Циньна

Китайское слово “циньна” состоит из двух иероглифов: “цинь” (ловить, хватать) и “на” (захват, контроль). Таким образом, “циньна” – это боевые приемы, основанные на захватах, толчках, заломах и воздействиях на уязвимые части тела. Большинство приемов циньна направлены на контролирование противника, но есть и такие, которые могут вызвать смерть или сильно искалечить.

Основы циньна не зависят от стилей – занимающийся любым стилем имеет одно и то же число костей и суставов – и поэтому нынешние стражи порядка в Китае изучают просто “циньна” безотносительно к какому-либо из стилей. Однако существуют и специальные стилевые приемы циньна. Это связано с тем, что занятия каким-либо стилем вызывают преимущественное развитие определенных групп мышц, легкость применения определенных классов движений. Стилевые приемы циньна как раз и основаны на “фирменных” движениях стиля. Так приемы циньна стиля инчжаоцюань выполняются в основном кистями рук, в то время как в тайцзицюань большая часть силы исходит из поясницы. В стилях “ударного” плана приемы циньна используют в основном для освобождений от захватов, в то время как в “уравновешенных” по технике стилях приемы циньна могут являться одной из составляющих боя.

В связи с тем, что русскоязычный читатель практически незнаком с циньна, нужно пояснить: в отличие от спортивных единоборств, в циньна вовсе не требуется, чтобы при проведении приема противник находился на земле. Наоборот, большинство приемов проводится именно тогда, когда противник находится в стойке. Помимо привычных для самбиста “рычагов” и “узлов” здесь можно встретить и болевые приемы на пальцы, выкручивания головы, защипы мышц, вцепляние пальцами в горло и т.д.

Перемещение тела в пространстве зависит от движения торса и конечностей. Движение всего тела – это не просто результат движения отдельных суставов, но скоординированные движения серий суставов в особой последовательности. Согласно анатомии, различные комбинации движений суставов создают различные “цепи движения”. Разные суставы взаимно поддерживают и тормозят друг друга, делая возможными любые сложные движения тела. Потому для изучения и применения циньна мало знать, как захватить какую-либо часть тела противника или причинить ему боль, надо понимать и принимать во внимание общий эффект этого воздействия на костно-мышечную систему человека.

Теория практического циньна в качестве основной цели ставит контроль за потенциальным движением противника. Выискиваются возможности для замыкания “цепей движения” и ограничения свободы движений в суставах. Блокирование одного сустава и, следовательно, вызывание реагирующего движения, блокирующие все остальные суставы в “цепи движения”, чтобы взять под контроль все тело противника – вот цель приемов циньна.

В бою часто невозможно прямо схватить противника и применить прием циньна. Противник не будет просто стоять и ждать, пока я применю какой-нибудь “рычаг”. Поэтому приемы циньна нужно уметь применять в тесной связке с ударами, мгновенно переходя от одного вида техники к другому и обратно.

Приемы циньна непросты в применении. Чтобы пережать кровеносный сосуд или мышцу, нужно очень точно взять захват. Чтобы заблокировать все тело за счет одного сустава, его надо повернуть не вокруг одной оси, но как минимум вокруг двух осей одновременно. Требуется уметь проводить прием в таком направлении, где противник не прилагает усилия, то есть нужно уметь чувствовать, куда противник прикладывает силу. Это – уровень далеко не начинающего. Поэтому приемы циньна обычно преподаются не в начале, а как минимум в середине обучения стилю.

С точки зрения техники методы циньна разделяются на четыре типа:

  1. фэньцзинь (разделение мышц),
  2. цогу (растаскивание костей),
  3. бици (перекрывание путей ци) или дуаньмо (пресечение каналов),
  4. дяньсюэ (воздействие на биологически активные точки).

Первые два, позволяющие овладеть соперником путем воздействия на мышцы и суставы, включают методы захватов и заломов. Перекрывание пути ци и пресечение каналов основывается на перекрывании доступа кислорода в легкие или головной мозг. Последний тип использует воздействие на биологически активные точки, что вызывает кратковременный паралич, потерю сознания или смерть. Такие приемы требуют особых знаний о циркуляции энергии ци по системе каналов и коллатералей цзин-ло.

 

Растаскивание костей включает в себя воздействие на суставы, которое может варьироваться от легкого залома до тотального перелома костей. Есть два способа применения этого метода. Первый способ: остановка атаки противника. Любое движение человека определяется движением в суставах. Если сустав зажат или заломлен, то движение невозможно продолжать, так как это приведет к повреждению или перелому сустава. Второй способ: создание боли. Воздействуя на сустав противника боец вызывает цепочку реакций в окружающих этот сустав мышцах, сухожилиях и нервах, которая в конце-концов приводит к болевым ощущениям.

Разделение мышц – другая категория циньна – в свою очередь подразделяется на три типа: скручивание, схватывание и надавливание. Скручивающие техники осуществляют скручивание различных групп мышц. Когда мышцы скручены или растянуты, они временно теряют способность нормально функционировать; в этом случае движение, за которое ответственны эти группы мышц, будет затруднено или совсем остановлено. Кроме того, при скрученных или растянутых мышцах давление на нервные окончания вызывает болевые ощущения. Методы схватывания и надавливания имеют схожую основу. Каждая мышца служит либо для сгибания, либо для разгибания в суставе; когда какую-либо из этих мышц схватили, то под действием силы она попадает в неестественное положение. Такое неестественное положение воздействует на нервы, что приводит к возникновению болевых ощущений и частичному онемению мышц.

Пресечение каналов и перекрывание пути ци включает в себя два различных метода. В первом из них противника приводят в бессознательное состояние путем пресечения дыхательных путей или болевого воздействия на мышцы легких. Воздействие на дыхательные пути ограничивается ударами и удушающими захватами, в то время как воздействие на легкие более сложно. Чтобы правильно воздействовать на мускулатуру легких, боец должен обладать знаниями о нервной системе, которая управляет мышцами, окружающими легкие. В результате специального удара по нервам мышцы будут рефлекторно сжаты с такой силой, что противник потеряет сознание от боли и неспособности вдохнуть воздух. В техниках пресечения пути ци боец перекрывает у противника ток крови к мозгу. В результате в течении нескольких секунд противник теряет сознание. Если противника не привести в себя, он может умереть, так как вены и артерии остаются перекрытыми некоторое время.

Воздействие на биологически активные точки производится путем тычков, захватов, шлепков и нажатий с целью вызвать частичное онемение или смерть. Этот раздел техники циньна требует хорошего владения теорией китайской медицины.

С точки зрения применения приемы циньна делятся на три категории.

  1. Чжэн циньна (прямое циньна) – это приемы использования циньна в атаке, боец хватает противника и проводит прием циньна.
  2. Фань циньна (контр-циньна) – это использование циньна в случае, когда боец схвачен противником, циньна используется для освобождения и/или перехвата инициативы.
  3. По циньна (разрушающее циньна) – это противодействие ударам, при ударе противника боец перехватывает атакующую конечность и проводит прием циньна.

Кому нельзя передавать учение

Десять категорий людей, которым нельзя передавать учение (по школе Тайцзи-цюань рода Ян)

  1. Во-первых, нельзя передавать учение тем, кто исповедует чуждое учение.
  2. Во-вторых, нельзя учить того, кто не понимает отношений между учителем и учеником.
  3. В-третьих, нельзя учить того, кто лишен добродетели.
  4. В-четвертых, нельзя учить того, кто неспособен перенимать.
  5. В-пятых, нельзя учить того, кто останавливается на полпути.
  6. В-шестых, нельзя учить того, кто, разбогатев, забывает об учителе.
  7. В-седьмых, нельзя учить того, кто не желает воспринимать учение.
  8. В-восьмых, нельзя учить того, кто часто горячится и легко впадает в ярость.
  9. В-девятых, нельзя учить того, кто не умеет умерять свои желания.
  10. В-десятых, нельзя учить того, кто творит бесчинства.

Сын Учителя

В Китае необычное и неожиданное может ожидать любопытного за следующим поворотом. Только не за тем, куда стремиться весь людской поток. Идти нужно в том направлении, в котором мало кто (или вообще, никто) не идет. Тогда, в благодарность за доверие, Удача будет раскрывать свои зыбкие тайны. Так, пустынный храм можно найти посреди торговых хутонгов, а мастера тайцзи можно встретить рядом с помойкой. Однако, лишь везения здесь не достаточно. Нужно терпение. Ну, и, конечно, связи. Как говорят в Альбионе, нужно быть “well connected”. Сочетание всего этого – любопытства, желания идти своей дорогой, удачи и терпения приводит к любопытным результатам. Одним из таких «опытов» стала для меня встреча с Мастером Чжу Чуаньсюанем. Встреча состоялась благодаря тому, что мой друг, Ховард (он же – Ван Хуайсян), сын Мастера Ван Цзие, очень ценит дружбу с Чжу Чуансянем и считает его также другим своим учителем, наряду с отцом.

Мастер Чжу Чуаньсюан.

Ховард до этого много раз рассказывал мне о Мастере Чжу и о том, что он один из немногих людей, которые могут делать вещи, похожие на то, что делает его отец. Мне, действительно, очень хотелось познакомиться с этим выдающимся человеком. И вот, в нашем «боевом лагере» эта встреча и состоялась.

Как-то днем, Ховард заглянул ко мне в номер, где я тренировался в борьбе с наседающим потоком корпоративного спама в электронной почте, пользуясь кратким промежутком между реальными занятиями Гунфу – «Альберт, внизу Мастер Чжу. Я бы хотел тебя с ним познакомить!».

В холле сидела компания китайцев. Ван Цзие сидел в компании пожилого китайца. Это и был мастер Чжу. Была молодежь – ученики Вана, были также несколько учеников Мастера Ван Цзие – они постарше. Кто-то готовил чай, кто просто сидел и слушал. Разговор, хотя правильнее было бы назвать это «трепом», шел о боевых искусствах, о сплетнях о мастерах и т.п. Видимо, это сильнее всего и занимает всех, как простых людей, так и мастеров. Ховард формально меня представил Мастеру Чжу и сделал вежливую попытку присоединить меня к разговору. Для меня, единственного иностранца в компании Ван переводил, но, в сущности, ничего достойного упоминания я, к сожалению, не уловил. Увы, незнание китайского иногда очень мешает. Хотя, возможно, даже и узнав содержание беседы двух стариков, мне бы все равно нечего было бы потом рассказать. Немного посидев в компании, для приличия, я пошел на занятия. На последок Ховард пообещал мне, что у меня еще будет шанс «коснуться» Мастера Чжу.

Этот шанс представился мне через несколько дней. Накануне, Ховард объявил мне что утром следующего дня мы поедем в Пекин навестить Мастера Чжу и поэтому мне придется пропустить утренную тренировку с Мастером Ван Цзие. Что ж, надеюсь, это стоит того.

В микроавтобус загрузились Чжан Синьбинь (это Мастер по тунбейцюань, один из боссов Пекинской Ассоциации У-шу), китаянка, ученица Ван Цзие со стажем занятий лет 20, ученик Ховарда, молодой парнишка лет двадцати пяти (я видел его на Тайване, больше года назад, он только начинал заниматься), со стажем года два-три, сам Ховард, я и моя жена Оля. Ей предстояло сыграть роль фото-, видео-оператора.

До Пекина ехать было довольно долго – наш «лагерь» был расположен даже за окраиной. По пути Ховард мне много говорил о Гунфу, о разнице в том, что и как делается здесь в Китае, и дома, на Тайване. Я спросил его, в чем он видит главное различие между местными людьми и тайваньцами. Поразмыслив секунду, Ховард ответил: « В Китае люди ставят на первое место Власть, а потом Деньги. А на Тайване наоборот». Россия застряла где-то на середине этого пути. Мы уже поняли, что Власть – еще не все. Но не научились ценить Деньги больше Власти.

Кроме того, Ховард немного просветил меня относительно истории стиля, который практиковал Мастер Чжу. Он был сыном Чжу Хуайюаня (16.05.1911 – 27.02.1999)., довольно известного Мастера стиля Ян. В свою очередь, он изучал Гунфу у другого не менее известного человека – Ван Юнцюаня . А тот изучал тайцзи непосредственно в семье Яней – официально у Ян Чэнфу, а неофициально, у Ян Шаоху и отца обоих «младших» Яней – Ян Цзяньхоу. Ван Юнцюань был также учителем Вэй Шужэня, другого очень известного (современного мастера тайцзи).

Русская публика наверняка знакома с этими именами – я имею ввиду книжку Ван Юнцюаня. С его книгой «Секретные техники тайцзи-цюаня стиля Ян» нас познакомил М.М. Богачихин. Также, его старанием переведена «Истинная Техника тайцзи-цюань стиля Ян», изданная Вэй Шужэнем.

Добавлю еще одно имя для справки. Старший Чжу был учителем очень известного мастера – Ши Мина. Того самого, который очень знаменит своими демонстрациями использования «пустой силы» – линькунцзинь. Линию Ши Мина продолжают много людей, в том числе и в России. Здесь преподает один из лучших его студентов – Виктор Сяо, соавтор Ши Мина в его известной книге «Mind Over Matter».

Мы вышли из микроавтобуса и стали ждать. Ховард позвонил Чжу и сообщил, где мы его ждем. Мастер Чжу вскоре появился. Одет он был застиранную майку с надписью Table Tennis», которую, видимо, раздавали участникам регионального соревнования в Хунань в 2004 году. Обычные для китайцев хлопковые брюки и тапочки. Видно, что он просто вышел из дома в близлежащий парк. Мы шли мимо какой-то стройплощадки, с изумлением я за забором увидел людей, которые делали Чэнь, и даже различил европейские лица. Европейцы везде, в том числе и в тайцзи. Немного ревную, выходит, я не один такой – «любитель закоулков». Мы вошли на эту стройплощадку – оказалось, это и есть парк. Здесь когда-то занимался Чжу Хуайюань, а сейчас занимается его сын, Чжу Чэнсян. Парк совсем маленький и весь изрыт каналами – ведутся какие-то строительные работы. Все точно сбылось – куча мусора, рядом с которой занимается один из выдающихся мастеров современного тайцзи.

Сначала чувствовалось какое-то колебание в отношении Мастера Чжу. Он как бы не знал, что делать. Его сомнение объяснил Ховард – Чжу редко общается с посторонними, поэтому он как бы не знает, что от нас можно ожидать – может «сумасшедший русский» просто накинется на него. Кстати, недавно, такая история действительно приключилась на Тайване в нашем парке Синьлун. Один «непонятный» адепт, прочитал мой блог и решил повстречаться лично с людьми, о которых я писал. Что в точности было, я не знаю, но результат был очень некрасивый – Ван Цзие впервые в многолетней практике выгнал этого адепта из парка. Поэтому опасения старых мастеров относительно молодежи можно понять.

Ховард успокоил Мастера Чжу и сказал, что сначала он сам потолкается со мной и с молодым китайцем, которого звали Чэн. Сначала Ховард несколько раз, не напрягаясь «пошвырял» меня по парку, а потом потолкался с молодым Чэном. Посмотрев на это, Чжу заметил, что Чэн, китаец, более восприимчив. Что это значит, мне потом Ховард разъяснил – Чэн «честно» давал силу Ховарду, который затем ее использовал. Я же постоянно «скрываю» силу, не расширяю ее, тем самым затрудняя демонстрацию. Затем, сразу же Мастер Чжу пригласил меня толкать его. Я старался, чтобы мои движения были твердыми и прямыми. Результат был хорошо знаком по парку Синьлун – я чувствовал, как мои стопы поднимаются от земли. Чжу просто поднимал меня, используя мою же силу. Как и Ван Цзие. Ощущение было сходным, но другим. Поработав немного со мной, Чжу начинает что-то объяснять. Китаянка тем временем пытается пробовать что-то похожее со мной. Это дает мне хороший шанс сравнить ощущение. Ничего подобного тому, что делал Чжу – просто ничего не происходит.

Однако, Мастер Чжу давал нам массу возможностей ощутить свое прикосновение. Иногда он просто накладывал ладони на мои ладони, а иногда он позволял схватить свои руки или положить ладони на его предплечья. Эффект был одинаковый – он просто делал тела людей как бы невесомыми и потом двигал. Разница между реакцией разных людей была значительной. Если молодой Чэн отлетал на метров 7-10, то я делал не больше 3-4 шагов. Сила чувствовалась, но ее влияние на мое тело было не так велико. Возможно причина в том, что я самый тяжелый из всей компании? Возможно, способ, которым я управляю своей силой как-то сказывается на том, что делает Чжу. Ответа пока у меня нет.

В промежутках между уроками «прикосновения» Мастер Чжу пытался также дать нам наставления. Самое сложное, по его словам – расслабиться. В обычном состоянии «ум» заставляет нас использовать физическую силу для достижения цели. Уйти от этого «шаблона» действия – вот смысл подлинного расслабления.

Постепенно Чжу начинает просить меня использовать все больше силы. Что называется «со всей дури» толкаю…Он показывает, что не использует силу при демонстрации корня, убирая руку-пэн в любой момент, но в то же время легко меня поднимает в воздух, когда захочет. Мои пятки отрываются от земли и я как бы падаю в пропасть. Попросив меня давить на него с крайней силой, он лишь касаясь меня кончиками пальцев, отправляет меня в полет на несколько метров. Ощущение такое, что он «растворяет» меня и мою силу. Буквально. Интересно, что молодого Чэна он придавливал к земле очень часто, а меня не разу. Закурив, Мастер Чжу продолжает нас толкать одной рукой, так как в другой держит сигарету. Ох, уж и китайцы. Похоже, что здесь даже не слышали о вреде пассивного курения. Предлагает и мне закурить и очень удивлен, когда я отказался. Однако Чжу счастлив, так как Ховард балует его тайваньским «Davidoff».

Действительно, все больше убеждаюсь, что Ван Цзие и Чжу делают очень очень похожие вещи. Ощущение действительно сходно. Когда Мастер Ван ловит меня на чем-то, то ощущение огромного, мягкого молота, который прост вдавливает тебя в землю или просто сносит. То же было и Чжу.

Анализируя движения Мастера Чжу, теперь я бы сказал, что они использует только руки. Вообще не было заметно ни ног, ни поясницы. Обращаюсь к Ховарду за объяснением. Ответ был такой, что, по его мнению, это именно и есть ограничение, с которым столкнулся Мастер Чжу. И что он сам это признает. Несмотря на это, Ховард говорит, что Чжу, по его мнению, последний человек, который владеет подлинным искусством семьи Яней. Хотя возможно и не полностью.

Крайне интересная «сессия» продолжалась около полутора часов – с Чжу толкался Чэн, китаянка, Ховард. Чжан Синбину, кажется, тоже предлагают поделать туйшоу с Чжу, но он отказывается. Причина, конечно, мне не понятна. Собственно, Чжан Синбина привели просто для знакомства с Мастером Чжу, так как Ховард попросил его взять на себя заботу об этом вообщем-то никому не известном Мастере.

Моя жена Оля, которая терпеливо снимала все это на видео (Чжу любезно это разрешил) и фото, также разделила со мной впечатления – очень искренний и простой, как она выразилась «беспонтовый» дед. Действительно, он совершенно не имел ауры «мастерства». Кстати, это особенно нам стало очевидно после встречи с патриархом стиля Чэн Фэн Цзичаном. Вот от него точно веяло «мастерством». Чжу держался удивительно скромно, если не сказать робко. Хотя очень много смеялся и радовался как ребенок, когда у нас хоть что-то получалось по его мнению достаточно хорошо.

Чжу очень похож на своего отца – тот же «старичок». Ведь ученики часто снимают учителей уже в старости, когда они становиться достойными того, чтобы их запечатлеть. А молодые фото учителей – только в их архивах…. Еще одно напоминание об отце – теннисная футболка с региональных соревнований 2004 года в Хунань. Уж не подсознательная ли память ли об отце, который был большим любителем не только тайцзи, но пинг-понга? А может сам мастер Чжу любить поиграть в настольный теннис?

Я пользуюсь паузой в разговоре и прошу Мастера Чжу взглянуть на мою форму. У меня есть небольшая надежда, что форма моего стиля (Ян-цзя Мицюань Тайцзицюань) и его стиля (Ян) имеют общий корень, так как восходят к Ян Цзяньхоу. Демонстрирую несколько движений. Мастер Чжу поправляет меня и говорить, что надо больше открываться в движениях, при этом расслабляя конечности. Однако, когда я еще раз повторяю свой вопрос, то он говорит, что нет, эта форма совсем другая. Моя надежда исчезает и я задаю вопрос – а не видел ли он раньше что-то подобное. Да, говорит, видел. Несколько лет назад к нему в гости заходили несколько европейцев с такой же эмблемой как у тебя на майке – они делали похожую форму. И задавали такой же вопрос. Вот так! Это кто же мог быть!? Кто-то из моих европейских или американских друзей?? Ну дела. Не такой уж этот дед и скрытый… Хотя Ховард и говорит, что Чжу преподает в том же парке, что и его отец, и очень похож на него в этом – оба очень мало известны за пределами парка и определенных кругов любителей Боевых Искусств. Ховард говорит, что Чжу, по крайне мере официально, никогда ни с кем не боролся. Вообще довольно заметно, совершенно мирный старичок.

Потом он немного показал свою форму – пару движений. Формы Чжу довольно широкие – характеристика стиля Ян. Было бы интересно посмотреть на форму в его исполнении.

В конце нашей встречи было – фирменное блюдо. «Исчезающий» палец Мастера Чжу. Он дает свой палец, затем палец все еще в кулаке и вроде он есть, а потом его снова нет. Т.е. палец никуда не исчез, а вот связи с пальцем и телом его владельца уже нет. Прикольное ощущение.

Сессия завершается небольшим интервью. Мастер Чжу рассказал немного о себе. Он родился в 1939. Всю жизнь работал на стройках. Насколько я понял, никакого образования, кроме среднего у него нет. На мой вопрос, сколько лет он уже занимается тайцзи, он отвечает – скоро будет одиннадцать. Мне показалось, что я ослышался. Оказалось, нет. Дело в том, рассказывает он, что ему изначально не нравилось тайцзи. Однако, его отец постоянно вынуждал его заниматься. Если его отец не приходил в парк, по какой либо причине, то он был вынужден заменять его. Поэтому он не любил тайцзи и совершенно не старался заниматься. Все изменилось после того, как умер его отец.

Чжу осознал, что он является теперь носителем традиции. Он начал стараться ПОНЯТЬ, что есть Тайцзи. И постепенно, через старание и терпение, он понял и оказался там, где он есть.

Мне интересно, в чем причина его занятий воинскими искусствами. Ответ меня озадачил не меньше, чем предыдущий. Мастер Чжу искренне отвечает – я ищу друзей. Для него парк и занятия – просто повод встретить старых и новых друзей, поболтать. Иногда они приходят ко мне домой…

Затем он посетовал на то, что самая сложная вещь для него – найти людей, подходящих для обучения. Он сам старается учить, но люди не понимают. Он просто не находит студентов и это очень его расстраивает. Ховард сказал мне, что сейчас у Мастера Чжу реально занимается лишь два человека.

Потом, традиционно, наступило время обеда – китайская культура во многом ориентирована на еду. Как выразился мой друг, Серж Драейр, food oriented culture. Мы пошли в ближайшее кафе, где мы с Ольгой впервые попробовали то, что называется «горячий котел». Это своеобразный «монгольский фастфуд». В горячий самовар бросают кусочки мяса, грибы овощи и потом все это поедают компанией. Весело и вкусно, особенно если запивать это традиционным гаоляном. Разговор и тут шел о воинских искусствах. Мастер Чжу щедро делился со мной и с окружающими своими знаниями и всегда давал «почувствовать» и «соприкоснуть руки». Еще раз был показан «палец».

Гаолян подействовал и мастера раздобрели. Я понял, что Ховард высказывал ему «отцовскую» почтительность, а Мастер Чжу просто заботился о нем, как о своем сыне.

Обо мне Мастер Чжу тоже не забыл. Последний раз он ошарашил меня тем, что сказал, что когда в следующий раз приедет в Москву, то обязательно меня посетит, так как я ему понравился. Я не понял, что меня больше поразило – то, что он уже был в Москве. Или то, что я ему понравился.

Мастер Чжу написал мне на память несколько иероглифов, которые я затем использовал для заказа каллиграфии:

Будь расслаблен в спокойствии и неподвижности. Точка контакта выровнена также.

Будь расслаблен в спокойствии и неподвижности. Точка контакта выровнена также.

Автор Alberto, 01.09.2007 г.

Тайцзицюань (кулак Великого Предела)

Тайцзицюань – это один из наиболее известных и наиболее популярных во всем мире стилей китайского ушу. Название “кулак Великого предела” восходит к одному из основных понятий китайской космогонии – “тайцзи” (“Великий предел”), с которого начиналось происхождение мира. Считалось, что тайцзи разделился на “лян и” (“двоицу образов”) – инь и ян, они в свою очередь, разделившись пополам, породили “сы сян” (“четыре формы”), которые, разделившись, дали “ба гуа” (“восемь триграмм”). Восемь триграмм, переходя одна в другую, своими превращениями “дают всю тьму вещей, существующих в мире”.

Предыстория тайцзицюань

Существует популярная версия, возводящая тайцзицюань к даосу Чжан Саньфэну, который якобы жил в горах Удан то ли при династии Сун (960–1279), то ли при династии Юань (1279–1368). Однако в 1930-х известный исследователь ушу Тан Хао опубликовал исследование, в котором обосновал, что основателем тайцзицюань следует считать Чэнь Вантина, жившего в конце династии Мин – начале династии Цин, то есть в XVII веке. Чжан Саньфэн же попал в родоначальники по ошибке: один из “историографов” тайцзицюань спутал одного из легендарных мастеров стиля – Ван Цзунъюэ – с учеником Чжан Саньфэна, которого звали Ван Цзун. Из чэньской родились другие ветви тайцзицюань. Рассмотрим сначала отдельные стили, а затем их общую историю и теорию.

Тайцзицюань семьи Чэнь

Чэнь Вантин родился в деревне Чэньцзягоу провинции Хэнань в конце XVI века и был произведен в армейские офицеры в провинции Шаньдун в 1618 году. В родные края он вернулся в 1644 году, в год падения династии Мин. На основании трактата Ци Цзигуана “Новая книга записей о достижениях”, теоретических работ Ван Цзунъюэ и методов боя, изученых им в армии, он создал новый стиль ушу.

Отличительными чертами нового стиля были следующие:

  • Чэнь Вантин соединил действия рук, корпуса, глаз и шаги с даосскими методиками даоинь (вскармливания внутренней силы) итуна (дыхательные упражнения).
  • Основными движениями стиля стали дугообразные и спиралевидные, теоретической основной которых стало учение о течении энергии ци по системе меридианов цзин-ло.
  • Принципиально новым видом тренировки стало туйшоу (толкание руками), вырабатывающее чувствование направления усилия противника и умение использовать его в своих интересах.
  • Аналогичный вид тренировки был разработан и для боя на копьях – т.н. “склеенные копья“.
  • Чэнь Вантин соединил теорию боя, описанную Ци Цзигуаном, философское учение об инь-ян и медицинское учение о каналах и коллатералях. Это дало толчок дальнейшему развитию теории ушу и осмыслению “внутренних” аспектов боевого искусства, о которых до этого обычно не говорили.

Стиль Чэнь Вантина состоял из пяти комплексов тайцзицюань, комплексапаочуй (пушечные удары) и комплекса чанцюань (длинный кулак) из 108 форм. Кроме того в новый стиль входили “18 способов алмазного захвата”, приемы поединка и методы “коротких ударов”.

Пять поколений спустя основными мастерами были Чэнь Чансин (1771-1853) и Чэнь Юбэн. Чэнь Юбэн свел стиль к двум комплексам – “тайцзицюань” и “паочуй”, которые ныне известны как 1-й и 2-й комплексы тайцзицюань семьи Чэнь. Стиль, созданный Чэнь Юбэном, стали называть сяоцзя – “малый стиль”, а старый, которому обучал Чэнь Чансин, стали называть лаоцзя – “старый стиль”.

В нашем веке крупнейшим мастером старого стиля был Чэнь Факэ (1887-1957), представитель 17-го поколения мастеров чэньского тайцзицюань. В 1928 году по приглашению своего племянника Чэнь Чжаопи он переехал из Чэньцзягоу в Пекин, и тем самым перенес чэньши тайцзицюань в Пекин, образовав пекинскую ветвь. Разработки Чэнь Факэ известны как синьцзя – “старый стиль”. Чэнь Сяован, сын Чэнь Чжаосюя и внук Чэнь Факэ, родился в 1946 году в Чэньцзягоу. Фамильное искусство он изучал у отца, у дяди Чжаопи и у дяди Чжаокуя. Следуя требованиям времени, он разработал упрощенный комплекс чэньского тайцзицюань из 38 движений. В настоящее время он эмигрировал в Австралию, и в КНР о нем стараются не вспоминать. Еще одной крупной фигурой стиля является Фэн Чжицян. Он родился в 1926 году в уезде Шулу провинции Хэбэй. В молодости он изучал тунбицюань у Хань Сяофэна из Цанчжоу провинции Хэбэй, синьилюхэцюань у Ху Яочжэня из провинции Шаньси, а с 1951 начал изучать чэньское тайцзицюань у Чэнь Факэ. Сегодня Фэн Чжицян является крупнейшим мастером чэньского тайцзицюань в Пекине.

Чжаобао тайцзицюань

О происхождении этого стиля существует две теории. Согласно одной из них, это – ветвь чэньского тайцзицюань, перенесенная в деревню Чжаобао. Согласно другой версии, стиль развился независимо именно в деревне Чжаобао (которая находится недалеко от Чэньцзягоу). В обоих версиях, однако, присутствует ключевая фигура – Чэнь Цинпин. О нем известно немногое: что после женитьбы он переехал в Чжаобао – родную деревню жены – и там преподавал тайцзицюань. Согласно “чэньской” версии, он был учеником Чэнь Юбэна. По другой – Чэнь Цинпин изучил местное искусство у Чжан Яна. Не все мастера этого стиля выводят свою линию от Чэнь Цинпина, у некоторых она идет от его современников, что еще более подкрепляет версию о независимом происхождении стиля.

Громовое тайцзи (хулэй цзя)

Стиль создан учеником Чэнь Цинпина – Ди Цзинянем из деревни Чжаогоцунь уезда Боай провинции Хэнань. Сегодня в США этот стиль преподает Adam Hsu. По его словам сегодня многие практикуют этот стиль в деревне Вангэдун неподалеку от Чэньцзягоу. Интересно, что эта деревня – родина Чэнь Цинпина.

Хунтун тунбэйцюань (тунбэйцюань уезда Хунтун)

В XVIII веке Го Юнфу (по некоторым документам – Го Юфу), учитель телохранителей, переехал из провинции Хэнань в уезд Хунтун провинции Шаньси. Его боевое искусство стало известно там под названием “тунбэйцюань”. По технике и принципам хунтун тунбэйцюань очень похож на тайцзицюань семьи Чэнь. Говорят, что жена одного из представителей тринадцатого поколения мастеров чэньского тайцзи – Чэнь Юнъяня – была из семьи Го, возможно именно отсюда и проистекало боевое искусство Го Юнфу.

Тайцзицюань семьи Ян

Ян Лучань (1799-1872) родился в провинции Хэбэй, с детства увлекался ушу. Однажды он стал свидетелем боя одного из представителей семьи Чэнь, и был до глубины души поражен увиденным. В приеме в ученики ему было отказано, однако Чэнь Чансин согласился взять его слугой. Согласно легенде, он подглядывал за тренировками, а по ночам тренировался сам. Несколько лет спустя это раскрылось, но увидев, насколько хорошо слуга освоил боевое искусство, его не стали наказывать (вообще-то за такие вещи полагалась смерть).

После этого Ян вернулся в родные края и стал давать уроки тайцзицюань соседям. Позднее Ян переехал в Пекин, и стал преподавать тайцзицюань императорской фамилии и представителям высших кругов общества. Тогда-то тайцзицюань и стал широко известен. Ян Лучань сильно изменил старый стиль, сделав его удобным для использования в целях оздоровления (например, были убраны прыжки). Вопреки распространенному мнению, стиль при этом не утратил боевой направленности – Ян Лучань выиграл кучу боев.

У Ян Лучаня было три сына. Первый умер ребенком. Второго звали Ян Ю, он же Ян Баньхоу (1837-1892), третьего – Ян Цзянь, он же Ян Цзяньхоу (1839-1917). Версия, переработанная Яном Цзяньхоу, известна как чжунцзя – “средний стиль”.

У Ян Цзяньхоу тоже было три сына. Старший – Ян Чжаосюн, он же Ян Шаохоу (1862-1930) занимался тайцзицюань с семи лет. Средний сын умер молодым. Младший сын – Ян Чжаоцин – более известен как Ян Чэнфу (1883-1936). У него были отличные природные данные, но он поначалу не был поклонником тайцзицюань. Тренироваться он начал с двадцати лет, но важность стиля понял лишь тогда, когда умер его отец. Тогда он стал тренироваться день и ночь, и стал мастером. Именно он создал то, что сейчас известно как дацзя – “большой стиль”. Одним из самых известных ныне живущих учеников Ян Чэнфу был Чжэн Маньцин (1901-1975).

Чэнь Яньлинь (род. в 1906), который воспитывал детей Ян Чэнфу, У дяди Ян Чэнфу узнал боевое применение янского тайцзи, и написал книгу “Упражнения в паре без оружия”, в которой описан парный комплекс из 102 форм.

Тайцзицюань семьи У (иероглиф “шумный”)

У Ян Лучаня и Ян Баньхоу манчжур Цюань Ю изучил комплекс малого стиля. Позднее он взял себе китайскую фамилию У. Его сын – У Цзяньцюань (1870-1942) – разработал тайцзицюань семьи У, который сегодня по популярности из стилей тайцзицюань уступает только стилю семьи Ян. У Цзяньцюань имел двух сыновей – У Гунъи и У Гунцзао, и дочь – У Инхуа. Мужем У Инхуа был Ма Юэлян.

Тайцзицюань семьи У (иероглиф “боевой”)

У Юйсян (1812-1880) из уезда Юннянь изучал новый стиль у Чэнь Цинпина в 1852 и старый стиль у Ян Лучаня в 1851. На основании изученного, а также трактата Вана Цзунъюэ “Тайцзицюань цзин”, который был случайно обнаруден его братом в бакалейной лавке, он создал свое направление тайцзицюань. Один из учеников У Юйсяна – Ли Ию (1833-1892) – написал много трактатов по тайцзицюань и положил начало систематической письменной фиксации теории тайцзицюань. Окончательно стиль был сформирован Хао Вэйжэнем – учеником Ли Ию.

Тайцзицюань семьи Сунь

Сунь Лутан (1861-1932) был известным мастером синъицюань. Впоследствии он также изучил чэнскую ветвь багуачжан, а у Хао Вэйжэня он изучил тайцзицюань. На основании трех стилей Сунь Лутан создал новый комплекс тайцзицюань, подобный школе семьи Ян по форме, и синъицюань – по теории.

Тайцзицюань семьи Хэ

Хэ Чжаоюань создал свое направление на базе тайцзицюань деревни Чжаобао, изученного им у Чэнь Цинпина, и опыта, полученного им в результате общения с мастерами боевых искусств в Пекине. Хэ изменил основной комплекс, и его новый стиль был признан не только Чэнь Цинпином, но и учителем Чэня – Чжан Янем. Сегодня существует две ветви этого стиля – Большая (идущая от Чжэн Боина) и Малая (идущая от Чжэн Уцина).

 

История тайцзицюань в последние два века

В XIX веке из-за развития оружия (и в особенности – появления огнестрельного оружжия) роль ушу в военном деле уменьшилась. Уловив новые тенденции, Ян Лучань стал преподавать тайцзицюань не как боевое, а как оздоровительное искусство, оставив боевые аспекты внутри своей семьи. Тогда же, в середине XIX века, в деревне Чэньцзягоу уже никто не помнил большинство классических комплексов, созданных Чэнь Вантином. Занимающиеся чэньской ветвью специализировались на первом комплексе, и на “пушечных ударах”. Из “старой формы” Чэнь Юбэнь создал “новую форму”, отбросив некоторые сложные движения. В это же время появились и прочие известные ныне ветви тайцзицюань.

Таким образом, постепенно из боевого искусства тайцзицюань превращалось в оздоровительную гимнастику. Именно в таком качестве воспринимали массы направления Яна и У (“шумный”). В 1925 году Чэнь Вэймин, ученик Ян Чэнфу, прибыл из Пекина в Шанхай, где основал “Общество мягкого кулака”. Там он за плату обучал стилю семьи Ян, призывая воспользоваться его лечебным и оздоровительным действием. Затем в Шанхай стали приезжать учителя и других школ. В октябре 1928 года в Пекин был приглашен Чэнь Факэ, и массы увидели исходное тайцзицюаньсемьи Чэнь, именно как боевое искусство. Но это было настолько непривычно, настолько отличалось от прочих ветвей тайцзицюань, что его приняли довольно вяло. Как писал известный историк тайцзицюань Гу Люйсинь “У Чэней способы для корпуса и рук отличаются вращением, об усилии обматывающего шелка сказано более детально, выброс усилия по скорости [с прочими направлениями тайцзицюань] не сравнить. Жаль только, что люди осваивают с трудом, берут мало, так что он не очень прославился”.

После образования Китайской Народной Республики была поставлена задача переработки боевых искусств в новые виды спорта и средства оздоровления. В августе 1956 года Госкомспортом КНР была опубликована книжка, называвшаяся “Упрощенное тайцзицюань”, в которой описывался комплекс из 24 движений, составленный на основе тайцзицюань семьи Ян. В 1957 году для тех, кто освоил комплекс из 24 движений и хотел совершенствоваться дальше, был опубликован комплекс из 88 движений (исходный комплекс стиля семьи Ян состоит из 81 движения). В 1979 году, на основании стилей семей Ян, Чэнь, Сунь и одного из стилей У был составлен упрощенный комплекс из 48 движений.

 

Теория тайцзицюань

Чаньсы цзин

Основой тайцзицюань является чаньсы цзин – “усилие обматывающего шелка”. Различают шунь чань – “обматывание по часовой стрелке”, и ни чань– “обматывание против часовой стрелки”. В атакующих движениях используется центробежная сила, в защитных – центростремительная. Обматывающие движения требуется делать не просто по дугам круга, а по дугам овала или отрезкам спирали.

Ба мэнь

Ба мэнь – “восемь врат” – это восемь базовых движений, расписываемых по восьми триграммам и восьми сторонам света:

  • Пэн (отражение) – удар от себя снизу вверх; соответствует югу.
  • Люй (сдергивание) – движение к себе и вниз; соответствует северу.
  • Цзи (удар) – удар в сторону; соответствует западу.
  • Ань (нажатие) – придавливающее движение; соответствует востоку.
  • Цай (срывание) – рвущее движение сверху вниз; соответствует юго-западу.
  • Ле (разрыв, раскалывание) – удар двумя руками в разные стороны; соответствует северо-востоку.
  • Чжоу (удар локтем) – удар локтем; соответствует юго-востоку.
  • Као (опирание) – удар корпусом или плечом; соответствует северо-западу.

Первые четыре известны как сы чжэн (четыре прямых [направления]), последние четыре – как сы юй (четыре угла).

 

Техника

Комплексы без оружия

Первый комплекс тайцзицюань Чэнь Чансина – это самый старый из известных комплексов, от которого произошли остальные современные. В нем простые движения, больше мягкости и меньше жесткости. В первую очередь применяются сы чжэн. Много энергичных движений – таких как подпрыгивание высоко вверх или падение на землю в шпагат.

Паочуй, или второй комплекс тайцзицюань семьи Чэнь – это более сложный комплекс, в нем твердость преобладает над мягкостью. Здесь основными являются сы юй.

Помимо комплексов “старой ветви”, в чэньском тайцзи есть комплексы “новой ветви”, которые также именуют “первым” и “вторым” комплексами.

Комплекс направления Чжаобао состоит из 111 движений.

Комплекс тайцзицюань семьи Ян очень популярен и широко распространен. Поэтому он имеет множество вариаций, в которых номера и названия позиций одинаковы, а движения различаются. К примеру, Ли Ясюань (знаменитый ученик Ян Чэнфу) преподавал комплекс из 115 движений; Цуй Иши (ученик Ян Чэнфу) преподавал комплекс из 56 движений. К вариантам комплекса семьи Ян относят и комплекс У Цзяньцюаня.

Традиционный комплекс направления У Цзяньцюаня состоит из 89 движений, имеется еще “быстрый комплекс” из 94 движений, упрощенный комплекс (вариант У Инхуа и Ма Юэляна) из 30 движений, комплекс линии Ван Маочжая из 83 движений.

В технике семьи Ян еще имеется парный комплекс, опубликованный Чэнь Яньлинем.

В комплексе У Юйсяна в каждой позиции есть четыре состояния: начало, соединение, открывание и закрывание, сам комплекс состоит из 96 движений. Комплекс Сунь Лутана (из 97 движений) считают вариантом комплекса У Юйсяна. Вариантом также является и комплекс Хао Вэйчжэня из 81 движения.

На основе чэньского и янского тайцзицюань, а также движений синъицюань и багуачжан Хэ Вэйчжэнь создал комплекс усин тайцзи (тайцзи пяти первостихий), еще называемый синъи тайцзи (тайцзи формы и разума). Комплекс состоит из шести дорожек.

После смерти Ян Лучаня в 1872 году один из его учеников – Ван Ланьтин – вместе с Сы Синсанем, Ли Бинфу и Ли Жуйдуном на основе пяти приемов тайцзицюань в сочетании с тринадцатью формами тайцзицюань и методами действий руками из багуачжан и синъицюань разработали комплекс тайцзи усинчуй (удар пяти звезд тайцзицюань). Комплекс состоит из четырех дорожек, особенно прорабатываются техники низкого уровня. “5 приемов” – это преграждающе-перетаскивющий удар, удар под локтем, разноименный удар, удар пальцами в пах и сажающий удар.

Ян Чэньфу преподавал комплекс, известный как тайцзи чанцюань(длинный кулак Великого Предела). Он состоит из 59 форм, взятых из большого и малого стилей. В линии Чэнь Вэймина комплекс называетсятайцзи цанцюань (сокрытый кулак Великого Предела).

Туй-шоу

Помимо вышеуказанных аспектов тайцзицюань, практика туйшоупозволяет овладеть следующими принципами:

  1. Тин (слушание) – умение чувствовать противника.
  2. Цзоу (ведение) – следование атакующему движению противника.
  3. Нянь (прилипание) – следование уходящему противнику.
  4. Хуа (трансформация) – объединение в единое движение цзоу и нянь.
  5. Фа (выброс) – атакующее движение.

Комплексы с оружием

Стиль семьи Ян

Тайцзи дао – искривленный меч тайцзи – является самым старым коротким видом оружия в тайцзицюань. Впервые об этом оружии упоминается у Ли Ию, иллюстрированное описание приведено в книгу Чэнь Яньлина. Существует 13 техник с дао, имеется парный комплекс. В линии Ян Баньхоу существует комплекс из четырех движений, которые повторяются в непрерывном цикле. Еще имеется парный комплекс из 52 движений, подобный парному комплексу без оружия. Ли Ясюань (знаменитый ученик Ян Чэнфу) передал комплекс из 40 движений.

Тайцзи цзянь – комплекс с прямым мечом – не встречается в списке У Юйсяна, хотя в современной версии стиля он есть. Янский вариант комплекса был впервые описан Чэнь Вэймином, который изучал его у Ян Чэньфу и Чэнь Янмина. Существуют также упражнения в паре (“склеенные мечи”). Всего есть 13 техник меча. Ли Ясюань (знаменитый ученик Ян Чэнфу) передал комплекс из 43 движений. Ян Чжэньдуо (сын Ян Чэнфу) описал комплекс из 67 движений. Ли Ясюань также преподавал комплекс “Уданский меч” из 73 движений вместе с парным вариантом из 72 движений, комплекс “Уданский меч” из 53 движений вместе с парным вариантом из 48 движений.

Тайцзи цян – комплекс с копьем. Ян Лучань был знаменит своей техникой копья. Комплекс держался в секрете и преподавался лишь ближайшим ученикам. Во времена Ян Чэньфу обучали парному комплексу, но одиночный был только для продвинутых учеников. Книга Ян Чэньфу “Использование тайцзицюань” описывает тренировку в паре и дает несколько замечаний по одиночной отработке. Ли Ясюань (знаменитый ученик Ян Чэнфу) передал комплекс с длинным копьем из 41 движения, парные комплексы с копьями (“4 склеенных копья” и “4 разделенных копья”).

Техники копья применимы также к шесту и албарде. Так как Ян Баньхоу – сын Ян Лучаня – очень много дрался, его мать, боясь что он кого-нибудь убьет, отрезала наконечник у копья, оставив сыну только длинный шест. Ян Баньхоу был также искусен в технике копья, как и его брат Ян Фэнхоу (рано умерший). Длина шеста тайцзи – 2-2.5м.

Книга Ли содержит описание короткого комплекса с копьем, книга Чэнь Яньлина – короткого комплекса с шестом. В книге Ян Юйтина, где описан старый вариант комплекса семьи У, также приведен лишь короткий одиночный комплекс. Полный вариант янского комплекса состоит из 41 позиции, комплексы других школ нигде не записаны.

Стиль семьи Чэнь

Комплекс тайцзи дао семьи Чэнь (старая школа) состоит из 23 позиций.

Комплекс тайцзи цзянь семьи Чэнь (старая школа) состоит из 49 позиций.

Лихуа цян цзя байюань гунь (копье цветка груши + шест Байюаня) – этот комплекс с копьем состоит из 71 позиции. Он объединяет прямолинейные техники копья и угловые техники шеста.

В чэньском тайцзи известны два комплекса с шестом: чэньши тайцзигунь шисаньши (13 форм шеста семьи Чэнь Великого Предела) и парные комплексы – чэньши тайцзи саньгунь (три действия шестом Великого Предела семьи Чэнь) и чэньши тайцзи багунь (восемь действий шестом Великого Предела семьи Чэнь).

Из прочих видов оружия в чэньском тайцзи присутствуют чуньцю дадао(алебарда Весен и Осеней), шуан цзянь (парные мечи), шуан дао (парные широкие мечи).

Стиль семьи Сунь

В суньском тайцзи есть комплексы с прямым мечом, широким мечом и копьем. Комплекс с прямым мечом (62 движения) происходит из багуачжан. Комплекс с копьем сегодня не помнит (или просто не хочет преподавать) даже Сунь Цзяньюнь.

Стиль семьи У (иероглиф “шумный”)

Имеются комплексы с прямым мечом (из 87 движений и из 64 движений), парные упражнения “склеенные мечи”, техника “с голыми руками против меча”, комплекс с широким мечом (из 13 движений), упражнения с шестом (одиночные и парные).

Вспомогательная наработка

Если заниматься тайцзицюань как боевым искусством, то ни в коем случае не обойтись без методов вспомогательной наработки. К классическим методам вспомогательной тренировки тайцзицюань относятся следующие:

  1. Статическая наработка. Прорабатывают «стояние столбом» и стояние в основных позициях.
  2. Проработка базовых приемов с копьем.
  3. То же самое, но копье берут не деревянное, а железное (до 20-30 кг весом).
  4. Наработка приемов копья в паре (“склееные копья”).
  5. Одиночная тренировка выброса усилия-цзин.
  6. Одиночная проработка методов действий ногами.
  7. Проработка методов падения и перекатывания.
  8. Проработка методов прыжков.
  9. Проработка боевых перемещений.
  10. Жесткий цигун.

Путь гармонии

Внимание!
    Этот материал взят из открытых источников и предназначен исключительно для ознакомления.Авторские права на скачиваемые вами файлы имеют своего Правообладателя. Материалы в целом или по отдельности являются объектом авторского права и подлежат защите согласно российскому и международному законодательству. Мы не несем ответственности за незаконное удаление копирайтов или иные действия, нарушающие права изготовителей. Если Вы считаете, что какой-либо из материалов нарушает Ваши права, свяжитесь с нами (ShinKage@muto.ru).

Цель публикации данных ссылок является некоммерческой, поэтому владельцы сайта и хостинг-провайдер не несут никакой материальной ответственности ни при каких условиях и обстоятельствах, за последствия, которые прямо или косвенно повлекло за собой использование материалов, представленных на данном сайте, и не может быть основанием для их судебного преследования.

Скачав этот файл, Вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование, распространение и подтверждаете свое согласие с данными утверждениями. В противном случае Вам рекомендуется немедленно закрыть это окно, не загружая файл.

Скачать: “Путь гармонии” в PDF формате (0.4 мб)

Каковы Ваши три ЖЕЛАНИЯ?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Вернуться наверх