Концепция У-Син
амые известный из парных комплексов этого раздела – «взаимопорождение и взаимопреодоление пяти первостихий». Это классический парный комплекс – основа техники и навыков первого этапа обучения. Парный спарринг построен на принципе взаимодействия первоэлементов и соответствующих им ударов. Здесь отрабатывается главенствующий принцип интуитивного реагирования на действия соперника на основе теории У-Син.
Концепция У-Син.
В общефилософской литературе Древней Индии и Древненего Китая на рубеже конца второго и начала первого тысячелетий до нашей эры вопрос о субстанции бытия решался на основе пяти первоэлементов или стихий. По представлению древних индийцев и китайцев, наряду с “воздухом” (в древней Индии животворное дыхание – прана) как носителем “начала” рассматривались и другие элементы природы – так называемые космические первоэлементы: земля, вода, огонь, металл, дерево. При этом вода, земля, металл относились к элементам, из которых слагаются тела, дерево овеществляло “принцип роста”, а огонь являлся признаком “движения и развития”. Воздух поступающий при дыхании, оказывает “одушевляющее” действие. Между всеми этими первоэлементами существуют связи (по принципу пентаграммы) и все соотносится с окружающей средой, течением времени и космическими влияниями. В индийской философии к пяти первоэлементам прибавляется шестой “сознание”. Все мировые представления укладывались в представление о первоэлементах. В древнем Китае учение о пяти первоэлементах излагалось Цзы Сы (V-IV вв. до н. э.), Мен-цзы (IV – III вв. до н. э.); более строгую форму это учение обрело в изложении Цзоу Яна (III в. до н. э.). В Древней Греции и Древнем Риме также существовало учение о первоэлементах, лежащих в основе мира (Эмпедокл, Сенека V в. до н. э.), это может свидетельствовать в пользу того что западный человек в состоянии воспринять т. н. восточную философию, а также о том, что утверждение разности Востока и Запада надуманное. Натурфилософское мировоззрение было свойственно Западу в дохристианскую эпоху это факт…
Тренировочная система китайского бокса основана на концепции У-Син (пять первостихий). Каждой из стихий соответствует своя форма работы:
Концепция У-Син (пять первостихий) |
Дерево (Тигр) – это бой на средней дистанции, укрепление и закалка конечностей, взрывная мощь и ярость. |
Огонь (Дракон) – подразумевает ведение боя на дальней дистанции, точечные хлесткие удары, расчет времени, быстрые перемещения. | |
Базовый элементЗемля (Журавль) включает в себя останавливающие удары, двойные удары, одновременность защиты и атаки. | |
Концепция У-Син (пять традиционных зверей) |
Метал (Змея) – это ближняя дистанция, обвивание и задавливание противника, мощные удары с использованием «маятника» тела и оригинальную работу ногами в ближнем бою. |
Вода (Леопфард) – это борьба в дистанции клинча, броски, подсечки, удержания, заломы и методы противостояния им. |
Базовый курс китайского бокса рассчитан на 3 – 5 лет непрерывного обучения и 4-х разовые недельные тренировки по два с половиной часа.
Следует отметить, что китайский бокс не является подражательным стилем КУНФУ, в нем используются концептуальные
Концепция Годай.
Другой подход в обучении состояния в бою – Годай (Пять Великих).Годай – это буддийская традиция. Годай – это равнозначимые абсолютные категории, не порождающие и не разрушающие друг друга, а являющиеся частью проявленной и потенциальной материи как энергии вселенского будды (если говорить об их проявлениях в теле, выше только астральный и ментальный уровень и, соотвественно две чакры – аджна и сахасрара).
Категория Годай (Пять Великих): Земля, Вода, Огонь, Воздух, Пустота-Эфир (кстати, сравните с земля, вода, огонь, ветер, пустота в «Книга пяти колец» Миямото Мусаси»).
О системе и теориях элементов.
В данном подходе элементы используются, прежде всего, для работы с энергией – её проявлением на физическом, психо-эмоциональном и ментальном уровнях. Работа с центрами (чакрами) способствует выработке вполне определенных способов реагирования и движения в соответствии с элементами годай. Это – практическая медитация с определенными видами дыхания, мантрами, мудрами и визуализациями – кстати говоря, несложными, которая способствует выработке естественности спонтанного реагирования при нахождении в том или ином эмоциональном состоянии, а также умении произвольно входить в то или иное состояние сознания. На форму техники это влияет не в момент её базового изучения, а в момент практического использования. Секретом обучения обычно является не сама техника форм (обычно она одинаковая в ОМОТЭ и КОДЭН, а метод её исполнения). Поэтому, одна и та же ката, при желании, может выполнять роль “медитации в действии”.
Продолжение следует.