Мин, которые в 1368 г. управляли Китаем.
Имея дело с “ВА-КО”, минский генерал СЕКИ-КЕЙКО (яп.) организовал в 1559 г. Новую армию.
Вообще говоря, китайские генералы больше всего были заинтересованы скорее в широкомасштабной стратегии, чем в подлинных методах борьбы. Однако некоторые известные генералы минского периода были также специалистами в боевых искусствах. Благодаря этим генералам большинство боевых искусств минского периода стали простыми и практичными. В период беспорядков, связанных с постоянными боями не было ни времени, ни потребности приукрашивать какой-нибудь стиль хламом, состоящим из таинственных легенд. СЕКИ-КЕЙКО применял боевые искусства для тренировки своих солдат и реорганизовал их так, чтобы они были пригодны для его целей. Прежде всего, он устранил всякие “КАХО” (яп.). Это слово означало “цветистые приёмы”, которые выглядят красивыми, но непрактичны. Исторически, большинство китайских боевых искусств возникали и развивались среди гражданского населения, сочетавшего действенные боевые техники с гимнастикой и танцевальными движениями. Эти стили включали в себя слишком много таких поверхностных деталей. СЕКИ-КЕЙКО комментировал это так: “Если вы сможете проявить хотя бы половину своих способностей на поле боя, то вы уже этим должны быть довольны.” Это означало, что в реальном бою трудно надлежащим образом применить даже базовую технику, и здесь уже не было места для эффектной техники. Он также говорил: “Если вы стали умелым в цветистой технике, вас естественно тянет применить эти приёмы в реальном бою. Но поскольку они по своей природе не очень практичны, то вы подвергаете себя большой опасности.” Он был также против исполнения КАТА, которое также было частью традиционного подхода в китайских боевых искусствах. Когда люди практиковали КАТА как некое представление, они, как правило, пытались делать его привлекательным по виду за счёт использования “цветистых” движений. Он говорил, что КАТА следует использовать только в качестве базового тренировочного метода, чтобы научиться приёмам и движениям тела, а основной частью практики должна быть тренировка совместно с партнёром. Его “КИКО-ШИНШО”, насыщенная книга, состоящая из 14 томов, охватывает многие стороны боевых искусств, включая владение копьём, мечём, стрельбу из лука и КЭМПО (боксирование).
14-й том “КИКО-ШИНШО” называется “КЕНКЁ” (яп.) и включает в себя КЭМПО. СЕКИ отобрал 32 приёма из различных стилей и соединил их вместе. Это стало называться “КЕНКЁ-САНДЖУНИ-СЕЙ” (яп.) или “32 положения КЕНКЁ”. Поскольку на поле боя боксирование редко бывало полезным, то КЭМПО было изложено в последнем томе “КИКО-ШИНШО”. Но именно этот последний том в последующие годы стал самой влиятельной частью всего этого произведения по китайским боевым искусствам. Многие историки доказывают, что этот труд явился истоком Тайцзи-цюань. В наше время китайский бокс подразделяется на северные и южные, внутренние и внешние стили. Но в минский период таких различий не существовало. СЕКИ перечислил несколько стилей, таких как “32 положения Великого Предка – длинные кулаки”, “72 положения кулаков семьи ОН”, “Короткие удары МЕНЧО” и “12 коротких”. Он говорил: “Длинные кулаки и короткие удары дополняют друг друга, поэтому следует изучать оба стиля”.
“Таким образом, 32 положения КЕНКЁ представляет собой сочетание из этих стилей длинной и короткой дистанции.” Он говорил: “Самый важный фактор в КЭМПО – это когда вы защищаетесь от нападения противника, вы должны продолжать атаковать до тех пор, пока не покончите с противником.”
“КЕНКЁ” – это очень интересная книга, поскольку в ней перечисляются все 32 положения с их названиями, соответствующими иллюстрациями и объяснениями. Таким образом, мы можем видеть, как выглядели эти техники и как их применяли. 16 из 32 положений либо идентичны, либо подобны современным положениям Тайцзи-цюань.
Отсюда мы можем постичь первоначальное применение этих техник. Например:
рансатсуй (яп.) -[стиль чень] – ленивый, собирающийся завязать верхнюю одежду
ранджакуби (яп.) -[стиль ян] – схватить птицу за хвост
Это только защита, но много возможных изменений из этого положения. Стиль Ян развил это до более атакующих приёмов.
танма (яп.) –
котанма (яп.) – [стиль чень+ян] – сильный хлопок по лошади
Эта техника происходит из стиля “Великий Предок”. Ударьте ладонью вверх. Можно использовать во время продвижения вперёд или назад. Это лучший приём против атаки на короткой дистанции.
йотанбен (яп.) –
рошитсуйоххо (яп.) – [стиль ян] – слегка прикоснитесь коленом и разверните шаг.
шако-йоххо (яп.) – [стиль чень] – шагните вкось и разверните шаг блоком, нанесите “зачерпывающий” удар ногой и ударьте ладонью.
Продолжение следует.
Концепция Годай
Другой подход в обучении состояния в бою – Годай (Пять Великих). Годай – это буддийская традиция. Годай – это равнозначимые абсолютные категории, не порождающие и не разрушающие друг друга, а являющиеся частью проявленной и потенциальной материи как энергии вселенского будды (если говорить об их проявлениях в теле, выше только астральный и ментальный уровень и, соотвественно две чакры – аджна и сахасрара).
Категория Годай (Пять Великих): Земля, Вода, Огонь, Воздух, Пустота-Эфир (кстати, сравните с земля, вода, огонь, ветер, пустота в «Книга пяти колец» Миямото Мусаси»).
О системе и теориях элементов.
В данном подходе элементы используются, прежде всего, для работы с энергией – её проявлением на физическом, психо-эмоциональном и ментальном уровнях. Работа с центрами (чакрами) способствует выработке вполне определенных способов реагирования и движения в соответствии с элементами годай. Это – практическая медитация с определенными видами дыхания, мантрами, мудрами и визуализациями – кстати говоря, несложными, которая способствует выработке естественности спонтанного реагирования при нахождении в том или ином эмоциональном состоянии, а также умении произвольно входить в то или иное состояние сознания.
На форму техники это влияет не в момент её базового изучения, а в момент практического использования. Секретом обучения обычно является не сама техника форм (обычно она одинаковая в ОМОТЭ и КОДЭН, а метод её исполнения). Поэтому, одна и та же ката, при желании, может выполнять роль “медитации в действии”.
Принцип обучения посредством «Пяти Первоэлементов» как мы уже говорили, практикуется не только в технике работы рук (тела), а так же в технике фехтования оружием – те же передвижения, принципы атаки и защиты, теория удара.
Например, одной из эзотерических концепций школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю является теория Инь и Ян и пяти первоэлементов (онмё-гогё-сэцу). С ней связаны два других эзотерических учения: тонко и хо-дзюцу. Особая форма заклинания и волшебства (ё-дзюцу), способная сделать тело воина невидимым для врага, называется тонко. Что же касается хо-дзюцу, то это особый вид предсказания и врачевания, опирающийся на знания астрономии (астрологии) и географии.
Концепция Инь и Ян в форме особого способа гадания на основе Инь и Ян (онмё-дзюцу) использовалась с древнейших времен. Это искусство включает в себя предсказание будущего при помощи и на основе вселенских изменений, которые вызываются особыми комбинациями астрономического и географического порядка, ветра и земли, солнца и луны, звезд, десяти циклических знаков, двенадцати знаков зодиака и девяти священных звезд китайской астрологии, а также на основе теории взаимодействия и борьбы первоэлементов.
Таким образом, эзотерическая практика, опирающаяся на многочисленные факты, почерпнутые из человеческого опыта, соединилась с военной стратегией и её проявлениями и высоко ценилась древними стратегами. До нашего времени дошел целый ряд книг, которые отражают такое соединение воинских искусств и мистических учений. Среди них “Хэйхо хидзюцу ее” (“Книга о тайных методах военной стратегии”), “Косэкико санряку-но маки” (“Свиток о трех стратегиях Косэкико”) и другие.
В Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю подобные эзотерические практики в целом называются “тонко” или “хогото”.
Тай-дзюцу
В тай-дзюцу входят 8 базовых форм. В Японии число 8 считается счастливым. И из-за того, что оно похоже на символ бесконечности, можно сказать, что здесь цифра 8 представляет бесконечность и вечность.
Занимаясь этими 8 формами вы узнаете о Жизни больше, чем откуда бы то ни было.
Восемь приемов – стержень тай-дзюцу, благодаря которому мы можем найти способ наслаждаться самим искусством, здоровьем, миром и счастьем.
Вопросы:
Как подготовиться к реальному бою?
Отвечу словами Масааки Хацуми: «Вам не нужна религия, не нужна философия, не нужна культура и тому подобное: они подчиняют вас себе. Главное – чем больше ваша жизненная сила, тем больше вы можете выдержать».
Что такое жизненная сила?
«Сила, которая работает даже тогда, когда в вас совсем не остается сил».
Действуйте, как вам подсказывает интуиция, и перед вами откроются секреты тай-дзюцу.
Сэнсэй Такамацу: «Для тай-дзюцу более важна подвижность ног, а не их сила».
Продолжение следует.
Концепция У-Син
амые известный из парных комплексов этого раздела – «взаимопорождение и взаимопреодоление пяти первостихий». Это классический парный комплекс – основа техники и навыков первого этапа обучения. Парный спарринг построен на принципе взаимодействия первоэлементов и соответствующих им ударов. Здесь отрабатывается главенствующий принцип интуитивного реагирования на действия соперника на основе теории У-Син.
Концепция У-Син.
В общефилософской литературе Древней Индии и Древненего Китая на рубеже конца второго и начала первого тысячелетий до нашей эры вопрос о субстанции бытия решался на основе пяти первоэлементов или стихий. По представлению древних индийцев и китайцев, наряду с “воздухом” (в древней Индии животворное дыхание – прана) как носителем “начала” рассматривались и другие элементы природы – так называемые космические первоэлементы: земля, вода, огонь, металл, дерево. При этом вода, земля, металл относились к элементам, из которых слагаются тела, дерево овеществляло “принцип роста”, а огонь являлся признаком “движения и развития”. Воздух поступающий при дыхании, оказывает “одушевляющее” действие. Между всеми этими первоэлементами существуют связи (по принципу пентаграммы) и все соотносится с окружающей средой, течением времени и космическими влияниями. В индийской философии к пяти первоэлементам прибавляется шестой “сознание”. Все мировые представления укладывались в представление о первоэлементах. В древнем Китае учение о пяти первоэлементах излагалось Цзы Сы (V-IV вв. до н. э.), Мен-цзы (IV – III вв. до н. э.); более строгую форму это учение обрело в изложении Цзоу Яна (III в. до н. э.). В Древней Греции и Древнем Риме также существовало учение о первоэлементах, лежащих в основе мира (Эмпедокл, Сенека V в. до н. э.), это может свидетельствовать в пользу того что западный человек в состоянии воспринять т. н. восточную философию, а также о том, что утверждение разности Востока и Запада надуманное. Натурфилософское мировоззрение было свойственно Западу в дохристианскую эпоху это факт…
Тренировочная система китайского бокса основана на концепции У-Син (пять первостихий). Каждой из стихий соответствует своя форма работы:
![]() (пять первостихий) |
Дерево (Тигр) – это бой на средней дистанции, укрепление и закалка конечностей, взрывная мощь и ярость. |
Огонь (Дракон) – подразумевает ведение боя на дальней дистанции, точечные хлесткие удары, расчет времени, быстрые перемещения. | |
Базовый элементЗемля (Журавль) включает в себя останавливающие удары, двойные удары, одновременность защиты и атаки. | |
![]() Концепция У-Син (пять традиционных зверей) |
Метал (Змея) – это ближняя дистанция, обвивание и задавливание противника, мощные удары с использованием «маятника» тела и оригинальную работу ногами в ближнем бою. |
Вода (Леопфард) – это борьба в дистанции клинча, броски, подсечки, удержания, заломы и методы противостояния им. |
Базовый курс китайского бокса рассчитан на 3 – 5 лет непрерывного обучения и 4-х разовые недельные тренировки по два с половиной часа.
Следует отметить, что китайский бокс не является подражательным стилем КУНФУ, в нем используются концептуальные
Концепция Годай.
Другой подход в обучении состояния в бою – Годай (Пять Великих).Годай – это буддийская традиция. Годай – это равнозначимые абсолютные категории, не порождающие и не разрушающие друг друга, а являющиеся частью проявленной и потенциальной материи как энергии вселенского будды (если говорить об их проявлениях в теле, выше только астральный и ментальный уровень и, соотвественно две чакры – аджна и сахасрара).
Категория Годай (Пять Великих): Земля, Вода, Огонь, Воздух, Пустота-Эфир (кстати, сравните с земля, вода, огонь, ветер, пустота в «Книга пяти колец» Миямото Мусаси»).
О системе и теориях элементов.
В данном подходе элементы используются, прежде всего, для работы с энергией – её проявлением на физическом, психо-эмоциональном и ментальном уровнях. Работа с центрами (чакрами) способствует выработке вполне определенных способов реагирования и движения в соответствии с элементами годай. Это – практическая медитация с определенными видами дыхания, мантрами, мудрами и визуализациями – кстати говоря, несложными, которая способствует выработке естественности спонтанного реагирования при нахождении в том или ином эмоциональном состоянии, а также умении произвольно входить в то или иное состояние сознания. На форму техники это влияет не в момент её базового изучения, а в момент практического использования. Секретом обучения обычно является не сама техника форм (обычно она одинаковая в ОМОТЭ и КОДЭН, а метод её исполнения). Поэтому, одна и та же ката, при желании, может выполнять роль “медитации в действии”.
Продолжение следует.
Техника работы рук в БИ
Она делится на виды:
- По сторонам тела (или света в Китае),
- По уровню нанесения,
- По Принципам передачи энергии в цель.
- И др.
Продолжение.
Надеюсь, вы понимаете, что после ваших сравнительных ответов на вопросы о спорте, БЕ и БИ в дальнейшем мы будем рассматривать только технику БИ, так как техники спорта и БЕ – частности или производные от БИ.
Ударная техника рук.
Огромное значение в ударной технике имеет положение рук до начала атаки, во время атаки и в конце атаки (например, читайте о Дзё, Ха и Кю в «Хэйхо кадэн сё» Ягю Мунэнори»).
Рассмотрим для начала только конечную точку.
По методам Традиционных Школ БИ, необходимо для каждого удара отрабатывать семь направлений его нанесения: удар вперед, удар назад, удар в левую сторону и удар в правую сторону, удар в верхний уровень, удар в средний уровень и удар в нижний уровень.
Все семь направлений в сочетании дающие 12 уровней ударов, отрабатывают на мешке с песком, “деревянном человеке”, манекене, партнере, учителе с лапами или «куклах». Всякая атака должна выполняться в движении (передвижении), и очень редко – с места. Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперед второй фалангой указательного пальца – “глазом феникса” или второй фалангой среднего пальца, а также пальцами и ладонью (основанием, ребром). Любая атака – это короткий, резкий взрыв на физическом плане, сочетающийся с выбросом внутреннего усилия Ци (Ки), поэтому внешне техника выглядит как крайне жесткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, в основном руками, практически каждая атака нацелена на болевую точку.
Практика (методика преподавания) любой техники, в т.ч. БИ возможна различными способами:
- Делай раз, делай два, делай три (европейский метод).
- Делай как я (восточный),
- Делай как… стихия, животное (восточный).
Восточный метод обучения.
В китайской натурфилософии «Пять элементов» – это Огонь, Вода, Земля,Дерево, Металл. Каждый из них обладает определенными свойствами. Хотя в буквальном переводе слово “элемент” подразумевает нечто стабильное и неподвижное, китайское слово синь указывает на движение и перемены, поэтому более точным переводом, возможно, было бы “пять стихий”, или “пять движущих сил”. К примеру, когда речь идет о “дереве”, то имеется в виду не древесина, а движущий принцип, изначально присущий древесному царству. Вместе с тем “стихии” европейской алхимической традиции имеют несколько иной смысл, отличающийся от йогической и даосской традиции.
Так как разные философии по-разному трактуют «Пять элементов», называя их одинаково то «Великими», то «Стихиями», то «Первоэлементами». Мы уж тем более (не изобретая велосипеда – не изменяя их названий (понятий)), будем называть их также, как они называются себя, т.е. «одинаково». При этом, не путая и не смешивая разные Философии, одинаковые названия и разные понятия.
Основой классической техники БИ является Принцип “Пяти стихий (элементов)”.
Гогё (яп.) – это проявления материи, призванные показать и проследить движение двух противоположных потенциалов (Инь/Ян) – их взаимопорождения и взаимоуничтожения как единого и непрерывного процесса как аналогии происходящего в макро и микрокосме (знаменитая схема в виде звезды).
Согласно даосской традиции, мир основывается на взаимопереходе и взаимнопоглащении пяти первоэлементов: земли, металла, воды, огня и дерева. В большинстве Традиционных Школ используют два возможных типа их взаимодействий: “цикл взаимопорождения” (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и “цикл взаимоподавления” (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю).
Вот некоторые виды ударной техники «связанные» с образом Стихий:
Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз,
Дереву – пробивающее движение,
Воде – буравящее движение снизу вверх,
Огню – взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой,
Земле – поперечное блокирующее или сваливающее движение.
“Пяти стихий” связаны между собой взаимодополнением и взаимоотрицанием, это взаимодействие положено в основу теории атаки и защиты: линию взаимоотрицания используют для защиты, линию взаимодополнения – для развития атаки и перехода от одного приема к другому.
После изучения Базовой техники – Принципов, можно и самостоятельно развиваться в создании бесконечного числа техник, связок и пр. или вернее просто «реагируя» на ситуацию выполнять гармоничные действия.
Для серьезного вхождения (погружения) в технику или вернее состояние боя, необходимо кроме техники «входить» в психологическое состояние образов, подключив (использовав) состояние сознания, звук, цвет, запах, вкус и пр., отключив «обычное» состояние сознание.
«Вхождение» в Образ может достигаться различными способами:
- Животными образами,
- Образами «Пяти Великих элементов»,
Поэтому вторым после “Пяти стихий” крупным разделом БИ некоторых Школ Китая является раздел «Животные стили»: “формы двенадцати животных», «формы десяти животных», «формы пяти животных» или «формы двух животных».
В некоторых школах каждому животному соответствует небольшая связка из трех-пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично, а в других – целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений.
“Двенадцать животных” – это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орел и медведь.
“Десять животных” – это дракон, тигр, петух, орел, змея, лошадь, кот, обезьяна, ястреб и дикий гусь.
«Пять животных» – это тигр, дракон, журавль, змея, леопард.
«Двух животных» – журавль и змея.
Не только можно, но и нужно связать с образами Первостихий технику «защиты» (парирований, не блоков; блоки – сила на силу, а в этом нет гармония).
Дальше необходимо разобрать возможности перехода одной ударной (защитной) техники в другую, а также гармонию действия нападения и защиты с дальнейшим нападения.
Поэтому для удобства отработки движений их объединяют в одиночные комплексы (формы, ката).
Чтобы наработать применение приемов, их тренируют в парных комплексах. А степень готовности проверяют в кумите (спаррингах).
Для полноценного изучения техники работы без оружия изучается техника боя с оружием – мечами, копьями, шестами и т.п. Работа с оружием в БИ также базируется на Принципах “Пяти Первоэлементов” – те же передвижения, принципы атаки и защиты, теория удара. Основным оружием считается копье. В зависимости от методов обучение начинают либо с рукопашного боя, либо с оружия, в частности с методов боя копьем (в т.ч. в Китае, Японии, Кореи и т.д.).
Корректнее было бы сказать, что техника работы телом для управления оружием – база для техники работы без оружия.
Самые известный из парных комплексов этого раздела – «взаимопорождение и взаимопреодоление пяти первостихий». Это классический парный комплекс – основа техники и навыков первого этапа обучения. Парный спарринг построен на принципе взаимодействия первоэлементов и соответствующих им ударов. Здесь отрабатывается главенствующий принцип интуитивного реагирования на действия соперника на основе теории У-Син.
Продолжение следует.
Техника работы рук
Техника работы рук делится на ударную и защитную («блокирующую», парирующую) технику.
Ударная техника.
Ударная техника подразделяется на технику работы:
- Рук,
- Ног,
- Головы,
- Других частей тела.
Ударная техника работы рук.
Начнем рассмотрение с техники работы рук (кулак, ладонь, пальцы, фаланги пальцев, локти, предплечье и т.д.).
Рассмотрим для начала боксерскую технику.
Виды удара в боксе.
Следует отметить, что техника современного спортивного и профессионального бокса основана (ограничена) перчатками и правилами нанесения ударов закрытой перчаткой (её наружной частью) и по дозволенным частям тела.
- Джеб (англ. jab) – быстрый, прямой удар передней (ведущей) рукой в голову и корпус. При нанесении удара, рука полностью разгибается, кулак держится в горизонтальном положении — ладонью к земле. Джеб может пробиваться в голову и в корпус. Несмотря на то, что джеб — не самый сильный удар, многие считают его одним из самых важных ударов в арсенале боксёра. Джеб используется для измерения расстояния, выхода на удобную для себя дистанцию, для подготовки атаки с последующим нанесением тяжелого, акцентированного удара. Так же его используют для того, что б держать соперника в постоянном напряжении и в качестве защитного действия, для замедления продвигающегося вперед соперника. Компьютеризированная система подсчёта ударов Compubox делит удары на 2 категории: джебы и сильные удары.
- Кросс (от англ. cross — крест) — разновидность прямого удара, относится к числу наиболее сильных ударов. Удар наносится в разрез, задней (доминирующей, более сильной) рукой, при котором бьющая рука проходит над рукой соперника. Выполнение удара начинается с резкого срыва кулака из исходного положения. Одновременно производится толчок задней ногой и начинается движение туловища вперед с переносом веса на переднюю ногу. Удар может выполняться с шагом вперед или с места с переносом веса тела на переднюю ногу.
В компьютеризированной системе подсчета ударов «Compubox» считается сильнейшим ударом. - Апперкот (от англ. сочетания upper + cut – рубить снизу вверх) – очень мощный и эффективный удар, наносящийся согнутой в локте рукой, по внутренней траектории, снизу вверх. Наноситься на средней и ближней дистанции, в голову (подбородок) или в корпус, в область солнечного сплетения. Может быть брошен с любой руки, но, как правило, апперкот, нанесенный задней рукой, бывает более мощным. Сила удара создается вращением бедра и корпуса.
- Хук (от англ. hook-крюк) – боковой удар, не требующий замаха, наносящийся согнутой в локте передней или задней рукой на средней и ближней дистанции, в голову и корпус соперника. Сила удара создаётся в основном поворотом корпуса и переносом центра тяжести. Является опасным, нокаутирующим ударом, но, это один из наиболее технически трудных ударов, так как требует высокой точности и расчета времени для нанесения.
- Свинг (англ.swing) – боковой удар с дальнего расстояния. Свинг отнюдь не средство атаки, но все же в некоторых случаях может оказаться полезным как контрудар. Основной недостаток свинга – его замах, в силу этого «сигнализация» и длина пути, что крайне облегчает опережающий контрудар. Удар очень сильный, так как помимо переноса тела с одной ноги на другую подключается вращательное движение корпуса. При свинге существует два способа держания кулака: английский и американский. При английском способе кулак поворачивается тыльной стороной к противнику, и удар наносится первыми суставами кисти. При американском способе кисть не поворачивается, основание большого пальца смотрит кверху, но в конце удара рука несколько сгибается в локтевом суставе и в запястье, что дает возможность правильного нанесения удара. Недостаток американского свинга заключается в том, что в случае недостаточности сгиба в локтевом суставе и запястье удар будет нанесен внутренней частью перчатки, что категорически запрещено правилами.
Ударная техника работы рук в БИ.
Она делится на виды:
- По сторонам тела (или Света в Китае),
- По уровню нанесения,
- По Принципам передачи энергии в цель,
- И др.